Рефераты. Проектирование познавательной среды для выпускников общеобразовательной школы в системе дополнительного образования

p align="left">Другими словами, дополнительное образование может рассматриваться как свободная деятельность, осуществляемая в свободное время. Применительно к учащимся -- основному субъекту дополнительного образования -- это означает: во-первых, наличие сферы, свободной от непреложных дел; во-вторых, сознательное стремление молодых людей определенным образом использовать это время и отсюда -- самостоятельный выбор варианта возможных действий; в- третьих, способность осуществить поставленную цель; в-четвертых, само действие.

Таким образом, дополнительное образование неразрывно связано не просто со свободным временем, а со свободой человека, более того, оно несет с собой эту свободу, предоставляя учащимся возмож-ность выбора тех или иных занятий и получения от них радости, удо-вольствия, пользы, наслаждения. При этом степень свободы субъекта дополнительного образования определяется соответствием избран-ных видов деятельности стремлению личности реализовать себя в них. Однако не следует рассматривать эту свободу как нечто безграничное, безразмерное, необъятное. Она всегда ограничена, в том числе и в сфере дополнительного образования. Первое ограничение свя-то с появлением определенных обязанностей у учащихся, как только они сделали свой выбор в пользу того или иного вида деятельности. Не случайно французский социолог Ж. Дюмазедье еще в начале 70-х гг. XX в., рассматривая свободное время с точки зрения появления в нем регламентированных занятий, назвал такое время «полусвободным»: оно свободно только до той поры, пока в нем нет определенной обязательности действий (которая, кстати сказать, *приносит пользу субъекту свободного выбора).

Второе ограничение свободы в сфере дополнительного образова-ния связано всегда с выбором (из имеющихся возможностей) занятий тем или иным видом деятельности. Их число отнюдь не безгранично. Понятно, что чем шире выбор, тем больше свободы. Но здесь есть всегда конкретный предел.

Третье ограничение несет на себе печать специфики дополнитель-ного образования в современных российских условиях, когда, наряду с бесплатными его формами, существует значительное количество платных видов образовательной деятельности (дополнительных обра-зовательных услуг). Число последних, к сожалению, достаточно быс-тро растет -- по мере увеличения спроса на них и сокращения воз-можностей государственного бюджета удовлетворять растущие потребности молодежи в дополнительном образовании. То, что оно становится широкоохватным и весьма перспективным механизмом свободного самовыражения, серьезным фактором самореализации учащихся, составляет одну из главных причин растущего интереса проявляемого учащимися к дополнительному образованию. Сегодня отмечается активизация его развития. Дополнительное образование тесно связано с досуговой деятельностью и оказывается ее частью, элемен-том, оно характеризуется отсутствием жестких санкций и норм при наличии свободного выбора вида занятий. Именно это де-лает его особенно привлекательным.

Рассматривая учреждения дополнительного образования как центры организации досуговой жизни учащихся, мы должны отдавать себе от-чет в чрезвычайной сложности проблемы свободного времени молоде-жи. Зачастую она стремится избегать различных коллективно организованных форм его использования и предпочитает либо индивидуальную, либо групповую форму заполнения свободных часов вне различных учреждений, как бы привлекательны они ни были. В этом стремлении проявляется одна из особенностей современной молодежной субкультуры, которая должна быть учтена при организации дополнительного образования. Речь идет о поисках путей органического соединения коллективных форм использования свободного времени и создания условий для индивидуальной и групповой досуговой деятельности.

Дополнительное образование предоставляется учащимся не только в учреждениях самого образования, но и культуры и спорта. В Законе РФ «Об образовании» указывается, что оно осуществляется на основе дополнительных образовательных программ «в центрах профессиональной ориентации, музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах детского творчества, на станциях юных техников, станциях юных натуралистов и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии» Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании»». - М., 1996. - С. 22.. Но в законе не указаны клубы, дома и дворцы культуры с их многочисленными детскими кружками и секциями, детские театры и кинотеатры, стадионы, бассейны, теннисные корты и др., поскольку очевидно, что все эти учреждения относятся к другим, «необразовательным» ведомствам. Однако они тоже реализуют функции и задачи дополнительного образования. И деятельность этих учреждений также должна быть направлена на создание условий для самореализации человека, обеспечение самоопределения, на интеграцию личности в систему мировой и национальной культур, на формирование гражданина, включенного в деятельность современного общества.

Дополнительное образование постепенно превращается в социально значимый механизм адаптации молодежи к изменяющимся условиям жизни в российском обществе, поскольку не только предоставляет возможность и создает предпосылки для усвоения новых знаний, умений и навыков, но и формирует у учащихся потребности в стороннем развитии личности.

Переходя к вопросу о функциях дополнительного образования, на наш взгляд, необходимо привести прежде всего созвучную нашей точку зрения Н.Д. Морозовой: «Говоря о дополнительном образовании как постоянно развивающейся системе, подчеркнем, что на современном этапе она предоставляет возможности вариативного, многопрофильного, многоуровневого, междисциплинарного обучения, получения дополни-тельных знаний, новых специальностей и специализаций в процессе обучения, воспитания адаптивных качеств, повышения квалифика-ции, переподготовки. Другими словами, человек, включенный в си-стему дополнительного образования, становится более конкуренто-способным, мобильным, ориентированным на свободный выбор форм своей деятельности» Морозова Н.А. Дополнительное образование в современной России//Педагогика. - 2003. №8. - С.34..

