Рефераты. Особенности нарушения письменной речи у учащихся 4-ого класса общеобразовательной школы

p align="left">Результаты констатирующего этапа эксперимента показали, что у большинства обследуемых детей развитие навыков письма не соответствует норме, что характеризуется наличием большого количества орфографических и дисграфических ошибок и неумением составить связное письменное высказывание.

Мы попытались разработать дифференцированную систему коррекционно - логопедической работы по развитию письменной речи у детей 4-го класса, имеющих речевые ошибки.

Полученные в ходе нашего исследования данные подтверждают выдвинутую вами гипотезу, о том, что навыки письма и письменную речь у учащихся 4-го класса общеобразовательной школы возможно развивать более эффективно, если применять в работе специальную систему логопедических занятий. В результате анализа полученных в ходе опытно-экспериментального исследования данных мы обнаружили, что динамика количественных и качественных изменений в развитии навыков письма и письменной речи стала выше после проведения экспериментальной работы по формированию письменной речи на логопедических занятиях.

Эти данные были подвергнуты обработке методом математической статистики с использованием U-критерня Манна-Уитни, которая подтвердила наши предположения. Следовательно, в результате проведенной нами логопедической, произошли качественные и количественные изменения после проведения работы по развитию навыков письма и письменной речи на логопедических занятиях.

Цель работы достигнута, задачи реализованы полностью.

Результатом нашей работы является разработка системы занятий по формированию самостоятельной письменной речи на логопедических занятиях у учащихся 4-го класса общеобразовательной школы.

Библиографический список

1. Ананьев Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом. - Л, 1976

2. Мешкова Л.В. Развитие речи детей. - СПб.: Питер, 2002

3. Гурьянов Е.В. Психология обучения письму. - М., 1989

4. Иванов Е.С. Психические и речевые нарушения у детей. Вопросы реабилитации. Сб. научн. тр. - Л.: ЛГПИ, 1978

5. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. - СПб.: Речь, 2003. - 330с.

6. Левина Р.Е. Нарушения чтения и письма у детей. - М.: Учпедгиз, 1966

7. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. - М.: Педагогика, 1983. - Т.1. - 392с.

8. Левина Р.Е. Нарушения речи у детей дошкольного возраста. - М.: Наука, 2004

9. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. - СПб.: Речь, 2003. - 330с

10. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. М.: Просвещение, 1989

11. Безруких М.М. Этапы формирования навыка письма. - М.: Просвещение, 2003. - 96с.

12. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М., 1985. - С.195

13. Безруких М.М. Как научить ребенка писать красиво. - М.: ВЛАДОС, 2003.

14. Эльконин Д.Б. Избранные произведения. - М.: Просвещение, 2000. - Т.1.

15. Козырева Л.М. Развитие речи: Дети 5 - 7 лет. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. - 160с.

16. Как рождается проблема дисграфии и дислексии. // Речевой центр: http://www.logopedplus.ru/dyslexia-dysgraphia

17. Выготский Л.С. Психология. - М.: ЭКСМО, 2002. - 1008с.

18. Неволина Л.Г. Речевые и нервно-психические нарушения у детей и взрослых. - Л.: ЛГПИ, 1987

19. Токарева О.А. Расстройства письменной речи у детей. Очерки по патологии речи и голоса / Под ред. С.С. Ляпидевского. Вып. 2. М.: Учпедгиз, 1963

20. Ляпидевский С.С., Шаховская С.Н. Расстройства речи и голоса в детском возрасте. Сб. трудов. - М.: Просвещение, 1973

21. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. - СПб.: Речь, 2003. - 330с

22. Панченко И.И. Особенности фонетико-фонематического анализа расстройств звукопроизношения и некоторые принципы лечебно-коррекционных мероприятий при дислалических и дизартрических нарушениях речи. // Расстройства речи и голоса в детском возрасте. Сб. трудов. - М.: Просвещение, 1973

23. Токарева О.А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии) // Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С. С. Ляпидевского. М.: Медицина, 1969

24. Хватцев М.Е. Логопедия. - М.: Учпедгиз, 1959

25. Фролов Е.А. Логопедия. - М.: Просвещение, 1999. - 198с.

