Инструкция: Прослушайте текст. Беседа по прочитанному. Пересказ текста. Повторное чтение текста. Запись текста по памяти.
Полет журавлей
Сильный, громкий, переливчатый крик раздался над нами, и в тот же час крик повторился, но уже впереди. Большие, красивые птицы летели треугольником, резко и редко взмахивая большими, выпуклыми крыльями. Они летели так быстро, что воздух свистел вокруг. Журавли изредка перекликались с вожаком и было в этом что-то выжное, несокрушимое, гордое и самоуверенное в подоблачном разговоре.
Оценка:
- 6 баллов - к нему относятся те дети, у которых самостоятельно составлен связный рассказ, достаточно полно и адекватно отображающий тему; соблюдается последовательность в передаче событий и связь между фрагментами-эпизодами; рассказ построен в соответствии с грамматическими нормами языка (с учетом возраста детей); при выполнении задания не допустят ни одной ошибки;
- 5 баллов - к нему относятся те дети, у которых самостоятельно составлен связный рассказ, достаточно полно и адекватно отображающий тему; соблюдается последовательность в передаче событий и - связь между фрагментами-эпизодами; рассказ построен в соответствии с грамматическими нормами языка (с учетом возраста детей); при выполнении задания могут быть допущены орфографические ошибки;
- 4 балла - к нему относятся те дети, у которых достаточно полно отражено содержание темы; отмечаются нерезко выраженные нарушения связности повествования; единичные ошибки в построении фраз; при выполнении задания допустят не более 3 ошибок;
- 3 балла - к нему относятся те дети, у которых при выполнении задания нарушена связность повествования; отмечаются пропуски нескольких моментов действия, отдельные смысловые несоответствия; в тексте могут допустить до 5 ошибок;
- 1 балл - к нему относятся те дети, у которых при выполнении задания отмечается пропуск существенных моментов действия и целых фрагментов, что нарушает смысловое соответствие рассказа; встречаются смысловые ошибки; рассказ подменяется перечислением действий; в тексте могут допустить более 5 ошибок.
Уровни успешности:
- 5-6 баллов - хороший уровень.
- 4 балла - удовлетворительный уровень.
- 1-3 балла - недостаточный уровень.
3. Диктант. Цель: определить умение самостоятельно без ошибок составлять письменный связный рассказ.
Инструкция: Прослушайте внимательно текст. Короткая беседа по прочитанному. Запись предложений под диктовку.
Русские леса
Хороши русские леса. Смолою пахнет сосновый бор. Под самыми тучами шумят зеленых вершины, метут синеву неба. Точно белые красавицы глядят в воду кудрявые березы. На залитых солнцем полянах раскинулись дубы. Каждым листочком дрожит осина. Яркий осенний наряд у клена. Высокие стройные ели вытянули острые макушки. В тенистых дубравах поселились певчие птицы. Тихие речушки протекают в лесной глуши.
- 5 баллов - к нему относятся те дети, которые при выполнении задания не допустят ни одной ошибки.
- 3 балла - к нему относятся те дети, которые при выполнении зад:ания допустят не более 3 ошибок;
- 1 балл - к нему относятся те дети, которые при выполнении задания допустят более 3 ошибок.
- 5 баллов - хороший уровень.
- 3 балла - удовлетворительный уровень.
- 1 балл - недостаточный уровень.
Предлагаемые задания направлены на выявление особенностей нарушения письма и уровня развития письменной речи, поэтому задания не предусматривают оказания помощи. Письменные работы взяты из Сборника диктантов и творческих работ Л.И. Тикуновой, В.П. Канакиной [39].
3.2 Результаты исследования особенностей нарушения письма у учащихся 4-го класса общеобразовательной школы
Целью данного этапа исследования: изучить особенности нарушений письменной речи учащихся 4-го класса общеобразовательной школы.
Исследование с учащимися проводилось в первой половине дня.
Проведя первичную диагностику, по выявлению особенностей нарушения письма у учащихся 4-го класса общеобразовательной школы, мы получили следующие результаты.
При анализе данных по первому заданию «Списывание с печатного текста» результаты были следующими:
1. Экспериментальная группа.
- Хороший уровень успешности: к нему было отнесен 1 ребенок.
- Удовлетворительный уровень: 4 ребенка.
- Недостаточный уровень: 5 детей.
Таким образом, мы видим, что у преобладающего большинства учащихся не до конца сформирован навык списывания. Наблюдаются ошибки следующего порядка:
- орфографические ошибки: сриди - среди, лиственица - лиственница, хвая - хвоя, савсем - совсем;
- дисграфические ошибки: клюны - клены, смешные - смешанные, красивы - красивые, деревьяв - деревьев.
2. Контрольная группа
- Хороший уровень: 1 ребенок.
- Удовлетворительный уровень: 5 детей.
- Недостаточный уровень: 4 детей.
