4. Цель: умение работать в группе, развитие фантазии.
Материалы: карточки с изображением 15 окружностей, карандаши.
Ход: дети в команде получают карточку и должны изобразить возможно большее количество предметов, дорисованных из окружностей, за минимальное время.
5. Цель: развитие фантазии, снятие чувства скованности.
Ход: посреди круга ставится стул и каждому предлагается превратить стул в какой-либо предмет: паровоз, машину, телевизор и др. каждый по очереди изображает придуманный предмет, что бы другие поняли, что это.
6. Игра «Слово».Цель: развитие восприятия, мышления, развитие речи.
Ход: воспитатель говорит:
Я найду слова везде:
И на небе и в воде,
На полу, на потолке,
На носу и на руке!
Вы не слышали такого?
Не беда играем в слово!
Давайте искать слова. Кто найдет больше? Участники команд по очереди называют слова на заданном предмете (ухо, платье, машина, потолок и др.). победят те, кто назовет больше всех слов.
Подведение итогов. Вручение призов.
Занятие № 2 « Чудесные превращения » (67, 156)
Цель: развитие воображения,
Ход занятия: в группу приходит волшебник и показывает детям чудо - машину, в которую можно положить несколько предметов, а получить совершенно другие вещи (например, положить тарелки, варежку, кошку). Все перемешать, спросить у детей, что же получилось? (прием агглютинации). Волшебник рассказывает, как он получил Пегаса, Кентавра и др. разрешает детям воспользоваться его чудо-машиной - что-нибудь положить и что-то получить. Когда дети придумают, попросить их нарисовать волшебное существо и назвать его. После выполнения задания, другие дети пробуют отгадать, что было положено в машину и что получилось. Можно расширить границы игры, предложив придумать историю о волшебном существе - где и как живет, что делает, с кем дружит.
Занятие № 3 «Морозный узор».
Цель: учить закрашивать лист полностью, наносить несколько слоев краски (только после полного высыхания первого), совершенствование умения работать с техникой «манкография».
Предварительное наблюдение за морозными узорами на окнах.
Ход занятия: педагог предлагает детям сегодня побыть чуть-чуть Дедом Морозом и раскрасить самим оконные узоры. С каждым обсуждается замысел: сильный мороз - крупные рельефные узоры рисом, легкий морозец - манкой, разные рисунки - лес, еловые ветви, беспорядочные точки и пятна. По окончании дети пытаются угадать и рассказать по рисункам о погоде за окном.
Занятие № 4 «Самое веселое на свете» (20, 15)
Цель: развитие фантазии.
Ход занятия: педагог спрашивает у детей, что самое веселое на свете. А потом предлагает нарисовать это. Просит после рассказать, что нарисовал каждый и вместе обсуждают рисунок.
Занятие № 5 «Цветочная фантазия» (64, 98)
Цель: расширение представлений детей, формирование эстетического вкуса, чувства композиции.
Ход: воспитатель приносит в группу разные цветы, листья, сухие веточки и несколько ваз. Рассказывает о том, какие цветы можно собирать в один букет по принципу соответствия формы, величины, длины, цвета; спрашивает о том, в какую вазу можно поставить каждый из букетов и почему. Дети поясняют свой выбор, воспитатель объясняет свой подход. Затем дети объединяются в 3 -4 группы и должны составить свой букет из всего разнообразия представленных цветов, подобрав соответствующую вазу и объяснив свой выбор. Педагог говорит, что для того, чтобы красиво составить букет, сначала нужно договорится, подумать вместе, что они будут делать, а только потом приступать к работе.
После практического коллективного задания воспитатель просит нарисовать разные букеты в разных вазах, и предлагает детям подумать, кому бы он подарил каждый из букетов.
Занятие № 6 «Подарок маме».
Цель: закрепление умения пользоваться различными техниками, самостоятельно выбирать тему, сюжет и используемые материалы.
Ход занятия: педагог предлагает детям подумать, что бы они подарили маме к празднику. Помогает, обсуждает с каждым рисунок и средства его исполнения (например, выложить цветы мимозы пшеном, цветочную полянку разноцветной манкой и др.).
Словесные игры и упражнения:
№ 1. Ход: - найдите лишнее слово в каждом ряду и объясните, почему вы так думаете.
Витя, Стасик, Петя, Оля, Вова.
Курица, петух, гусь, индюк.
Стол, кресло, стул, ковер, шкаф.
Слон, корова, лошадь, овца, коза.
Пальто, плащ, шуба, сапоги, куртка.
№ 2. Цель: развитие фантазии, снятие чувства скованности.
№ 3. Ход: я называю слова, а вы мне называете как можно больше слов с противоположным значением:
большой ( маленький, крохотный, малюсенький, и др.)
веселый - быстрый
Длинный. - сырой
Твердый. - темный
Строгий. - горячий и др.
