Рефераты. Психолого-педагогические условия индивидуального подхода к художественно одаренным детям старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности

p align="left">Вода в океане.

4. Цель: умение работать в группе, развитие фантазии.

Материалы: карточки с изображением 15 окружностей, карандаши.

Ход: дети в команде получают карточку и должны изобразить возможно большее количество предметов, дорисованных из окружностей, за минимальное время.

5. Цель: развитие фантазии, снятие чувства скованности.

Ход: посреди круга ставится стул и каждому предлагается превратить стул в какой-либо предмет: паровоз, машину, телевизор и др. каждый по очереди изображает придуманный предмет, что бы другие поняли, что это.

6. Игра «Слово».Цель: развитие восприятия, мышления, развитие речи.

Ход: воспитатель говорит:

Я найду слова везде:

И на небе и в воде,

На полу, на потолке,

На носу и на руке!

Вы не слышали такого?

Не беда играем в слово!

Давайте искать слова. Кто найдет больше? Участники команд по очереди называют слова на заданном предмете (ухо, платье, машина, потолок и др.). победят те, кто назовет больше всех слов.

Подведение итогов. Вручение призов.

Занятие № 2 « Чудесные превращения » (67, 156)

Цель: развитие воображения,

Ход занятия: в группу приходит волшебник и показывает детям чудо - машину, в которую можно положить несколько предметов, а получить совершенно другие вещи (например, положить тарелки, варежку, кошку). Все перемешать, спросить у детей, что же получилось? (прием агглютинации). Волшебник рассказывает, как он получил Пегаса, Кентавра и др. разрешает детям воспользоваться его чудо-машиной - что-нибудь положить и что-то получить. Когда дети придумают, попросить их нарисовать волшебное существо и назвать его. После выполнения задания, другие дети пробуют отгадать, что было положено в машину и что получилось. Можно расширить границы игры, предложив придумать историю о волшебном существе - где и как живет, что делает, с кем дружит.

Занятие № 3 «Морозный узор».

Цель: учить закрашивать лист полностью, наносить несколько слоев краски (только после полного высыхания первого), совершенствование умения работать с техникой «манкография».

Предварительное наблюдение за морозными узорами на окнах.

Ход занятия: педагог предлагает детям сегодня побыть чуть-чуть Дедом Морозом и раскрасить самим оконные узоры. С каждым обсуждается замысел: сильный мороз - крупные рельефные узоры рисом, легкий морозец - манкой, разные рисунки - лес, еловые ветви, беспорядочные точки и пятна. По окончании дети пытаются угадать и рассказать по рисункам о погоде за окном.

Занятие № 4 «Самое веселое на свете» (20, 15)

Цель: развитие фантазии.

Ход занятия: педагог спрашивает у детей, что самое веселое на свете. А потом предлагает нарисовать это. Просит после рассказать, что нарисовал каждый и вместе обсуждают рисунок.

Занятие № 5 «Цветочная фантазия» (64, 98)

Цель: расширение представлений детей, формирование эстетического вкуса, чувства композиции.

Ход: воспитатель приносит в группу разные цветы, листья, сухие веточки и несколько ваз. Рассказывает о том, какие цветы можно собирать в один букет по принципу соответствия формы, величины, длины, цвета; спрашивает о том, в какую вазу можно поставить каждый из букетов и почему. Дети поясняют свой выбор, воспитатель объясняет свой подход. Затем дети объединяются в 3 -4 группы и должны составить свой букет из всего разнообразия представленных цветов, подобрав соответствующую вазу и объяснив свой выбор. Педагог говорит, что для того, чтобы красиво составить букет, сначала нужно договорится, подумать вместе, что они будут делать, а только потом приступать к работе.

После практического коллективного задания воспитатель просит нарисовать разные букеты в разных вазах, и предлагает детям подумать, кому бы он подарил каждый из букетов.

Занятие № 6 «Подарок маме».

Цель: закрепление умения пользоваться различными техниками, самостоятельно выбирать тему, сюжет и используемые материалы.

Ход занятия: педагог предлагает детям подумать, что бы они подарили маме к празднику. Помогает, обсуждает с каждым рисунок и средства его исполнения (например, выложить цветы мимозы пшеном, цветочную полянку разноцветной манкой и др.).

Словесные игры и упражнения:

№ 1. Ход: - найдите лишнее слово в каждом ряду и объясните, почему вы так думаете.

Витя, Стасик, Петя, Оля, Вова.

Курица, петух, гусь, индюк.

Стол, кресло, стул, ковер, шкаф.

Слон, корова, лошадь, овца, коза.

Пальто, плащ, шуба, сапоги, куртка.

№ 2. Цель: развитие фантазии, снятие чувства скованности.

Ход: посреди круга ставится стул и каждому предлагается превратить стул в какой-либо предмет: паровоз, машину, телевизор и др. каждый по очереди изображает придуманный предмет, что бы другие поняли, что это.

№ 3. Ход: я называю слова, а вы мне называете как можно больше слов с противоположным значением:

большой ( маленький, крохотный, малюсенький, и др.)

