Рефераты. Психолого-педагогические условия индивидуального подхода к художественно одаренным детям старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности

p align="left"> Сущность индивидуального подхода выражается в том, что общие задачи воспитания, которые стоят перед педагогом, решаются им посредством педагогического воздействия на каждого ребенка, исходя из знания его психологических особенностей и условий жизни, где главная точка опоры - ориентир на положительные качества малыша. В основе индивидуального подхода лежит выявление особенностей ребенка, а его осуществление возможно при определенных условиях.

Индивидуальный подход к дошкольникам оказывает положительное влияние на формирование личности каждого ребенка, если он осуществляется в определенной системе: изучение проявлений ребенка, установление причины формирования особенностей его характера и поведения, определение соответствующих средств и методов, четких организационных форм осуществления индивидуального подхода к каждому ребенку в общей педагогической работе со всеми детьми.

Занятия по изобразительной деятельности представляют широкие возможности для изучения особенностей детей и осуществления индивидуального подхода к каждому ребенку, что способствует развитию у них не только художественных способностей, но и внимания, наблюдательности, настойчивости и воли. Формирование этих качеств является существенным условием для подготовки ребенка к обучению в школе и полноценного развития личности.

Одаренные дети представляют собой совершенно особую часть детского населения, которой требуется индивидуализированное обучение. Наиболее подходящая для обучения одаренных дошкольников коллективная форма организации обучения, когда дети являются субъектами педагогического процесса. Система свободных, не организуемых жестко занятий дает каждому ребенку возможность заниматься самостоятельными поисками и добиваться прогресса в индивидуально выбранном направлении. Важную роль в персонифицированном обучении играет педагог, обладающий творчеством, профессиональной компетентностью, ориентированный на индивидуализированную модель взаимодействия с детьми.

Важно помнить, что одаренность - «дело штучное», и по отношению к каждому такому ребенку педагогу важно найти именно индивидуальный подход

Исходя из анализа литературы, можно выделить следующие психолого-педагогические условия индивидуального подхода к художественно-одаренным детям:

· Обогатить окружающую среду ребенка самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности, создать условия для проявления творческой активности и развития изобразительных действий.

· Обеспечить благоприятную атмосферу, доброжелательность со стороны педагога, предоставить детям возможности активно задавать вопросы, поощрять высказывание оригинальных идей. Использовать личный пример творческого подхода к решению проблем.

· Не сдерживать инициативу ребенка, не давать четких наставлений, помогать действовать независимо. Не делать за него то, что он может сделать (или научиться делать) самостоятельно.

Глава 2. Анализ состояния проблемы в практике.

2.1 Задачи, содержание, анализ результатов констатирующего этапа эксперимента.

Исследование проводилось на базе Еленинского ДОУ «Березка» Карталинского района в феврале 2003 года. В нем принимали участие 10 детей старшей группы.

Задачи:

1. Выявить уровень развития изобразительных способностей.

2. Разработать рекомендации по осуществлению индивидуального подхода для наиболее полного раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.

Методы:

Анализ продуктов деятельности, т.е. рисунков детей.

Наблюдение за детьми в различных видах деятельности.

Анкетирование педагога.

Письменный опрос родителей.

Тестирование детей.

Статистический анализ.

Графический метод.

Исследование проводилось в следующей последовательности:

Анкетирование родителей по опроснику Дж. Гилфорда (см. приложение № 1).

Цель: определение родителями творческого потенциала ребенка.

Письменный опрос педагога по методике А.И Савенкова (см. приложение №2).

Цель: определение педагогом интеллектуально-творческого потенциала ребенка.

Диагностирование детей, которое включало три методики:

Тест «Незаконченные рисунки» Я.Л. Коломенского и Е.А. Панько (см. приложение №3).

Цель: выявить невербальные творческие способности, уровень изобразительных способностей, активность процесса воображения.

Тест «Нарисуй картинку» П. Торренса (см. приложение № 4).

Цель: выявить оригинальность мышления, уровень изобразительных способностей.

Тест «Повторяющиеся фигуры» Дж. Гилфорда (см. приложение № 5).

Цель: проверить способность к продуцированию множества разнообразных ассоциаций, оригинальность мышления.

Изучение продуктов деятельности детей.

Цель: проследить общие закономерности в рисунках: техника, оригинальность, сюжет, аккуратность, цветовое решение и др.

Метод наблюдения - главный в данном исследовании, поэтому он присутствует во всех вышеперечисленных действиях.

После сбора всего необходимого материала и информации, его глубокого анализа, были разработаны и представлены рекомендации педагогам и родителям по технологии и осуществлению индивидуального подхода.

Структура изложения результатов такова: вначале характеристика каждого ребенка, затем обобщение уровня развития группы в целом.

Рыбаков Владимир (5 лет 4 месяца).

Непослушен, конформист, легко увлекается идеями других детей, но активное участие в их играх, занятиях не принимает, скорее пассивно наблюдает, но просьбы выполняет, к сожалению, не только хорошие. Воплощает проступки других, послушных детей, которые боятся сами это сделать.

