Рекомендации:
развивать творчество, фантазию, используя для этого нетрадиционную технику: пальчиковая графика, аппликация из смятых салфеток, обрывков бумаги и др.; развивать такие способы воображения как: включение, агглютинация, совмещение несовместимого.
Обратить внимание на повышение уровня рисования машин, техники.
Можно сказать лишь задание, не вдаваясь в подробности. В процесс творчества вмешательства не любит; не обсуждать и не помогать, если только сама не попросит совета.
Осторожно относиться к анализу работы, не критиковать открыто ни в коем случае, пусть сама найдет свои ошибки.
Учить не воспринимать свои ошибки, что-то не получившееся, как личную трагедию: подумать еще, переделать, обратить все в шутку.
Стрелкова Александра (5 лет 5 месяцев).
Очень тихая, неразговорчивая, апатичная, предпочитает собственные одиночные игры и занятия. Обладает феноменальной памятью, запоминает целые фразы и предложения наизусть, но запоминание механическое - без какой бы то ни было переработки и осмысления. Конформист, «плывет по течению», собственное мнение если и есть, никому не известно.
Рисунки мелкие. Чаще каракули. Техника очень слабая. Рисунки никак не комментирует. Отсутствие фона, четкого пространства, композиции. По замыслу рисует абстракцию, ничего не ясно, никак не объясняет. Использует мало цветов, не более 2-3 на одной картинке, иногда одноцветные.
Необходимо снятие телесных и личностных зажимов путем коллективных, театрализованных, словесных, подвижных игр. Способствовать разговорчивости, открытости, развитию чувства коллективизма.
Уделить внимание развитию словарного запаса, мышления, воображения, используя занятия по ознакомлению с окружающей средой, экологией, развитию речи; наблюдения, пересказы, сочинения собственных историй и сказок.
Обратить внимание на технику исполнения фигуры человека, животных, растений, машин.
Развитие кругозора, с обращением внимания на силуэты, форму, отличительные признаки, детали, цвет, пространственные отношения.
Галанин Сергей (5 лет 4 месяца).
Любит привлекать к себе внимание, хотя не всегда позитивное. Безусловный лидер и заводила. Затейник, выдумщик и фантазер. Всегда в центре. Типичный холерический темперамент. С энтузиазмом за все берется, но мало что доводит до конца. Не дослушав задание, начинает делать. На детали обращает мало внимания, но замысел или исполнение необычно.
Техника рисования очень слабая, замысел богат, активно рассказывает о нем, но не хватает умений для его реализации. Цвет не традиционный, «говорящий» (рисунок по замыслу - зеленый танк едет по черно-красной земле). Цвет - главное средство выражения, передачи мыслей и чувств (у елки два человечка, один красный - Дед Мороз, другой голубой - Снегурочка). Пространственная заполненность, есть фон, композиция, богатый сюжет, задание включено в общий рисунок как второстепенный предмет.
· Воспитывать усидчивость, учить доводить дело до конца, используя игры с определенными правилами.
· Уделять повышенное внимание технике исполнения:
аккуратности в работе со средствами: красками, карандашами, ножницами, клеем (рисовать плавные безотрывные контуры, закрашивать их, рисовать многослойные акварельные рисунки и ждать, пока высохнет каждый слой).
Дать возможность освоить нетрадиционные способы выполнения задания - рисование на мокрой бумаге, на смятом листе, отпечатками.
Учить рисовать романтические рисунки (цветы, животных, человека).
Расширять кругозор, обращая внимание на форму, на детали.
Лучевникова Любовь (5 лет 7 месяцев).
Любовь - человек настроения. Делает все красиво и нетрадиционно только тогда, когда этого хочет сама. Насильно, уговорами заставить невозможно выполнить ни одно задание. Очень впечатлительна и обидчива.
Оригинальные рисунки по замыслу. Аккуратна, передает все детали. Цвет нетипичен, в основном яркие и светлые тона. Может несколько раз перерисовывать до лучшего варианта. Рисунки «говорящие», эпитеты, характерные черты подчеркивает цветом, позой, композицией (например, рисунок на тему «Зайчишка-трусишка» - рисует желтого зайца, а сзади стоит огромный черный медведь, темно, нависшие облака, тучи).
Учить быть более независимой от своего настроения, делать то, что нужно, а не только то, что хочется.
Более спокойно реагировать на замечания, критику.
Обращать внимание на форму и детали, более детализировать рисунки, цвета, если не говорящие, то соответствующие действительности.
Не уговаривать, но и не заставлять, более жестко обозначать требования - это не просьба, а необходимость.
Уметь принимать свои ошибки, не обижаться, а исправлять их.
Гончаревич Настя (5 лет 4 месяца).
Ребенок по натуре спокойный, не лидер - но за большинством не пойдет. Широкие интересы, не останавливается на достигнутом, постоянная жажда знаний, не поверхностное, а углубленное изучение интересующей темы.
