Рефераты. Проектирование познавательной среды для выпускников общеобразовательной школы в системе дополнительного образования

p align="left">Старший школь-ный возраст--это пора выработки взглядов и убеждений, фор-мирования мировоззрения.

В связи с необходимостью самоопределения возникают по-требность разобраться в окружающем и в самом себе, поиски смысла жизни вообще и своей жизни в частности.

Старшеклассники переходят к систематическому усвоению теоретических основ различных учебных дисциплин. Для учеб-ного процесса в старших классах характерны систематизация и обобщение знаний по различным предметам, установление содержательных межпредметных связей, что создает почву для овладения наиболее общими законами природы, общественной жизни и познания.

Старший школьный возраст--это возраст формирования собственных взглядов и отношений, по-исков своего самоопределения. Именно в этом выражается те-перь самостоятельность старшеклассников.

Старший школьник не просто стремится, чтобы его считали взрослым, но он хочет, чтобы признали его оригинальность, его право на индивидуальность. Отсюда стремление любыми путями обратить на себя внимание (часто демонстративное и по-казное увлечение тем, что осуждают взрослые).

Характерная особенность лич-ности старшего школьника--рост его самосознания. Уровень самосознания определяет и уровень требований старшеклассни-ков к окружающим людям и к самим себе.

В самооценке старшеклассники проявляют известную осто-рожность. Они охотнее высказываются о своих недостатках, чем о добродетелях. Завышенная самооценка заметно обнаруживается в преуве-личении своих умственных сил (Н. С. Лейтес). Это проявляет-ся по-разному: кому легко дается учение, считают, что и в лю-бой умственной работе они будут на высоте положения; кто выделяется успехами по определенному предмету, готовы ве-рить в свой специальный талант; даже слабоуспевающие уча-щиеся обычно указывают на какие-либо другие свои достиже-ния.

Высокий уровень самосознания старшего школьника, в свою очередь, приводит к самовоспитанию. Потребность в самоопределении побуждает старшего школь-ника систематизировать и обобщать свои знания о себе.

Итак, формирование мировоззрения, самостоятельности суждений, повышение требования к моральному облику челове-ка, формирование самооценки, стремление к самовоспитанию-- вот те новообразования, которые появляются в личности старшего школьника.

Ведущим видом деятельности становится учебно - профессиональная, правильная организация которой во многом определяет его становление как субъекта последующей трудовой деятельности, его отношение к труду.

У старшеклассников, по сравнению с подростками, интерес к учению повышается. Это связано с тем, что складыва-ется новая мотивационная структура учения. Ведущее место занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготов-кой к самостоятельной жизни. Эти мотивы приобретают лично-стный смысл и становятся действенными. Высокое место в мотивационной структуре занимают такие широкие социальные мотивы, как стремление стать полноцен-ным членом общества. Сохраняют свою силу и мотивы, лежащие в самой учебной деятельности, интерес к содержанию и процессу учения. Наря-ду с интересом к фактам, что характерно и для подросткового возраста, у старшего школьника проявляется интерес к теоретическим проблемам, к методам научного исследования, к са-мостоятельной поисковой деятельности по решению сложных задач.

Такая познавательная мотивация может распространяться на все предметы, на цикл каких-либо предметов или на от-дельный предмет. Избирательность познавательных интересов старших школьников очень часто связана с жизненными пла-нами, профессиональными намерениями, которые, в свою оче-редь, способствуют формированию учебных интересов, изме-няют отношение к учебной деятельности.

Итак, для мотивационной сферы старшего школьника ха-рактерно сочетание и взаимопроникновение широких со-циальных мотивов и познавательных мотивов, заключенных в самом учебном процессе. В старшем школьном возрасте на первый план выдвигается произвольная мотивация, т. е. все чаще учащийся руководствуется сознательно поставленной целью, своими намерениями.

Старшие школьники лучше осознают свое отношение к уче-нию, причины, побуждающие их учиться. В связи с высоким уровнем самокритичности старшие школьники, анализируя ус-ловия, мешающие учиться, указывают на проявление у них таких отрицательных черт характера, как лень, безволие, не-усидчивость, неумение организовать свое время и самоконт-роль, настроение. То есть свое отношение к учению учащиеся связывают с присущими им индивидуальными психическими особенностями.

Характерно, что подростки в такой же ситуации в большей степени указывают на особенности личности учителя, его ма-стерство, отношение к учащимся (44 % указаний) и только 26% указаний связано с психическими особенностями самих учащихся. Такая самокритичность старших школьников явля-ется предпосылкой потребности в самообразовании, стремления изменить свои черты характера и интеллектуальные возмож-ности.

Успешная работа по самообразованию и самосовершенствованию тесно связана с уровнем самооценки старшего школьни-ка. Отличительная особенность зрелой личности -- наличие дифференцированной самооценки. Такая самооценка предпола-гает сравнительно четкое осознание и выделение тех областей, в которых могут быть достигнуты высокие результаты, и тех, в которых человек не может претендовать на высокие результа-ты, четкое выделение своих сильных и слабых сторон.

Говоря о познавательной деятельности, Л. И. Божович от-мечает, что «нет ни одной интеллектуальной операции в позна-вательной деятельности старшего школьника, которой не было бы у подростка». В самом деле, старший школьник так же, как и подросток, мыслит понятиями, пользуется различными мыс-лительными операциями, рассуждает, логически запоминает и т. д., хотя и в этом отношении есть сдвиги. Остановимся на некоторых наиболее существенных из них.