Наблюдаются ошибки следующего порядка:
- орфографические ошибки: кагда - когда, лиственица - лиственница, сваими - своими,
- дисграфические ошибки: ласкавые - ласковые, лисьтья - листья, белостваные - белоствольные, смешанние - смешанные.
Графически результаты экспериментальной и контрольной группы приведены на рисунке 1.
Рис.1. Результаты диагностики уровня успешности контрольной и экспериментальной группы по заданию 1 «Списывание текста»
Из рисунка 1 видно, что уровень детей контрольной и экспериментальной группы примерно одинаковый.
При анализе второго задания «Изложение» результаты были следующими.
- Хороший уровень успешности: К нему не было отнесено ни одного ребенка.
Таким образом, мы видим, что у преобладающего большинства учащихся не до конца сформирован навык написания изложения. У половины детей наблюдалось достаточно полное раскрытие темы, но отмечались нерезко выраженные нарушения связности повествования, единичные ошибки в построении фраз. У другой части детей наблюдались пропуски нескольких моментов действия, смысловые несоответствия, что привело к нарушению связности рассказа. Многие дети неправильно применяли слова, выпускали целые фрагменты действия, писали несколько предложений в одно. Количество ошибок увеличилось. Наблюдаются ошибки следующего порядка:
- орфографические ошибки: важак - вожак, вакруг - вокруг, Ани -они, триугольником - треугольником.
- дисграфические ошибки: вкруг - вокруг, птитцы - птицы,в немного впереди - немного впереди, бысро - быстро, несокушимо - несокрушимо.
2. Контрольная группа.
Проанализировав работы детей, нами было выделено три уровня успешности выполнения задания:
- Удовлетворительный уровень: 4 детей.
В контрольной группе у учащихся не до конца сформирован навык написания изложения. Только один ребенок написал связный рассказ с малым количеством ошибок. У половины детей наблюдалось достаточно полное раскрытие темы, но отмечались нерезко выраженные нарушения связности повествования, единичные ошибки в построении фраз. У другой части детей наблюдались пропуски нескольких моментов действия, смысловые несоответствия, что привело к нарушению связности рассказа. Многие дети неправильно применяли слова, выпускали целые фрагменты действия, писали несколько предложений в одно. Количество ошибок увеличилось.
- орфографичекие ошибки: триугольником - треугольником, несокрухимое несокрушимое, чтото - что то, важаком - вожаком, вакруг - вокруг;
- дисграфические ошибки: выпокломи - выпуклыми, зади - сзади, переливчивые - переливчатый, пуклыми - выпуклыми.
Результаты исследования экспериментальной и контрольной группы по второму заданию приведены на рисунке 2.
Рис. 2. Результаты диагностики уровня успешности детей по второму заданию «Изложение»
Из рисунка 2 видно, что уровень успешности детей экспериментальной группы немного ниже, чем у детей контрольной группы.
При анализе данных третьего задания «Диктант» результаты были следующими.
- Хороший уровень успешности: 1 ребенок.
- Удовлетворительный уровень: 3 детей.
- Недостаточный уровень: 6 детей.
Таким образом, мы видим, что у преобладающего большинства учащихся не до конца сформирован навык письма под диктовку. Количество ошибок увеличилось. Наблюдаются ошибки следующего порядка:
- орфографические ошибки: кросавицы - красавицы, слнце - солнце, тянистые - тенистые, хараши - хороши;
- дисграфические ошибки: (литут) синевут - (литут) синеву (неба), птисы - птицы, небу - неба, разкинулись - раскинулись, под саамами - под самыми, красавитсы - красавицы.
Можем сделать вывод, что при письме под диктовку количество ошибок увеличилось. Наблюдаются ошибки следующего порядка:
- орфографические ошибки: хараши - хороши, сваими - своими, сеневу - синеву, палянах - полянах;
- дисграфические ошибки: звонкй - звонкий, синеву в неба - синеву неба, красавинцы - красавицы, солсем - солнцем, зальтых - залитых.
Результаты исследования экспериментальной и контрольной группы по третьему заданию приведены на рисунке 3.
Рис. 3. Результаты диагностики детей экспериментальной и контрольной группы по заданию 3 «Диктант»
Из рисунка 3 видно, что дети экспериментальной и контрольной группы находятся почти на одном уровне успешности.
По результатам проведенных заданий мы видим, что при выполнении репродуктивных заданий (списывание с печатного текста и диктант) у детей был выше уровень успешности, чем при выполнении творческих работ (изложения). У детей недостаточно сформирован навык списывания с печатного текста и письмо под диктовку. Еще на более низком уровне находится написание изложений. У детей увеличивается количество ошибок, так как они не умеют применять правила при выполнении творческих работ. У детей наблюдаются значительные нарушения связности повествования из-за отсутствия смысловой и синтаксической связи между отдельными фразами, предложениями и пропусков существенных моментов действия, нарушена последовательность в передаче событий, отмечаются явно выраженные недостатки в языковой реализации замысла.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13