1.1.4 Виды одаренности.
Одаренность не отдельный процесс, а система. Поэтому и характеристик у этого явления много. Как нельзя охарактеризовать одним словом человека, для определения которого есть некоторые параметры, такие как вес, рост, черты характера и др. так и для одаренности существуют свои определения. Богоявленская Д.Б выделяет 5 критериев одаренности, своего рода основ для классификации:
Форма проявления.
Явная - одаренность, проявляющаяся в деятельности ребенка ярко и отчетливо.
Скрытая - проявляется в скрытой, завуалированной форме.
Степень сформированности.
Потенциальная - одаренность, которая представляет собой лишь определенные возможности, потенциал для высоких достижений, но не реализованная в данный момент в деятельности в силу их функциональной недостаточности.
Актуальная - проявленная, очевидная одаренность, т.е. замеченная психологами, родителями. Детей, которые демонстрируют данный вид одаренности, обычно называют талантливыми.
3. Широта проявлений в различных видах деятельности.
Данный критерий предполагает подразделение по способностям. Рассмотрим же подробнее способности, что бы понять данный вид одаренности.
Способности - индивидуально-типологические особенности человека, определяющие успешность выполнения им деятельности и легкость ее освоения.
Способности
Общие Специальные
Познавательные Практические Художественные
-память - организатор. - ИЗО
- мышление - конструктор. - театр.
- восприятие - технические - музыка
- сенсорные и др. и др. - литературные и др.
Одаренность бывает:
Общая - общие способности, которые универсальны и не связаны со специальной деятельностью.
Специальная - конкретные способности, проявляющиеся в определенном виде деятельности.
Детям более присуща общая, которая с возрастом приобретает специфические черты и определенную предметную направленность.
5. Особенности возрастного развития.
Ранняя / Поздняя: одаренность может проявляться как в детстве, так и в зрелом возрасте. Так Моцарт А.В. уже в дошкольном возрасте писал оперы, а Эйнштейн А. Был исключен из гимназии за неуспеваемость. И не секрет, что не все одаренные дети становятся одаренными взрослыми.
5. Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики.
Общая интеллектуальная. Дети с одаренностью этого вида овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высокоразвитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях.
Академическая, проявляется в успешном овладении отдельным учебным предметом и считается более частной избирательной. Академическая, в свою очередь, подразделяется на подвиды: математическая, лингвистическая, одаренность в области физики, химии, биологии и др.
Творческая. Прежде необходимо отметить, что имеет место спор о том, стоит ли вообще выделять ее как самостоятельный вид. Одни полагают, что креативность является неотъемлемой частью любой одаренности. Так А.М Матюшкин считает, что всякая одаренность - творческая: нет творчества - нет одаренности. Другие отстаивают правомерность существования творческой одаренности как отдельного, самостоятельного вида. Творческая одаренность - это способность продуцировать, изобретать, выдвигать новые идеи и гипотезы.
Лидерская - это исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми. социальная одаренность выступает как предпосылка высокой успешности в нескольких областях. Понятие социальной одаренности охватывает широкую область проявлений, связанных с легкостью установления и высоким качеством межличностных отношений.
Практическая. Ключевой ее особенностью Р. Стенберг называет знание своих сильных и слабых сторон и способность использовать эти знания.
Художественная одаренность развивается и поддерживается в специальных кружках, студиях, гимназиях. Она подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, в актерской деятельности. Художественная подразделяется на несколько подвидов - изобразительную, литературную, музыкальную, театральную и др.
Все подходы можно обобщить в следующей схеме:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20