26. Серебрякова Н.В. К вопросу о методике изучения ориентировки на слово у детей - дошкольников с нарушениями речи. //Речевые и нервно - психические расстройства у детей и подростков. - Л.: Медицина, 1987

27. Парамонова Л.Г. Предупреждение и преодоление дисграфии у детей. - СПб.: Союз, 2001

28. Парамонова Л.Г. Как подготовить ребенка к школе. - СПб.: Дельта, 1997

29. Панченко И.И. Особенности фонетико-фонематического анализа расстройств звукопроизношения и некоторые принципы лечебно-коррекционных мероприятий при дислалических и дизартрических нарушениях речи. // Расстройства речи и голоса в детском возрасте. Сб. трудов. - М.: Просвещение, 1973

30. Ляпидевский С.С., Шаховская С.Н. Расстройства речи и методы их устранения. Сб. трудов. - М., 1975

31. Чиркина Г. Почему ребенок плохо читает. // Первое сентября. - 2005. - №82

32. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. - СПб.: Речь, 2003. - С.135-139

33. Тихонова Е., Куценко Е. Пишем, как слышим. // Первое сентября. - 2005. - №5

34. Левина Р.Е. Нарушения речи у детей дошкольного возраста. - М.: Наука, 2004

35. Андреева С.Л. Коррекционно-логопедическая работа с детьми-дисорфографиками// Учитель-ученик; проблемы, поиски, находки №43. Психолого-педагогическая поддержка в образовании. Юго-западный окружной методический центр. - М., 2003. - С.76-84

36. Волоскова Н.Н. Формирование графо-моторного компонента письма у учащихся начальных классов// Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: Учебное пособие/ под общ. ред. канд. пед. наук, доцента О.Б. Иншаковой. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2001 - с. 193-199

37. Бастуй Н.А. Нейропсихологический анализ причин школьной неуспеваемости // Тезисы докладов 1 Международной конференции памяти А.Р.Лурия / Под ред. Е. Д. Хомской. -- М.: Изд-во МГУ, 1997

38. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. -- М.: АСТ, 1999. - 48с.

39. Тикунова Л.И., Канакина В.П. Сборник диктантов и письменных работ. - М.: Просвещение, 2002.

40. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. - М., 1996.

41. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. - М., 2006.

42. Садовникова И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма. - М., 2005.

43. Еджменкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. - М., 1991

44. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М., 1999

45. Сборник программ для четырехлетней начальной школы. / Сост. Л.Я.Вохмянина, Р.Г.Чуракова. - М., 2001

46. Ковригина Л.В. Формирование грамматического строя речи у дошкольников с речевыми нарушениями. - Новосибирск, 1998.

47. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в группе детей с ОНР. - М., 2003.

48. Грибова О.В. Технология организации логопедического обследования. Метод.пособие. - М., 2005

49. Ястребова А.В. Коррекция нарушения речи у учащихся. - М.: Гном-Пресс, 1999.

50. Российская В.Н. Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей. - М., 2004.

51. Ипполитова А.Г. Из опыта логопедической работы. / Под ред. М.М.Сироткина. - М., 1953.

52. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000.

53. Ланцов А.А. Расстройства речи. Клинические проявления и методы коррекции. Сб. научн. тр. - СПб.: Наука, 1994.

54. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. - М.: Медицина, 2000.

55. Ляпидевский С.С., Шаховская С.Н. Расстройства речи и методы их устранения. Сб. трудов. - М., 1975.

56. Ляпидевский С.С., Шаховская С.Н. Расстройства речи и голоса в детском возрасте. Сб. трудов. - М.: Просвещение, 1973.

57. Мартынова Р.И. Основные формы расстройств у детей в сравнительном плане с позиций количественного подхода. - М.: Просвещение, 1972.

58. Неволина Л.Г. Речевые и нервно-психические нарушения у детей и взрослых. - Л.: ЛГПИ, 1987.

59. Окунева Г.Ю. Психические расстройства у детей. Речевые нарушения у детей. - Пермь: Знание, 1999.

60. Парамонова Л.Г. Изучение и коррекция речевых расстройств: Межвуз. сборник научных трудов. - Л.: ЛГПИ, 1986.

61. Расстройства речи у детей и подростков./ Под ред. С.С.Ляпидевского. - М.: Просвещение, 1963.

62. Синицина Е.И. Игры и упражнения со словом. - М.: Юнвес, 2000. - 156с.

63. Фролов Е.А. Логопедия. - М.: Просвещение, 1999. - 198с.

Приложение 3

Сводные результаты диагностики детей по всем заданиям на констатирующем этапе представлены в таблицах 1 и 2.

Таблица 1

Результаты диагностики детей экспериментальной группы

Имена детей

Списывание

Диктант

Изложение

Общее количество

Балл

Уровень

Балл

Уровень

Балл

Уровень

Балл

Уровень

Надя Д.

1

1

1

1

1

1

3

1

Антон 3.

3

2

1

1

1

1

5

1

Женя Ф.

1

1

1

1

1

1

3

1

Максим У.

1

1

1

1

3

2

5

1

Олег Р.

3

2

3

2

3

2

9

2

Володя П.

3

2

3

2

1

1

7

2

Аня У.

5

3

5

3

3

2

13

3

Таня О.

1

1

1

1

3

2

5

1

Рита Ж.

1

1

1

1

1

1

3

1

Иван Ч.

3

2

3

2

3

2

9

2

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.