веселый - быстрый

Длинный. - сырой

Твердый. - темный

Строгий. - горячий и др.

№ 4. Ход: назовите мне как можно больше слов, близких по значению данным:

- хороший - сильный

- здоровый - легкий

- чистый - черный

- пустой - чужой

- далеко - смелый.

№ 5. Ход: дети делятся на две команды: одна - марсиане, которые прилетели с другой планеты и разговаривают на непонятном языке; другая - земляне, очень гостеприимные и любопытные. Последние интересуются:

что, чем и как едят марсиане.

Как и на чем они спят.

Какими игрушками играют.

Как, где и чему учатся .

Потом команды меняются ролями.

№ 6. Цель: развитие ассоциативного мышления.

Ход: дети садятся в круг, воспитатель называет слово, а дети по очереди называют слово-ассоциацию, но чтобы слова не повторялись.

Слова: глаз, космос, кошка, усы, морковка, круг, труба.

№ 7. Ход: дети садятся в круг, воспитатель называет пары слов, а дети по очереди должны найти как можно больше общих признаков для непохожих предметов.

Слова: чашка - книга

Гвоздь - кирпич

Пол - потолок

Шкаф - дом

Лес - поле

Листья - мышь.

Приложение 10

Художественное слово.

Снег идет.

Тихо, тихо снег идет,

Белый снег мохнатый.

Мы расчистим снег и лед

Во дворе лопатой.

М. Познанская (1.184)

Береза.

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

С. Есенин (2.97)

Зима.

Белый снег, пушистый,

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Все его одело.

Темный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно…

И. Суриков (3.203)

Зима.

Вот хозяюшка сама

К нам идет, идет Зима.

Разнаряженная…

Разукрашенная…

В ярких звездочках - сережках

Да в серебрянных сапожках!

А сапожки - то скрипят

Косы белые до пят.

Рукавом махнет налево -

И поляна побелела.

Ручкой правою махнет -

Горы снега возведет.

Чуть притопнет каблучком -

Речка кроется ледком.

Деревца принарядила,

Зайцу шубку подарила.

Побелила все дома,

Ай, да Зимушка - зима!

В. Томилина (3.204)

Мороз.

Опали с березы последние листья,

Мороз незаметно подкрался к окну,

И за ночь своей серебряной кистью

Волшебную нарисовал он страну.

Теперь у меня не кончается утро,

И зимняя стужа приходит в мой дом.

Цветут - расцветают кусты перламутром,

И ели укрыты густым серебром.

А вдруг это чудо на солнце растает?

Мороз его чутко хранит от тепла.

И даже жар - птица над лесом летает,

Раскинув два белых лучистых крыла.

П. Киричанский (3.204)

Синий вечер.

Вечер зимний

В небе синем

Звезды синие зажег.

Ветви сыплют

Синий иней

На подсиненный снежок.

Красит синькою мороз

В окнах незабудки.

И зевает синий пес

Возле синей будки.

А.Фетисов (3.210)

Мороз.

Ночь… Не спит,

Сидит под елкой,

Вышивает Дед Мороз.

Он у елки взял иголку

Вдел в иголку свет от звезд.

Тянет нить сквозь щелку в шторах

Все окно уже в узорах…

Завтра утром рано встанем

И увидим: на окне

Мчат серебряные сани

По серебряной стране.

В.Степанов (3.205)

Зимние картинки.

Солнце землю греет слабо,

По ночам трещит мороз.

Во дворе у снежной бабы

Побелел морковный нос.

Под березой на пригорке

Старый еж устроил норку,

А под листьями лежат

Двое маленьких ежат.

Белка спряталась в дупло -

В нем и сухо и тепло,

Запасла грибов и ягод

Столько что не съесть и за год.

Под корягой в буреломе

Спит медведь как будто в доме.

Положил он лапу в рот

И, как маленький, сосет.

Осторожная лисица

Подошла к ручью напиться.

Наклонилась, а вода

Неподвижна и тверда.

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора:

От врагов спасают ноги,

А от голода - кора.

На полянке куропатки

Снег копают без лопатки,

И коварному врагу

Не заметить их в снегу.

Зерен хочется синице,

Но в кормушку сесть боится.

«Будь смелее, не робей!» -

Приглашает воробей.

Кот весь день у батареи

То бока, то лапы греет.

Он из кухни в холода

Не выходит никуда…

Г. Ладонщиков (3.211)

Чародейкою Зимою

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит -

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован, -

Не мертвец и не живой -

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой…

Солнце зимнее ли мещет

На него свой луч косой -

В нем ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой.

Ф. Тютчев (4.30)

Волшебный лес.

Побелело за ночь всюду,

А у нас в квартире чудо!

За окошком двор исчез

Там волшебный вырос лес:

Пальмы с елками сплелись,

Самоцветами зажглись.

Ветер ставнями стучит,

А чудесный лес молчит -

Не качает, как живой,

Серебристою листвой.

А весна дохнет теплом -

Двор проглянет за стеклом.

О. Тарнопольская (5.6)

Загадки.

Какой это мастер

На стекла нанес

И листья, и травы,

И заросли роз.