Рисунки располагает вверху, по всей длине листа. Цвета шаблонные, темные оттенки, нет яркого и светлого. Техника слабая, рисунки неаккуратные. Заполненность частичная, сюжет присутствует не всегда.

Рекомендации:

Учить иметь и отстаивать свою точку зрения, не идти на поводу большинства.

Развивать усидчивость, интерес к заданию, стремление доделать начатое до конца.

Учить видеть позитивные, оптимистичные вещи, активнее использовать яркие, светлые тона.

Расширять кругозор, обращая при этом внимание не только на главное, но и на второстепенные детали. Учить изображать все это в единстве.

Воспитывать аккуратность, работать над плавностью, завершенностью линий, рисовать безотрывные контуры и их закрашивать.

Использовать более строгий тон, подробнее объяснять задание, напоминать примеры из жизни, активнее обсуждать замысел и средства его реализации, помогать в процессе творчества.

Валеев Роман (5 лет 2 месяца).

Может невнимательно слушать задание. Непоседлив, но не балуется и к заданию относится серьезно. Все задания выполняет долго, детально, но не совсем аккуратно. Справедлив, не лидер, но умеет договориться. Любознателен, может связывать несвязываемые вещи (задание «Найдите лишнее слово и объясните свой выбор». Слова: курица, петух, гусь, индюк. Роман: « лишний индюк, т.к. он самый большой; а может лишняя курица, т.к. она девочка; еще лишним может быть гусь, т.к. он плавает, а другие нет». Данный пример показывает уровень его дивергентного мышления, стремление отойти от шаблонов, найти несколько решений.)

Рисунки мелкие, не по центру, ближе к верхнему правому углу. Пространство листа заполняет не полностью. Цвет типичный. Но выполнение задания не традиционное, а скорее ассоциативное - рисует не сам предмет, а ему сопутствующие, или включает предмет в воображаемую ситуацию, где он становится второстепенной деталью общего замысла. Усидчив, все задуманное доводит до логического завершения, но торопится. Трудно вывести из себя, если что-то не получается, спокойно пробует новые способы достижения результата.

Рекомендации:

· Воспитывать внимательность, восприятие, умение дослушать задание все и до конца.

· Воспитывать стремление переделывать, делать лучше.

· Следует развивать уверенность в собственных силах, стремление повышать уровень притязаний к собственным действиям, рисункам.

· Учить аккуратно работать со средствами изображения: подождать пока один слой краски высохнет, плавно вести линии, не обрывать их, аккуратно закрашивать, не выходя за контур.

· Обратить внимание на технику изображения фигур человека, животных, растений.

· Расширение словарного запаса, развития умения обозначить свой рисунок, его назначение, особенности, составить рассказ по собственному сюжету.

Сироткин Александр (5 лет 6 месяцев).

Послушен, рассудителен, спокоен, его трудно вывести из себя или увлечь на какие-либо проступки, хотя позитивные идеи принимает с радостью. На все имеет собственное мнение. Развита способность анализировать ситуацию, ее социальную направленность, последствия для себя и для других. Без дела не бывает, умеет занять себя сам и занять других различными играми, в большей степени дидактической направленности, продуктивными видами деятельности.

Рисунки живые, как правило, несколько интерпретаций на одну тему, но не дублирующие, а разные (луна и месяц). Цвет не типичен, яркие и светлые оттенки преобладают. Динамичные, сюжетные картинки («Зайчишка-трусишка» - заяц бежит по лесу и оглядывается). Полностью заполняет лист, задание включает в динамический сюжет, иногда несколько действий в нескольких проекциях. Необычное видение мира, не типичные ассоциации - «зимующие птицы» - рисунок человека с кормушкой.

Рекомендации:

· Необходимо развивать словесное творчество, чтобы суметь охарактеризовать свои рисунки, назвать.

· Работать над снятием телесных и словесных зажимов.

· Развивать чувство коллективизма, больше предлагать коллективное творчество, общие игры, создание коллажей.

· Уделить внимание технике изображения человека, силуэта, одежды.

· Можно дать лишь тему, задание, без подробностей. Обсуждение тормозит процесс его творчества, но если попросит, помочь наводящими вопросами.

· Увеличивать скорость мышления, продуктивность идей. Учить в некоторых ситуациях не детализировать, а придумать как можно больше предметов, например, использовать соревновательные игры «Кто назовет больше …(домашних, диких животных, цветов, деревьев и др.).

Киселева Валерия (5 лет 7 месяцев).

Тихая, спокойная, не лидер, но и за большинством слепо не идет. Способна критически оценивать мысли, действия не только свои, но и окружающих. Свое мнение никому не навязывает, до хрипоты отстаивать не будет, хотя и не изменит. Больше увлекается интеллектуальной деятельностью или тихими играми «женского плана». Очень любознательна, задает много вопросов, сама ищет ответы, делает выводы, устанавливает причинно-следственные связи.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.