Техника изображения и аккуратность исполнения слабоваты. Предметы не висят, лист заполнен полностью. Старается в задании найти яркий отличительный признак и его изображать. Рисунки динамичные, богатый сюжет. В картинках отражает собственное видение мира, свои интересы, ассоциативное мышление (Нарисуй подарок - рисует цветы). К анализу, критике относится нормально, но редко воспринимает и переделывает, не учитывает ошибки на будущее.
· Обратить внимание на технику изображения животных, растений, человека.
· Учить рисовать аккуратно, чтобы линии были плавными, непрерывистыми, давать задание на рисование контуров без отрыва карандаша от бумаги.
· Воспитывать усидчивость, терпеливость, стремление делать все тщательно, продумывая каждую деталь, не торопиться.
· Расширять кругозор, с обращением внимания на детали предметов, силуэты, формы, различные вариации одного явления или объекта.
· Необходимо детальное объяснение, обсуждение замысла, помощь в ходе работы - «Можно сделать еще и вот так…».
· Учить прислушиваться к замечаниям и исправлять ошибки - «Разве эта машина доедет до места? Давай подумаем и нарисуем настоящую…».
Шулаева Каролина (5 лет 3 месяца).
Живой, подвижный ребенок. Старается быть в центре внимания. Очень боится порицания, сказать или сделать что-то неправильно, из-за чего не может раскрыться в полной мере. Воспринимает свою ошибку как личную трагедию. Очень чувствительна и впечатлительна, но быстро забывает и «отходит».
Рисунки чаще романтической темы. Лист заполнен, предметы не висят, есть сюжет, композиция, перспектива. Свое видение мира, все задания интерпретирует по-своему, стремится сделать не так, как у других. Цвет «говорящий», оттенки преобладают светлые, яркие. Предмет один (нет нескольких вариаций), но тщательно детализированный и дополнен композицией, фон обязателен. Рисунки аккуратные, с передачей основных деталей, мимики, жестов. Динамичные рисунки.
· Развивать словесное творчество (рисунки оригинальные, но необычно их назвать затрудняется).
· Учить воспринимать свои ошибки и исправлять их.
· Более спокойно относиться к неудачам, давать возможность подумать еще и переделать, не говорить, что неправильно, а подсказать (например, на необходимость ремонта машины).
· Повышать самооценку девочки, убеждать ее в собственной правоте.
· Учить высказывать свое мнение, пусть даже неправильное, отстаивать собственную точку зрения , доказывать свою правоту ( «Я так думаю потому, что…).
· Необходимо дать только задание. Меньше подсказывать, навязывать свое мнение.
Чусовитина Анна (5 лет 7 месяцев).
Тихая, редко бывает в коллективе, чаще одиночные игры с игрушками, если с кем-то, то не больше двух - трех детей. Долго и внимательно слушает задания, никогда ничего не спрашивает. Замкнута и молчалива.
Рисунки шаблонные, рисует «правильно». Расположены предметы по центру. Нет сюжета, есть лишь заданный объект - аккуратно выполненный, детализированный, но без связи с окружающей средой, отсутствие композиции, фона, сюжета. Рисует только то, что конкретно прозвучало, без творческого осмысления. По замыслу - чаще то, что трудно понять, сама никак не комментирует свои рисунки. Цвет типичен. Рисунки однотипные, рисует то, что хорошо получается ( на тему «Домашние животные» нарисовала 6 одинаковых зайцев).
· Воспитывать чувство коллективизма, больше привлекать к общим играм, совместным творческим делам и заданиям.
· Развивать творческое, ассоциативное, дивергентное мышление.
· Повышать уровень любознательности, учить устанавливать причинно-следственные связи. Расширять кругозор, обращая внимание на отличительные признаки, основные формы, включенность предмета в общую композицию.
· Обратить внимание на технику изображения человека( пропорции, части тела), на контуры, форму листьев, животных, на перспективу, чтобы предметы не висели, на
аккуратность( давать задание на обведение без отрыва контуров и их
закрашивание).
· Необходимо спокойное развернутое объяснение, обсуждение замысла и возможные пути его реализации.
Итак, обобщенные результаты исследования приведены в сводной таблице результатов констатирующего эксперимента (См. таблицу 1)
По результатам опросника для родителей можно выделить троих детей, которые набрали от 20 до 23 баллов - Каролина, Лера, Люба - что характеризует их как сообразительных творческих детей. На следующей ступени дети, набравшие 15-19 баллов - Рома, Настя, Вова, Александр, Аня - сообразительны и находчивы, когда чем-то заинтересованы. Далее - Сергей, Александра - набравшие 9-14 баллов, которым по результатам многого не хватает для творчества. Отличает этот тест то, что родители не всегда бывают объективными, причем встречаются как завышение способностей, так и занижение. В совокупности с тестом педагога методика становится более правдивой, но педагог также не всегда объективен.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20