Рефераты. Проектирование познавательной среды для выпускников общеобразовательной школы в системе дополнительного образования

p align="left">К педагогическим факторам мы относим следующие:

- гуманизация и демократизация образования, переход к субъектной образовательной парадигме;

- усиление роли этнопедагогических традиций в жизнедеятельности образовательных учреждений, семьи;

- несоответствие содержания, методов и форм деятельности новым потребностям потенциальным потребностям услуг дополнительного образования;

- несоответствие организационной структуры, системы управления учреждения дополнительного образования (УДО) процессам демократизации, развития общественного самоуправления;

- интенсивное внедрение в систему образования новых информационных технологий, повлекших необходимость пересмотра деятельности УДО в режимах стабильного функционирования и инновационного развития.

Являясь образовательно-воспитательным институтом социума, система дополнительного образования может более успешно и активно внедрять педагогические модели деятельности. Это обусловлено тем, что традиции, стиль и методы работы этих учреждений максимально учитывают особенности со-циума. В них дети накапливают основы демократической культуры, навыки осознанного выбора профессии, духовного и физического роста.

В процессе исследования проблемы мы пришли к выводу, что модель педагогической деятельности в учреждении дополнительного образования не бу-дет эффективной без основательного комплексного анализа, без диагностики негативных и позитивных явлений современной действительности.

Определяя возможности реализации идей, заложенных в модель учрежде-ния дополнительного образования детей, можно проанализировать исходное ее состояние по разным параметрам, выделяя сильные и слабые стороны кон-кретного учреждения дополнительного образования детей.

Дополнительное образование детей сегодня больше, чем когда-либо, нуждается в обновлении содержания. Цели и задачи, стоящие перед системой дополнительного образования, обусловлены, с одной стороны, необходимым минимумом знаний, который должен обеспечить общеобразовательная школа, с другой - приоритетами развития производства в нашей стране.

Главным средством модернизации образовательно-воспитательной деятельности педагогического коллектива является адекватная новым социально-педагогическим требованиям система управления образовательным учреждением. Совершенствование системы управления УДО осуществляется по следующим направлениям:

- переход от линейной к более гибкой - адаптивной, сегментной (матричной) структуре управления;

- переход управленческих структур от позиции исполнителя, пользователя огранизационно-методическими продуктами к позиции творческой самостоятельности, созидателя новых программно-методических продуктов;

- привлечение к деятельности УДО квалифицированных специалистов из научных организаций, вузов и НИИ, что потребовало значительных изменений в системе управления УДО;

- организация деятельности для получения дополнительных источников финансирования, изменения штатного расписания;

- организация самоуправления, делегирование части управленческих функций педагогическому коллективу, общественным органам.

Недостатки, несоответствия, характерные для дополнительного образования могут быть систематизированы по следую-щим признакам: кадровые, организационно-структурные, управленческие, воспитательные, учебно-методические, материально-финансовые.

Кадровые

1. Гендерный фактор. В большинстве случаев имеется преимущественно женский состав, что оказывает влияние не только на морально-психологический климат в коллективе, но и на выбор педагогических технологий, на характер стиля педагогической деятельности.

2. Квалификационный уровень сотрудников отличается недостаточностью, отсутствием специальной подготовки к новым профилям деятельности.

3. Недостаточность штатов, отсутствие свободы действий в формировании коллектива и структуры штатов.

4. Несоответствие новым условиям технологии аттестации педагогов допол-нительного образования.

Организационно-структурные

1. Недостаточность разработки правовых основ деятельности УДО в новых социально-экономических условиях, в условиях рынка образовательных услуг, нормативного обеспечения этой деятельности.

2. Несоответствие объема выполняемых работ, трудозатрат работников оплачиваемости труда, что выдвинуло задачу поиска новых подходов к финансированию, созданию системы дифференцированной оплаты труда, разработки пакета соответ-ствующих организационно-нормативных документов.

3. Несовершенство, негибкость структурных подразделений УДО как много-профильного учреждения, несоответствие содержания их деятельности новым условиям.

4. Резкое снижение эффективности (или явная недостаточность) механизмов взааимодействия с семьей, социально-педагогической средой, новыми социаль-ными институтами, органами их управления.

Управленческие

1. Неумение педагогического коллектива отказаться от авторитарных методов управления, овладеть демократическим стилем деятельности.

2. Приверженность к линейно-функциональной системе управления, принятия решений.

3. Боязнь самоуправления, неготовность к участию в самоуправлении.

4. Наличие чрезмерной отчетности, тяготение к количественным показателям, к бюрократическим формам контроля.

Воспитательные

1. Недостаточно ответственное отношение коллектива к выполнению воспитательных функций.

2. Затруднения в поисках новых мировоззренческих ориентиров, идеологи-ческих позиций, определения системы жизненных ценностей.