(Мороз)

Покружилась звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке.

(Снежинка)

К занятию «Наш добрый друг - художник круг».

Это кто в лесу живет - Мягонькие лапки,

Неуклюжий, косолапый. На лапках - царапки,

Летом ест малину, мед, На печке лежит,

А зимой сосет он лапу? «Мяу» говорит?

Круга этого лучи, Несут на длинных нитках

Все мы знаем горячи. С веселою улыбкой

По утрам глядит в оконце, Ребята во дворы

Дети, кто к нам? Это…(Солнце). Воздушные…(Шары).

К занятию «Краски радуги»:

Вышла радуга-краса,

Разноцветная коса.

Ленты пестрые в косе -

А всего их ровно семь.

Красный

Если красный помидор,

То поспел он, ясно,

Если красный светофор,

То идти опасно,

Ну, а если красный нос -

Значит, на дворе мороз.

Оранжевый

Что за мяч оранжевый,

Весело наряженный?

Мячик не резиновый,

Мячик апельсиновый.

Желтый

Желтый лимон на цыпленка похож,

Только вот ног у него не найдешь,

Желтый цыпленок похож на лимон,

Только растет не на дереве он.

Зеленый

Вот кузнечик Кузька -

Зеленое пузико.

Спинка, лапки, голова -

Весь зеленый, как трава.

Голубой

Нравятся Насте

Голубые краски

Голубые платья,

Голубые глазки,

Голубика в лесах,

Дали голубые.

Голубые чудеса -

Выбирай любые.

Синий

Слышал я, будто стащила синица

В небе лоскутик синего ситца.

Сшила синица из ситца косынку,

Синими стали крылья и спинка.

Фиолетовый

Цвет лиловый - цвет сирени,

Цвет фиалок, цвет весенний,

Цветет он и колышится,

И в нем приятно дышится.

Соловьева Е.А. (6, 91)

Используемая литература:

1. Читаем детям. Книга для чтения в национальных д/с РСФСР: Пособие для воспитателей / Авт.-сост. З.Г.Сахипова и др. Под ред. З.Г.Сахиповой. - Л.: просвещение. Ленингр. Отд-ние,1987.

2. Завтра в школу: Книга для воспитателей детского сада / Сост. Л.М.Аксючиц. - Мн.: Нар асвета, 1986.

3. Корчаловская Н.В., Посевина Г.Д. Праздник в детском саду. Сценарии детских праздников. - Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 2000.

4. Тютчев Ф.И. Конь морской: Стихи / Сост. Н.П. Сухова. - 2-е изд. - М.: Детская литература,1984.

5. Книга, Здравствуй! Я знаю тебя?… О чем ты?… Авт.-сост. Н.Н. Светловская, Т.С. Пиче-оол. / Библиотека журнала «Начальная школа». Выпуск 1.2. Первокласснику. М., 1995.

6. Курочкина Н.А. Знакомство с натюрмортом / Библиотека программы «Детство». - СПб.: Изд-во «Детство-пресс.

Тезаурус

Одаренность - синтез определенных потенциальных свойств личности, развивающихся в процессе деятельности, обеспечивающих достижение наивысших результатов.

Теплов Б.М.

Художественная одаренность - высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, в актерской деятельности.

Лейтес Н.С.

Индивидуальный подход - осуществление педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей ребенка, в значительной степени влияющих на его поведение в различных жизненных ситуациях.

Ковальчук Я. И.

Персонификация - сложный и противоречивый процесс взаимодействия информационного содержания социализирующих и регулирующих факторов с различными типами социально-психических и идеологических процессов, свойств и отношений, образующих целостный личностный модус человека (потребности, интересы, убеждения, стремления).

Харламов И.Ф.

Изобразительная деятельность - это отражение окружающего в форме конкретных, чувственно воспринимаемых зрительных образов.

Григорьева Г.Г.

Обучение - это общение, в процессе которого происходит управляемое познание, усвоение общественно-исторического опыта, воспроизведение, овладение той или другой деятельностью, лежащей в основе формирования личности.

Пидкасистый П.И.

Воспитание - целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и стимулирования разнообразной деятельности формируемой личности по овладению общественным опытом.

Харламов И.Ф.

Общение - есть процесс взаимодействия конкретных личностей, определенным образом отражающих друг друга, относящихся друг к другу и воздействующих друг на друга.

Лисина М.И.

Овладение изобразительными действиями предполагает освоение детьми комплекса знаний, умений и навыков, в частности знание основных форм, особенностей строения, цвета, пропорциональных отношений в предмете и между ними, знание способов их изображения и умение их применять в рисунке, аппликации.

Григорьева Г.Г.

Креативность - это творческий потенциал и способность индивида, которые проявляются в ментальных актах, чувственно-эмотивных актопроцессах, в его коммуникации с другими индивидами, а также в различных видах деятельности, активно связанных с созданием тех или иных предметов или продуктов деятельности.

Дж. Рензулли

Мышление - способность индивида к продуктивно-гностическим актам, решению проблем, задач, которые определяют успешную реализацию любой деятельности.

Петровский А.В.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.