1. Если в подростковом возрасте еще заметен разрыв в оп-ределениях конкретных и абстрактных понятий (подростки легче справляются с определением конкретных понятий), то в старшем школьном возрасте этот разрыв сглаживается. Как показывает исследование, при определении конкретных по-нятий подростки только в 53% случаев указывают как видовые, так и родовые признаки, в то время как старшие школьники (выпускники школ) справляются с этим в 92% случаев. При определении абстрактных понятий только 16% подростков ука-зали на видовые и родовые признаки, в то время как среди старших школьников таких учащихся было 83%.

2. Аналогичная картина наблюдается и в развитии таких мыслительных операций, как сравнение, обобщение. Так, если подросток находит сходство и различие при сравнении конк-ретных понятий в 69% случаев, то старшие школьники--в 100% случаев, а при сравнении абстрактных понятий подро-сток соответственно в 22% случаев, а старшие школьники в 92% случаев. Важный показатель умственной деятельности-- способность выделять существенное. В исследовании получены в этом отношении следующие данные. Подростки, производя группировку предметов, делали это по существенным призна-кам в 44% случаев, а старшие школьники (выпускники) в 70% случаев.

3. Показателем умственного развития является также уме-ние пользоваться рациональными приемами запоминания. Так, если подросток пользуется такими приемами, как многократное чтение и чтение и воспроизведение, то старшие школьники на-ряду с этими приемами использовали и такие приемы, как конспектирование и подчеркивание (27%), выделение главной мысли и сравнение с другим изученным материалом (10%), составление плана (8%).

Однако все это -- количественные изменения. В чем же за-ключается качественное своеобразие познавательной деятельности старшего школьника? Л. И. Божович указывает на изменение содержательной (о чем мыслят, что воспринима-ют и т. д.) и мотивационной стороны познавательной деятель-ности. О мотивационной стороне мы уже говорили. Как же из-меняется содержательная сторона?

Если подросток хочет знать, что собой представляет то или иное явление, то старшие школьники стремятся разобраться в разных точках зрения на этот вопрос и составить собственное мнение. Старшие школьники всегда хотят установить истину. Им становится скучно, если нет интересных задач «для ума». Дать старшекласснику такие задачи -- вот вопрос, который должен волновать.учителя.

Старших школьников привлекает сам ход анализа, спо-собы доказательства не меньше, чем конкретные сведения. Многим из них нравится, когда преподаватель заставляет их выбирать между разными точками зрения, требует обос-нования тех или иных утверждений; они с готовностью, даже с радостью, вступают в спор и упорно защищают свою позицию.

В дискуссиях старших школьников с легкостью возникают далекие сопоставления, смелые обобщения, рождаются ориги-нальные идеи. Возможно, это объясняется отсутствием готовые штампов, новизной такого рода умственной работы.

Активность мысли в эти годы и своеобразная продуктив-ность мышления (легкость возникновения новых ходов мысли) характерным образом обнаруживаются в неожиданных, порой фантастических предположениях и «теориях».

Старший школьный возраст--это пора поисков и открытий. Старшеклассники любят исследовать и экспериментировать, творить и создавать новое, оригинальное. Они с большим инте-ресом занимаются в различных научных обществах, в школах «юных математиков» и других юношеских объединениях.

Возникает вопрос: в какой же степени в процессе обучения и воспитания учитываются возможности старших школьников, их запросы, стремления, уровень умственного развития?

Большинство старшеклассников высказываются в пользу активных и самостоятельных форм деятельности: дискуссий, лабораторно-практических работ, изучения первоисточников.

Из характеристики познавательной деятельности старших школьников видно, что старшеклассники готовы к тому, чтобы проникать в сущность явлений, вскрывать причи-ны, делать выводы. Это--проявление исследовательского отно-шения к предмету.

Следовательно, процесс обучения старшеклассников должен все время рас-сматриваться с точки зрения того, насколько он готовит к самообразованию. Если в младших классах стояла зада-ча «учить учиться», то в старших классах установка на то, чтобы «учить учиться самостоятельно», т. е. формировать тех-нику самообразования, формировать рациональные приемы ра-боты с учебным материалом (конспектирование, пользование справочными материалами, работа с книгой, написание рефе-рата, тезисов). Очень важно учить старших школьников плани-ровать свою работу, выбирать индивидуальный оптимальный режим дня, рационально использовать свое время.

Перед педагогом стоит ответственная психолого -- педагогическая задача формирования старшеклассника как субъекта учебной деятельности, что предполагает прежде всего необходимость обучить его умению планировать, организовывать свою деятельность, умению полноценно учиться, общаться.

Анализируя аспекты познавательной деятельности личности, И.А. Зязюн отмечает: "Каждый человек имеет право и, как правило, заботится об усовершенствовании той сферы своей индивидуальности, к развитию которой она проявляет склонность, к чему у неё "лежит душа" [З]. Это значит, что основной целью учебно-воспитательного процесса является полная и законченная подготовка субъекта образования к полноценной жизни в обществе через развитие индивидуальности и формирование неповторимой личности".

Исследуя данную проблему, Г.А. Балл приходит к выводу о том, что традиционное обучение сегодня "нельзя квалифицировать как гуманное. Ведь тут доминирует рецептивно-репродуктивный метод, направленный не на психическое развитие учеников, а только на усвоение ими определённой учебной программой суммы знаний, умений, навыков. Этот метод базируется на ассоциативно-рефлекторной психологической теории обучения, которая берёт начало в 18 столетии и ориентирована на то, что процесс усвоения осуществляется через ассоциации, упражнения, наглядность в сочетании с монологическим словом учителя и индуктивным способом мышления учеников". "Позиция ученика в процессе такого обучения - крайне пассивная (безличностная), а позиция учителя - крайне императивная. Наиболее загруженной психической функцией оказывается память (ассоциативная и механическая)" [I]. Поэтому осуществление на практике второго подхода предполагает саморазвитие личности учащегося как субъекта познавательной и творческой деятельности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.