№ 4. Ход: назовите мне как можно больше слов, близких по значению данным:
- хороший - сильный
- здоровый - легкий
- чистый - черный
- пустой - чужой
- далеко - смелый.
№ 5. Ход: дети делятся на две команды: одна - марсиане, которые прилетели с другой планеты и разговаривают на непонятном языке; другая - земляне, очень гостеприимные и любопытные. Последние интересуются:
что, чем и как едят марсиане.
Как и на чем они спят.
Какими игрушками играют.
Как, где и чему учатся .
Потом команды меняются ролями.
№ 6. Цель: развитие ассоциативного мышления.
Ход: дети садятся в круг, воспитатель называет слово, а дети по очереди называют слово-ассоциацию, но чтобы слова не повторялись.
Слова: глаз, космос, кошка, усы, морковка, круг, труба.
№ 7. Ход: дети садятся в круг, воспитатель называет пары слов, а дети по очереди должны найти как можно больше общих признаков для непохожих предметов.
Слова: чашка - книга
Гвоздь - кирпич
Пол - потолок
Шкаф - дом
Лес - поле
Листья - мышь.
Приложение 10
Художественное слово.
Снег идет.
Тихо, тихо снег идет,
Белый снег мохнатый.
Мы расчистим снег и лед
Во дворе лопатой.
М. Познанская (1.184)
Береза.
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
С. Есенин (2.97)
Зима.
Белый снег, пушистый,
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.
Темный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно…
И. Суриков (3.203)
Вот хозяюшка сама
К нам идет, идет Зима.
Разнаряженная…
Разукрашенная…
В ярких звездочках - сережках
Да в серебрянных сапожках!
А сапожки - то скрипят
Косы белые до пят.
Рукавом махнет налево -
И поляна побелела.
Ручкой правою махнет -
Горы снега возведет.
Чуть притопнет каблучком -
Речка кроется ледком.
Деревца принарядила,
Зайцу шубку подарила.
Побелила все дома,
Ай, да Зимушка - зима!
В. Томилина (3.204)
Мороз.
Опали с березы последние листья,
Мороз незаметно подкрался к окну,
И за ночь своей серебряной кистью
Волшебную нарисовал он страну.
Теперь у меня не кончается утро,
И зимняя стужа приходит в мой дом.
Цветут - расцветают кусты перламутром,
И ели укрыты густым серебром.
А вдруг это чудо на солнце растает?
Мороз его чутко хранит от тепла.
И даже жар - птица над лесом летает,
Раскинув два белых лучистых крыла.
П. Киричанский (3.204)
Синий вечер.
Вечер зимний
В небе синем
Звезды синие зажег.
Ветви сыплют
Синий иней
На подсиненный снежок.
Красит синькою мороз
В окнах незабудки.
И зевает синий пес
Возле синей будки.
А.Фетисов (3.210)
Ночь… Не спит,
Сидит под елкой,
Вышивает Дед Мороз.
Он у елки взял иголку
Вдел в иголку свет от звезд.
Тянет нить сквозь щелку в шторах
Все окно уже в узорах…
Завтра утром рано встанем
И увидим: на окне
Мчат серебряные сани
По серебряной стране.
В.Степанов (3.205)
Зимние картинки.
Солнце землю греет слабо,
По ночам трещит мороз.
Во дворе у снежной бабы
Побелел морковный нос.
Под березой на пригорке
Старый еж устроил норку,
А под листьями лежат
Двое маленьких ежат.
Белка спряталась в дупло -
В нем и сухо и тепло,
Запасла грибов и ягод
Столько что не съесть и за год.
Под корягой в буреломе
Спит медведь как будто в доме.
Положил он лапу в рот
И, как маленький, сосет.
Осторожная лисица
Подошла к ручью напиться.
Наклонилась, а вода
Неподвижна и тверда.
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора:
От врагов спасают ноги,
А от голода - кора.
На полянке куропатки
Снег копают без лопатки,
И коварному врагу
Не заметить их в снегу.
Зерен хочется синице,
Но в кормушку сесть боится.
«Будь смелее, не робей!» -
Приглашает воробей.
Кот весь день у батареи
То бока, то лапы греет.
Он из кухни в холода
Не выходит никуда…
Г. Ладонщиков (3.211)
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит -
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован, -
Не мертвец и не живой -
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой…
Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой -
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
Ф. Тютчев (4.30)
Волшебный лес.
Побелело за ночь всюду,
А у нас в квартире чудо!
За окошком двор исчез
Там волшебный вырос лес:
Пальмы с елками сплелись,
Самоцветами зажглись.
Ветер ставнями стучит,
А чудесный лес молчит -
Не качает, как живой,
Серебристою листвой.
А весна дохнет теплом -
Двор проглянет за стеклом.
О. Тарнопольская (5.6)
Загадки.
Какой это мастер
На стекла нанес
И листья, и травы,
И заросли роз.
(Мороз)
Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке.
(Снежинка)
К занятию «Наш добрый друг - художник круг».
