II блок - развитие письменной речи.
№
зЗанятия
Тема занятия
Виды коррекционной работы
Грамматические темы
Коррекция неречевых
процессов
1-2.
Восстановление деформированного текста.
1. Учить восстанавливать
последовательность предложений (частей) в деформированном тексте.
2. Учить восстанавливать границы предложений в деформированном тексте
1.Дан текст без обозначения начала и конца предложений или текст с неправильным обозначением границ предложений. Восстановить границы предложений, списать текст.
2.Пересказать полученный
текст.
3. Восстановить в тексте
логическую последовательность предложений. Списать.
4. Пересказать полученный
5. Предложения текста напечатаны на отдельной
карточке, некоторые
деформированы.
Восстановить предложения,
найти заголовок. Пересказать
Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти;
развитие логического мышления;
мелкой
моторики рук
3-4.
Редактирование текста.
Учить восстанавливать логическое построение рассказа.
1 .Восстановить последовательность предложений в тексте, в котором присутствуют лишние предложения или пропущенные слова,
раскрывающие основную
тему рассказа.
2. Разбить текст на части.
Пересказать.
3. Запись составленного
рассказа в тетрадь.
4.Проверка написанного
5-6
Полный последовательный пересказ
Учить полному последовательному пересказу с опорой на вопросы, предметные картинки, меловой
рисунок, словесный план
1. Определить тему рассказа.
2. Дать заголовок.
3. Отделить главную мысль от второстепенной.
4.Разделить рассказ по смыслу на отдельные части.
5. Выделить смысловые
опоры в рассказе.
6. Запись составленного
7. Проверка написанного
7-8
Пересказ по
Отдель-ным фрагментам
Учить полному
последовательному пересказу с опорой на фрагмент рассказа (начало, середина, конец).
1 .прослушать рассказ.
2. Дать ему название.
3. Прочитать начало рассказа, напечатанное на карточке.
4.3акончить пересказ
самостоятельно.
5. Запись составленного рассказа в тетрадь.
б. Проверка написанного.
Всем учащимся раздаются
разные фрагменты рассказа
9-10
Составление
рассказа по сюжетной картине.
Формирование навыка
составления рассказа по сюжетной картине.
Алгоритм составления
рассказа по картине.
1. На переднем плане...
2. В центре картины...
3. На заднем плане...
4.Личное отношение к сюжету картины.
5. Какие переживания, впечатления вызвала картина.
рассказа.
7. Проверка написанного.
Мы предполагаем, что предложенная нами система занятий по развитию навыков письма учащихся 4-го класса общеобразовательной школы на логопедических занятиях будет способствовать лучшему усвоению программы.
На этом формирующий этап эксперимента был закончен.
3.4 Анализ эффективности экспериментальной работы
Экспериментальное исследование после обучающего этапа проводилось в апреле 2007 года.
Цель - проверить эффективность использования разработанной нами логопедической системы по развитию навыков письменной речи учащихся 4-го класса общеобразовательной школы.
Исследование проводилось в первой половине дня.
Чтобы оценить результативность и эффективность проделанной работы с детьми, нами были использованы те же задания, что и на констатирующем этапе эксперимента.
При анализе данных по первому заданию «Списывание с печатного текста», были получены следующие результаты:
1. Экспериментальная группа.
- Хороший уровень успешности: 5 детей
- Удовлетворительный уровень: 5 детей.
- Недостаточный уровень: не отнесено ни одного ребенка.
По результатам проведенной работы мы видим, что уровень детей значительно повысился.
2. Контрольная группа
- Хороший уровень: 1 ребенок.
- Недостаточный уровень: 4 детей.
Графически результаты представлены на рисунке 4.
Рис. 4. Результаты диагностики контрольной и экспериментальной группы по заданию 1 «Списывание текста»
Из рисунка 4 видно, что уровень детей экспериментальной группы на контрольном этапе эксперимента значительно превышает уровень детей контрольной группы.
При анализе второго задания «Изложение» результаты были следующими.
- Хороший уровень: 3 детей
- Удовлетворительный уровень: 7 детей.
- Недостаточный уровень: К нему не было отнесено ни одного ребенка.
