1.6 - 2 года - дети замечают следы на бумаге, пытаются дать название первым изображениям. Но это еще доизобразительный период.
2 - 2.6 - малыши с интересом рисуют, не все еще могут находить сходство в линиях, штрихах с предметами окружающего. Это период каракуль.
2.6 - 3 - увереннее держат карандаш, пытаются сами что-то изобразить. Дают названия рисункам, но наблюдается неустойчивость ассоциаций.
3- 4 г. - рисуют изогнутые, прямые линии, кругляшки, головоногов, геометрические фигуры, каракули. Цветные карандаши применяют без учета назначения.
4- 5 г. - изобразительная деятельность, техника рисования улучшается, богаче становиться тематика, рисунок более понятен.
5- 6 г. - ребенок располагает предметы в соответствии с задуманной композицией.
6- 7 г. - переход от схематического к реалистическому изображению человека, животных. К технике можно предъявлять уже довольно высокие требования.
Изобразительная деятельность дошкольников имеет свои специфические особенности:
Функционализм. Ребенок рисует не только то, что видит, но и то, что уже знает об этих вещах.
Изменение размеров. До 4-х лет ребенок может просто увеличивать предметы, после 5-ти увеличенный предмет - самый значимый для ребенка.
Прозрачность рисунка. Ребенок рисует прозрачные предметы, т.е. сквозь предметы ближнего плана видны изображения, находящиеся за первыми.
Смешанные проекции. Дошкольник может рисовать, переворачивая лист так, как ему удобно, из-за чего изображения вида «сверху», «снизу», «сбоку», «спереди» оказывают на одном рисунке.
Итак, обобщим все вышесказанное об изобразительной одаренности. Художественные способности раньше других обнаруживают себя. У детей существуют богатейшие предпосылки к развитию не только художественного, но и творчества вообще: ограниченность знаний об окружающем мире приводит к тому, что ребенок легко может объединять несовместимое. Но для изобразительной одаренности, больше чем для других, присуща «возрастная талантливость».
1.2 Диагностика и обучение одаренных детей.
1.2.1 Критерии и диагностика одаренности.
Итак, по каким же признакам отличить обычного ребенка от гения? Выделяют три особенности одаренного ребенка:
Опережающее познавательное развитие.
Психо-социальная чувствительность. Одаренные дети, впрочем как и взрослые, обладают повышенным чувством справедливости, чувствительностью, зависимостью от радостей или переживаний окружающей действительности. Их психическое состояние и здоровье очень зыбко. Кто-то сказал, что грань между гением и сумашедшим настолько тонка, что отличить одно от другого практически невозможно. Специалисты подсчитали, что более трети гениев имели острые душевные заболевания, 83% были психопатами, 10% - психопаты легкой степени, и лишь 7% оказались нормальными людьми. Для людей с психическими расстройствами характерно особое, более острое восприятие мира . Их нельзя назвать больными, ведь грани между нормой и патологией реально до сих пор не существует. Они оригинальны, и, как правило, самые нестандартные решения исходят именно от них. « Сверхценные идеи формируются в рамках психопатий, при шизофрении и аффективных психозах.» (Большая Медицинская Энциклопедия). Но это отнюдь не значит, что все, страдающие психическими расстройствами, уже гении.
Физические особенности. Существует несколько мнений на физические особенности одаренных людей .
· Одаренные дети по физическому развитию ничем не отличаются от своих сверстников.
· Одаренные дети сильнее, энергичнее, крепче, выносливее своих сверстников.
· Одаренные дети имеют патологии в развитии, что объясняется энергетическим метаболизмом: анализаторы, специфичный, для данного вида одаренности, рецептивный слой коры головного мозга должны получать очень большую энергию, именно поэтому происходит перераспределение энергетических ресурсов: на развитые участки много, на остальные гораздо меньше, может чему-то не достаться вовсе.
А. да Хааном и Г.Каффом была разработана методика диагностики степени выраженности у ребенка различных видов одаренности (67. 223). Утверждения, по которым оценивается ребенок, можно рассматривать и как программу его дальнейшего развития. Остановимся подробнее лишь на художественных способностях. «Ваш ребенок имеет высокий уровень художественно-изобразительных способностей или одарен, если он:
· Не находя слов или захлебываясь, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроения.
· В своих рисунках или картинах отражает все разнообразие предметов, людей, животных, ситуаций, а не «зацикливается» на изображении чего-то вполне удавшегося.
· Серьезно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и очень серьезным, когда его внимание привлекает какое-либо произведение искусства или пейзаж.
· Когда имеет свободное время, охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски.
· Стремится создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение - украшение для дома, одежды или что-нибудь подобное.
· Не робеет высказать собственное мнение о классических произведениях, причем может даже попробовать критиковать их, приводя вполне разумные доводы.
В настоящее время используются две основные формы диагностики одаренности. Первая группа методик - это разовые исследования. Вторая группа методик основана на долговременных наблюдениях за детьми.
Экспресс - диагностика.
Ребенок считается одаренным, если он набрал 135 баллов по шкале Станфорд - Бине.
«Резервуарная модель Дж. Гауэка». Оценивается интеллект, креативность, уровень развития. На основе результатов группового тестирования, рекомендаций педагогов очерчивается круг кандидатов. Потом ребенок должен показать высокие оценки в любых трех из четырех видах оценки или набрать определенную сумму баллов по шкале Станфорд - Бине.
Долговременные модели.
Принцип турникета (Дж. Рензулли, С. Рейс). Суть - процесс идентификации одаренного ребенка не разовый, а долговременный, это процесс длительного наблюдения за ребенком. Детей включают в работу по специализированным программам. Авторы используют традиционные методы оценки, методы, основанные на использовании трех параметров деятельности детей: способностей, интересов, стимулов обучения. Собирается информация о достоинствах, т.е. досье «портфель данных о малыше». Эта информация используется при принятии решений о возможностях развития способностей на занятиях, в группах обогащения, при работе по специальным программам.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20