Учреждения дополнительного образования могут успешно выпол-нять важные функции развития личности, ее социализации, форми-рования культурных потребностей учащихся. По глубине и масшта-бам своего влияния на них эти учреждения обладают колоссальным потенциалом, которым, увы, далеко не всегда пользуются и они сами, и учебные заведения основного образования.

Более того, дополнительное образование справедливо рассматри-вается в рамках социальной, особенно молодежной политики госу-дарства как сфера, требующая повышенного внимания с учетом необ-ходимости дальнейшей активизации и повышения эффективности профилактической работы по предупреждению преступности, нарко-мании и других форм девиантного поведения. Отсюда понятна необ-ходимость выработки программ развития дополнительного образова-ния -- как в масштабах страны, так и отдельных регионов.

У педагогов и работников учреждений дополнительного образова-ния заметно стремление выполнить компенсаторную функцию по от-ношению к школе: углубить представления, знания учащихся в тех вопросах, где школа не смогла это сделать в силу специфики учебно-го плана, ограниченных временных возможностей и т.д. Насколько оправданна компенсаторная функция дополнительного образования?

Думается, только в небольшой степени. Да и не это должно быть са-мым главным. Основное направление деятельности учреждений до-полнительного образования -- создать возможность для самоутвержде-ния и самореализации учащихся в сфере их интересов и потребностей, которые могут быть достаточно далеки от основных образовательных программ. Кроме того, учреждения дополнительного образования -- это особая среда, в которой можно снять напряжение, избавиться от стрессов школьной жизни, получить психологическую и эмоциональную разгрузку и поддержку.

Разумеется, все указанные выше направления деятельности учреждений дополнительного образования взаимосвязаны и выступают посредством организации активной деятельности учащегося, в ходе ко-рой он оказывается творцом, создателем каких-либо материальных и духовных ценностей. Он конструирует, создает своими руками, сочиняет, открывает для себя что-то новое, рисует, играет на музыкальных инструментах, путешествует и т.д. Еще одно важное обстоятельство: названные виды деятельности осуществляются входе общения ребят со своими сверстниками и с педагогами.

Дополнительное образование предоставляет возможность изменить позицию и статус учащегося в новом коллективе, избавиться от стереотипов отношений, сложившихся в школе и семье. Здесь он приобретает навыки общения со сверстниками, опыт взаимодействия, коллективной деятельности и ответственности. Кружки, секции, клубы зачастую привлекают не только содержанием занятий, но и возможностью межличностных контактов. Нельзя забывать о самоценности самого общения со сверстниками, которое, по данным наших исследований, занимает одну из ведущих по значимости позиций в структуре жизненных ценностей старшеклассников. Исследования показали, что у большинства учащихся (особенно у старшеклассников) существует потребность в дополнительном обра-зовании. Многие из них рассматривают его как особую форму предпрофессиональной подготовки к поступлению в специализированные учебные заведения (в чем проявляется определенный, достаточно хорошо уже известный прагматизм старшеклассников).

Рассматривая дополнительное образование, нельзя не коснуться вопроса о получении наслаждения и удовольствия учащимися как от самого этого процесса, так и его результатов, что напрямую связано с достижением успехов. Образование вне стремления к успехам -- нон-сенс. Понятно, что дополнительное образование призвано создать условия и возможности каждому «погруженному» в него для достижения этой цели. Получение наслаждения и удовольствия от достижения результатов и успехов в рамках дополнительного образования есть не что иное, как реализация его гедонистической функции.

Прежде чем переходить к рассмотрению конкретных социальных проблем дополнительного образования в начале XXI в., подведем небольшой итог изложенному выше. По существу, были рассмотрены социальные функции дополнительного образования, критерием выделения которых явилось удовлетворение потребностей личности (социальной группы). С этой точки зрения дополнительное образова-ние выполняет следующие функции: обучения, воспитания, социали-зации, досуговую, коммуникативную, компенсаторную, адаптацион-ную, предпрофессиональной подготовки, социальной защиты гедонистическую.

Одна из серьезных социальных и педагогических проблем в рамках образования в целом -- установление, налаживание взаимосвязей ос-новного (общего) и дополнительного образования. Исследования и наблюдения, в том числе и наши, позволяют утверждать, что между институтами основного и дополнительного образования в системе допрофессионального обучения и воспитания не только нет глубокой внутренней связи, но часто школа даже не знает о том, что ее ученики посещают учреждения дополнительного образования, в последних же редко интересуются жизнью учащегося в школе.

К сожалению, каждый из этих образовательных институтов стре-мится решать сугубо свои, «местнические» задачи, не задумываясь, насколько эффективнее можно было бы достигать поставленных це-лей, осуществляя совместную деятельность или хотя бы координи-руя ее. Ведь учащиеся-то одни и те же! Пока же чаще всего прихо-дится видеть удивление учителей, когда они узнают, что некоторые их ученики (в том числе и нерадивые, «трудные») достигают замет-ных успехов в спортивной секции, на станции юных техников или еще где-либо.

Подобные нередко встречающиеся ситуации, по сути дела, раска-лывают единую педагогическую общность, взаимодействующую с единой общностью учащихся. Между тем задачи обучения, воспита-ния, развития личности учащихся, их социализации, которые реша-ются в различных образовательных учреждениях, в принципе одни и те же, только условия и средства для этого оказываются разными.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.