Это кто в лесу живет - Мягонькие лапки,
Неуклюжий, косолапый. На лапках - царапки,
Летом ест малину, мед, На печке лежит,
А зимой сосет он лапу? «Мяу» говорит?
Круга этого лучи, Несут на длинных нитках
Все мы знаем горячи. С веселою улыбкой
По утрам глядит в оконце, Ребята во дворы
Дети, кто к нам? Это…(Солнце). Воздушные…(Шары).
К занятию «Краски радуги»:
Вышла радуга-краса,
Разноцветная коса.
Ленты пестрые в косе -
А всего их ровно семь.
Красный
Если красный помидор,
То поспел он, ясно,
Если красный светофор,
То идти опасно,
Ну, а если красный нос -
Значит, на дворе мороз.
Оранжевый
Что за мяч оранжевый,
Весело наряженный?
Мячик не резиновый,
Мячик апельсиновый.
Желтый
Желтый лимон на цыпленка похож,
Только вот ног у него не найдешь,
Желтый цыпленок похож на лимон,
Только растет не на дереве он.
Зеленый
Вот кузнечик Кузька -
Зеленое пузико.
Спинка, лапки, голова -
Весь зеленый, как трава.
Голубой
Нравятся Насте
Голубые краски
Голубые платья,
Голубые глазки,
Голубика в лесах,
Дали голубые.
Голубые чудеса -
Выбирай любые.
Синий
Слышал я, будто стащила синица
В небе лоскутик синего ситца.
Сшила синица из ситца косынку,
Синими стали крылья и спинка.
Фиолетовый
Цвет лиловый - цвет сирени,
Цвет фиалок, цвет весенний,
Цветет он и колышится,
И в нем приятно дышится.
Соловьева Е.А. (6, 91)
Используемая литература:
1. Читаем детям. Книга для чтения в национальных д/с РСФСР: Пособие для воспитателей / Авт.-сост. З.Г.Сахипова и др. Под ред. З.Г.Сахиповой. - Л.: просвещение. Ленингр. Отд-ние,1987.
2. Завтра в школу: Книга для воспитателей детского сада / Сост. Л.М.Аксючиц. - Мн.: Нар асвета, 1986.
3. Корчаловская Н.В., Посевина Г.Д. Праздник в детском саду. Сценарии детских праздников. - Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 2000.
4. Тютчев Ф.И. Конь морской: Стихи / Сост. Н.П. Сухова. - 2-е изд. - М.: Детская литература,1984.
5. Книга, Здравствуй! Я знаю тебя?… О чем ты?… Авт.-сост. Н.Н. Светловская, Т.С. Пиче-оол. / Библиотека журнала «Начальная школа». Выпуск 1.2. Первокласснику. М., 1995.
6. Курочкина Н.А. Знакомство с натюрмортом / Библиотека программы «Детство». - СПб.: Изд-во «Детство-пресс.
Тезаурус
Одаренность - синтез определенных потенциальных свойств личности, развивающихся в процессе деятельности, обеспечивающих достижение наивысших результатов.
Теплов Б.М.
Художественная одаренность - высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, в актерской деятельности.
Лейтес Н.С.
Индивидуальный подход - осуществление педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей ребенка, в значительной степени влияющих на его поведение в различных жизненных ситуациях.
Ковальчук Я. И.
Персонификация - сложный и противоречивый процесс взаимодействия информационного содержания социализирующих и регулирующих факторов с различными типами социально-психических и идеологических процессов, свойств и отношений, образующих целостный личностный модус человека (потребности, интересы, убеждения, стремления).
Харламов И.Ф.
Изобразительная деятельность - это отражение окружающего в форме конкретных, чувственно воспринимаемых зрительных образов.
Григорьева Г.Г.
Обучение - это общение, в процессе которого происходит управляемое познание, усвоение общественно-исторического опыта, воспроизведение, овладение той или другой деятельностью, лежащей в основе формирования личности.
Пидкасистый П.И.
Воспитание - целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и стимулирования разнообразной деятельности формируемой личности по овладению общественным опытом.
Общение - есть процесс взаимодействия конкретных личностей, определенным образом отражающих друг друга, относящихся друг к другу и воздействующих друг на друга.
Лисина М.И.
Овладение изобразительными действиями предполагает освоение детьми комплекса знаний, умений и навыков, в частности знание основных форм, особенностей строения, цвета, пропорциональных отношений в предмете и между ними, знание способов их изображения и умение их применять в рисунке, аппликации.
Креативность - это творческий потенциал и способность индивида, которые проявляются в ментальных актах, чувственно-эмотивных актопроцессах, в его коммуникации с другими индивидами, а также в различных видах деятельности, активно связанных с созданием тех или иных предметов или продуктов деятельности.
Дж. Рензулли
Мышление - способность индивида к продуктивно-гностическим актам, решению проблем, задач, которые определяют успешную реализацию любой деятельности.
Петровский А.В.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20