По результатам проведенной работы мы видим, что у большей части детей наблюдалось достаточно полное раскрытие темы, но отмечались нерезко выраженные нарушения связности повествования, единичные ошибки в построении фраз. Трое детей смогли полно раскрыть тему.
2. Контрольная группа.
Проанализировав работы детей, нами было выделено три уровня успешности выполнения задания:
- Удовлетворительный уровень: 4 детей.
- Недостаточный уровень: 5 детей.
В контрольной группе у учащихся не до конца сформирован навык написания изложения. Только один ребенок написал связный рассказ с малым количеством ошибок. У половины детей наблюдалось достаточно полное раскрытие темы, но отмечались нерезко выраженные нарушения связности повествования, единичные ошибки в построении фраз. У другой части детей наблюдались пропуски нескольких моментов действия, смысловые несоответствия, что привело к нарушению связности рассказа. Многие дети неправильно применяли слова, выпускали целые фрагменты действия, писали несколько предложений в одно. Количество ошибок увеличилось.
Результаты исследования экспериментальной и контрольной группы по второму заданию приведены на рисунке 5.
Рис. 5. Результаты диагностики уровня успешности детей по второму заданию «Изложение»
Из рисунка 5 видно, что уровень успешности у детей экспериментальной группы значительно выше, чем у детей контрольной группы.
При анализе данных третьего задания «Диктант» результаты были следующими.
- Хороший уровень успешности: к нему не было отнесено ни одного ребенка
- Удовлетворительный уровень: 10 детей.
- Недостаточный уровень: к нему не было отнесено ни одного ребенка.
Выполнение данного задания показало, что у учащихся не до конца сформирован навык письма под диктовку, наблюдаются ошибки. Но в сравнении с началом экспериментальной работы произошел значительный успех в написании диктанта.
- Хороший уровень: к нему не отнесено ни одного ребенка
Можем сделать вывод, что при письме под диктовку количество ошибок увеличилось.
Результаты исследования экспериментальной и контрольной группы по третьему заданию приведены на рисунке 6.
Рис. 6. Результаты диагностики детей экспериментальной и контрольной группы по заданию 3 «Диктант»
Сводные результаты диагностики детей на контрольном этапе эксперимента приведены в таблицах 5 и 6 (Приложение 4).
Для выявления значимости и достоверности проведенной работы используем математическую обработку результатов (Приложение 5).
Обработка результатов детей контрольной группы с использованием U-критерия Манна-Уитни показал, что U эмп. = 44,5, значит, уровень развития письменной речи детей на контрольном этапе эксперимента не превышает уровня детей на констатирующем этапе, так как U эмп. выше, чем U кр.
Обработка результатов детей экспериментальной группы показала: U эмп. = 13, поэтому можно сказать о том, что уровень развития письменной речи и навыков письма детей после формирующего этапа эксперимента превышает уровень развития до него и различия можно считать значимыми и достоверными.
Таким образом, мы можем говорить о том, что проведенная работа по преодолению нарушении письма и письменной речи системой целенаправленных занятий, оказалась успешной.
В процессе работы мы проанализировали психологическую и методическую литературу по данной теме; охарактеризовали дисграфию и рассмотрели ее различные виды; изучили возможности коррекции дисграфии у детей; провели исследование и обосновали выбор методик; проанализировали результаты исследования и сделали выводы.
Тесная взаимосвязь развития речи, сенсорных функций, моторики и интеллекта определяет необходимость коррекции нарушений речи при дисграфии у детей в сочетании со стимуляцией развития всех ее сторон, сенсорных и психических функций, осуществляя тем самым формирование речи как целой психической деятельности.
При решении проблемы нарушений фонетической стороны речи и их коррекции у детей с дисграфией значимым и продуктивным является комплексный подход, включающий психолого-педагогический, психофизиологический, медицинский, лингвистический аспекты рассмотрения данного речевого расстройства.
Дифференцированный подход в процессе воздействия должен осуществляться с учетом комплекса факторов: симптоматики расстройств фонетической стороны речи, характера конкретных видов дефектов звукопроизношения, уровня несформированности речевых и неречевых функций, зоны ближайшего развития, наличие или отсутствие нарушений фонематической и лексико-грамматической стороны речи, механизмов и структуры речевого дефекта, а также индивидуальных особенностей ребенка.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13