Рефераты. Проектирование познавательной среды для выпускников общеобразовательной школы в системе дополнительного образования

p align="left"> Первое ограничение свя-зано с появлением определенных обязанностей у учащихся, как только они сделали свой выбор в пользу того или иного вида деятельности.

Второе ограничение свободы в сфере дополнительного образова-ния связано всегда с выбором (из имеющихся возможностей) занятий тем или иным видом деятельности.

Третье ограничение несет на себе печать специфики дополнитель-ного образования в современных российских условиях, когда, наряду с бесплатными его формами, существует значительное количество платных видов образовательной деятельности (дополнительных обра-зовательных услуг).

Таким образом, дополнительное образование становится перспективным механизмом свободного самовыражения, серьезным фактором самореализации старшеклассника, составляет одну из главных причин растущего интереса проявляемого учащимися к дополнительному образованию.

Возрастающий запрос на нестандартное мышление, делает особо значимой проблему подготовки обучающихся старшеклассников к творческой инновационной деятельности. Однако общеобразовательная школа не всегда способна предоставить достаточные условия для развития творческого потенциала (и, прежде всего, творческого мышления) для подрастающего поколения. Именно поэтому вопрос о проектировании познавательной среды для выпускников общеобразовательных школ в системе дополнительного образования является особенно актуальным.

В ходе диссертационного исследования проведен научно - теоретический анализ современного состояния проблемы проектирования познавательной среды для выпускников общеобразовательной школы. Познавательная среда рассмотрена в широком и узком смысле. В широком смысле познавательная среда - это совокупность социокультурных и психолого - педагогических условий, в которых осуществляется интеграция эмоционально-волевого, личностно - качественного и когнитивного (познавательного) начал. В узком (педагогическом смысле) познавательная среда - это совокупность всех педагогических условий, которые способствуют возникновению познавательного интереса, развивают учебно-познавательные умения (быстрота (скорость) выполнения различных по характеру заданий, выбор оптимального хода решения заданий).

Функционирование целостного процесса проектирования познавательной среды для выпускников общеобразовательной школы тесно связано с определением содержания, критериев и уровней этого процесса; разработкой межпредметных культурологических модулей, раскрывающих дидактические требования, необходимые для развития учебно - познавательной деятельности выпускников.

Основными этапами проектирования познавательной среды выступают: 1) теоретическое обоснование; 2) выработка технологических процедур; 3)разработка методического инструментария; 4) подбор и составление методик замера результатов реализации педагогического замысла.

1. Концепция проектирования социобразовательной среды рассмотрена как фактор целостного развития личности.

2. Определена совокупность педагогических условий создания познавательной среды для выпускников в системе дополнительного образования: условия, детерминирующие готовность педагога системы дополнительного образования к развитию учебно-познавательных умений декодирования невербальной информации; условия, обеспечивающие субъект - субъектные отношения в процессе обучения; условия, обеспечивающие технологическую сторону процесса развития учебно-познавательных умений у выпускников общеобразовательных школ.

3. Доказана правомерность полидисциплинарного изучения дополнительного образования.

4. Содержание дополнительного образования представлено как детерминанта в проектировании познавательной среды для выпускников школы.

5. Спроектированная модель познавательной среды для выпускников общеобразовательной школы в системе дополнительного образования нашла практическое воплощение в разработанной обучающей программе «Развитие учебно - познавательных умений у выпускников общеобразовательных школ».

6. Определены критерии и уровни сформированности учебно - познавательных умений у выпускников общеобразовательных школ.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Абасов З.А. От оценки учителя к самооценке ученика // Директор школы. -- 1999. -- № 2. - С. 34-39.

2. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Уч. Пособие для студентов вузов. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000.-624 с.

3. Аванесов В. С. Композиция тестовых заданий. -- М., 1998. - 233 с.

4. Акимова М.К. и др. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. - М., 1992. - 250 с.

5. Активная познавательная деятельность в целостном педагогическом процессе /Под ред. Ю.П. Правдина. -- М.; Уфа, 2001. - 154 с.

6. Активные методы обучения в системе непрерывного образования: Сб. научн. тр./Ассоциац. разработчиков игрового имитац. моделирования/Отв. ред. Р.Ф. Жуков. - СПб.: ЛИЭИ,1991.-127 с.

7. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - 2-е изд. - СПб: Питер,2001.-272 с.

8. Андреев А. А. Педагогика высшей школы (прикладная педагогика): Учеб. пособие: В 2 кн. - М., 2000. - Ч. 2. - 293 с.

9. Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества. -- Казань, 1988. - 120 с.

10. Андрианов М. М., Майоров А. М. Подготовка и проведение лекции: Ме-тодические рекомендации. -- Домодедово, 1998. - 132 с.

11. Аникеева Н. В. Конструирование педагогических технологий. -- Сара-тов, 1999. - 78 с.

12. Архипова В. В. Коллективная организационная форма учебного про-цесса. - СПб., 1995. - 98 с.

13. Асмолов А.Г., Ягодин Г.А. Образование как расширение возможностей развития личности (от диагностики отбора - к диагностике развития)//Вопросы психологии. - 1992. №1. - С. 6-13.

14. Атутов П.Р. Технология и современное образование//Педагогика.-1996.№2.-С.11-14.

15. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. - М.: Педагогика, 1982. - 358 с.

16. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. -- М., 1989. - 350 с.

17. Беспалько В.П. Мониторинг качества обучения - средство управления образованием//Мир образования.-1996.№2.-С.32-36.

18. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. - Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1977. - 120 с.

19. Боголюбов В. И. Введение в педагогическую технологию. -- Пятигорск, 1996. - 59 с.

20. Бондаревская Е.В., Кульнееич С. В. Педагогика: личность в гуманисти-ческих теориях и системах воспитания. -- М.; Ростов н/Д., 1999. - 370 с.

21. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Уч. пособие для вузов. - СПб.: Питер, 2000.-304 с.

22. Борисова Н. В., Соловьева А.А. Деловая игра «Документ». -- М.,1992. - 24 с.

23. Борисова Н. В., Соловьева А.А. Деловая игра «Эстафета передового опы-та». -- М.,1992. - 19 с.

24. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. - М.: Знание, 1983. - 356 с.

25. Буланова-Топоркова М. В., Духавнева А. В., Сускова Г. В. Педагогические технологии / Под ред. В.С.Кукуликина. -- Ростов н/Д., 2002. - 344 с.

26. Булгаков В.И. Проблемное обучение - понятие и содержание // Воспитание в школе. 1985 - № 8. - С. 28 -32.

27. Бухвалов В. А. Технология работы учителя-мастера. -- Рига, 1995. -

28. Вербицкая Н. О., Бодряков В.Ю. Учебный процесс: информация, ана-лиз, управление / Отв. ред. М.А.Ушакова. -- М., 1998.

29. Вишнякова С. М. Профессиональное образование: Словарь: Ключе-вые понятия, термины, активная лексика. -- М., 1999.

30. Внешкольные учреждения/Под ред. Л.К. Балясной. - М.: Просвещение, 1978.

31. Вопросы внеклассной и внешкольной работы с детьми. - М.: МО РФ, 1985. - С. 4.

32. Воронин В. Н. Интеграция эвристического и технологического подхо-дов в проектировании дидактических комплексов в вузе. -- Тольятти, 1999.

33. Воротников А. И., Кремнев Т. Л. Активные методы и приемы самостоя-тельной работы: Словарь-справочник. -- Тамбов, 2000.

34. Вуз--школе: Сб. науч. трудов. / Отв. ред. А. А. Волчкова. -- Самара, 1998. - Вып. 1.

35. Гаврилова М.А., Кондратьева Е.В. Тестирование: теория, технология, примеры. -- Пенза, 1998.

36. Герасимов А.М., Логинов И. П. Инновационный подход в построении обучения. -- М., 2001.

37. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. - М., 1998.

38. Голубкова О. А., Кефели И. Ф. Использование активных методов обуче-ния в учебном процессе. -- СПб., 1998.

39. Городинский И. В., Скибицкий Э.Г. Формы организации занятий с ис-пользованием учебных компьютерных технологий / Информационные технологии в образовании // Под общ. ред. И. М. Бобко. -- Новосибирск, 1995. - Вып. 12.

40. Горячев Б.В. Управление лекционно-семинарской и зачетной системой в школе. - М., 1987. - 370 с.

41. Границкая А.С. Научить думать и действовать. Адаптивная система обучения в школе. - М.: 1996. - 250 с.

42. Гриневский И.М., Гриневская С.Э. От учебника -- к творческому за-мыслу урока. -- М., 1990.

43. Гулюкина Н.А., Клишина С. В. Педагогический тест: этапы и особенно-сти конструирования и использования. -- Новосибирск, 2001.

44. Деятельностный подход в психологии: проблемы и перспективы. - М.: Изд-во АПН СССР, 1990. - 80 с.

45. Джуринский А.Н. Развитие образование в современном мире. - М.: Просвещение, 1999. - 111 с.

46. Добреньков В.И., Нечаев В.Я. Общество и образование. - М., 2003.

47. Довузовское образование - проблемы и перспективы развития: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. - М.: Уникум - Центр, 1999.

48. Дополнительное образование детей. - М., 2000.

49. Дьяченко В. К. Коллективный способ обучения. Дидактика в диалогах. -- М., 2004.

50. Евладова Е.Б., Николаева Л.А. Дополнительное образование: проблемы и перспективы развития//Педагогика. - 1995.№5. - С.44, 39.

51. Ермаков А. Л., Галатенко Н.А. Основы самостоятельной работы сту-дента. -- М., 1996.

52. Ерошин В.И. Финансово-экономические отношения в образовании // Педагогика. - 1999. №З. - С.59.

53. Жуков Р. Ф. Как научиться учиться. Практикум по использованию ме-тода активного социально-тестового анализа и контроля (Мастак «На-чинающий студент») СПбГИЭА. -- СПб., 1994.

54. Загвязинский В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования. - М.: АСОиР РФ,1995.- 156 с.

55. Заир-Бек Е. С., Казакова Е.И. Педагогические ориентиры успеха (ак-туальные проблемы развития образовательного процесса). -- СПб., 1995.

56. Закон РФ «Об образовании». - М.: МП «Новая школа», 1992. - 55 с.

57. Запесоцкий А.С. Образование: философия, культурология, политика. - М., 2002.

58. Зборовский В. С. Технология развивающего обучения. -- СПб., 1996.

59. Зборовский Г.Е. Образование: от XX к XXI веку. - Екатеринбург, 2000.

60. Збровский Г.Е., Боронина Л.Н., Вишневский С.Ю., Вишневский Ю.Р., Шуклина Е.А. Система образования г. Красноуфимска: социокультурное пространство. - Екатеринбург; Краснуфимск, 1996.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.