3. Утрата многими педагогами жизненного оптимизма, веры, доверия властным структурам; недостаток сил в противостоянии злу, аморальным процессам социализации молодежи.

4. Слабый интерес к зарубежному педагогическому опыту, к положительно-му опыту дореволюционной России

Мы исходим из предположения, что проектирование учебно-познавательной среды, необходимой и достаточной для успешного профессио-нального становления учащихся, возможно при выполнении следующих условий:

* профессиональная деятельность специалиста осуществляется в контек-сте личностного самоопределения, сущностью которого является построе-ние смыслов и перспектив индивидуального развития данного человека;

* профессиональное становление приобретает характер активного про-цесса взаимодействия всех субъектов образовательного пространства, со-здает предпосылки для формирования у учащихся внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив их развития (профессионального, жизненного, личностного);

* ведущим элементом педагогической системы образовательного уч-реждения становится мониторинг профессионального становления и лич-ностного роста учащихся. Мониторинг профессионального становления учащихся содержит компоненты, адресованные всем субъектам образова-ния, оказывая положительные воздействия на условия, процесс и результат профессионального образования в интересах личности, общества и произ-водства. Мониторинг осуществляется с учетом многоуровневости учебно-го заведения, условий в сфере производства, изменений на рынке труда.

Формирование рыночного пространства, становление коммерческих институтов, развитие сферы дополнительных образовательных услуг при-дают педагогической деятельности не свойственные ей качества, связанные с анализом на них спроса, цены, эффективности и т. д.

Демократизация общества, гуманизация системы образования в Рос-сийской Федерации позволила рассматривать дополнительное образова-ние детей как сферу, объективно объединяющую в единый процесс воспи-тание, обучение и развитие.

3.2. Педагогические условия реализации личностной концепции выпускников общеобразовательной школы в системе дополнительного образования (на материале изучения иностранного языка)

Экспериментальная часть исследования была организована в Центре дополнительного образования (при Ставропольском государственном университете) и общеобразовательных школах г. Ставрополя. В исследовании приняли участие учащиеся 10-11 классов, проходящих обучение иностранному (английскому) языку на подготовительных курсах в Центре дополнительного образования и в его филиалах: гимназии № 25,30; лицеях №14; а также в общеобразовательных школах №3, 4, 28 г. Ставрополя.

Настоящее исследование было проведено среди выпускников общеобразовательных школ. Общее количество испытуемых составило 620 человек. Возрастной диапазон обследуемых составил 15,5 -17 лет. Гендерный состав: девушки - 63,5% (394 чел.), юноши - 36,5% (226 чел.).

Опытно - экспериментальная работа осуществлялась нами в несколько этапов. Подготовка к исследованию включала: теоретическое осмысление и определение значимости проблемы; анализ литературных источников по проблеме исследования; подбор методов и методик, которые бы помогли определить уровень сформированности учебно - познавательных умений у выпускников общеобразовательных школ; определение критериев уровня сформированности учебно - познавательных умений у выпускников общеобразовательных школ.

Таким образом, на констатирующем этапе исследования нами решались задачи, связанные с изучением состояния исследуемой нами проблемы в практике проектирования познавательной среды для выпускников общеобразовательных школ; особенностей развития учебно - познавательных умений у выпускников общеобразовательных школ; обоснованием состава учебно - познавательных умений; выявлением уровней их сформированности; комплектованием групп; выявлением педагогических условий развития учебно - познавательных умений; разработкой программы формирующего эксперимента.

В ходе констатирующего эксперимента были выделены следующие особенности системы дополнительного образования:

- продолжение эволюционного развития прогрессивной теории и практики внешкольного образования, имевшего место с середины XIX века до конца 20-х годов XX века, и внешкольного воспитания с 30-х годов до начала 90-х XX пека;

- реализация новой сущности дополнительного образования как самостоятельного и самоценного вида образования;

- региональный характер содержания учреждений дополнительного образования;

- использование внутренних ресурсов.

При проектировании познавательной среды на подготовительных курсах по иностранному языку для выпускников общеобразовательных школ, мы соблюдали этапы проектирования, определенные нами в п. 1.2.

Проектируемая модель познавательной среды в определенном смысле отображает структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между компонентами исследуемого объекта.

При проектировании модели мы исходили из следующих положений:

- наряду с существующими условиями развития системы дополни-тельного образования необходимо создавать новые условия для осуществления эффектной педагогический деятельности по развитию познавательных умений у выпускников общеобразовательных школ;

- развитие дополнительного образования школьников связано с обес-печением педагогического процесса, сохраняющего все ценное, что было в предыдущем опыте «внешкольного» воспитания, и включаю-щего новые педагогические технологии;

- развитие дополнительного образования осуществляется в условиях обязательного использования регионального компонента.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.