Рефераты. Психолого-педагогические условия индивидуального подхода к художественно одаренным детям старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности

p align="left">“RAPYHT” ( М. Карне, А. Шведел). Первичная оценка общей и специальной одаренности проводится с помощью специальных опросных листов для педагогов и родителей. Если оценка выше среднего по одному из листов, то ребенок зачисляется в кандидаты. Проверка на специальных занятиях в небольших группах в соответствии с видом одаренности. Если они обнаруживают адекватный уровень, то включаются в дополнительные программы. Дети с серьезными сенсорными и физическими недостатками тестируются дополнительно.

“ Иллинойская модель”. Набирается группа из 22-х детей в возрасте 3-5 лет, опережающих сверстников по уровню развития. Процесс выявления разбит на три этапа:

Поиск. За месяц до обследования оповещаются родители, что потенциально одаренные дети имеют возможность посещать специальные группы.

Оценка. Пока педагоги и родители заполняют специальные опросники, психологи тестируют ребенка.

Отбор. Подбирают детей, подходящих для обучения по данной программе. Дети, не включенные в группы, зачисляются в резервный состав, они имеют право быть зачисленными в следующий раз.

Вообще же в психологии используются два основных подхода к проблеме диагностики:

· Методы единой оценки. Например, шкала Станфорд -Бине.

· Методы комплексной оценки, которые включают в себя опросники для взрослых, окружающих ребенка, тесты и задания для самого ребенка, это могут быть: оценка конкретных продуктов деятельности, результаты участия его в различных конкурсах и др. то есть методов очень много. И к ним нужно относиться очень осторожно, т.к. даже комплексная методика не исключает возможность ошибки, а цена ошибки может быть велика. Многие психологи и педагоги справедливо отмечают, что ярлыки типа “талант” и “ординарный” весьма негативно могут сказаться на личностном развитии ребенка. Необходимо знать, что талант имеет свойство долгое время никак не проявлять себя. Поэтому, чтобы отследить динамику развития ребенка, диагностику следует повторять неоднократно.

Выявление детей, обладающих незаурядными способностями, представляет собой сложную и многоаспектную проблему. Как известно, существуют две точки зрения на одаренность, отсюда и диагностика: сторонники биологизаторского подхода считают, что одаренность - весьма редкое явление, и выявление такого ребенка подобно поиску крупиц

золота; сторонники же социологизаторского подхода считают, что одаренным является каждый нормальный ребенок, и нужно только вовремя заметить его способности и развить их.

Проблеме диагностики одаренности уделяется повышенное внимание, но на деле оказывается, что выявление -это лишь первый шаг и важнейшая проблема заключается в другом, а именно в развитии способностей. И далее пойдет речь о том, в чем же заключается проблема обучения и воспитания маленьких гениев.

1.2.2 Обучение одаренных детей.

Повышенный интерес к явлению одаренности, одаренным детям стал приметой нашего времени. Много написано о природе этого феномена, разработано много диагностических методик, позволяющих выявить уровень развития тех или иных способностей практически на всех возрастных этапах, проведены многочисленные исследования, и, как следствие, появились программы развития одаренных детей.

По мнению Е. Беловой все дети обладают интеллектуальным и творческим потенциалом, но в разной степени (1. 6). Ею были проведены исследования группы одаренных дошкольников 6 - 7 лет, результаты которых следующие:

61,5 % - интеллектуальный потенциал в пределах среднего или немного выше среднего уровня.

14,6 % - высокий интеллектуальный потенциал.

9,2 % - интеллектуально одаренные дети.

24,6 % - высокий творческий потенциал.

13 % - дети творчески одаренные.

Как видно, детей, обладающих высоким уровнем развития способностей, не мало, следовательно, помимо диагностики, встает еще одна глобальная проблема - обучение одаренных детей. При всем возможном и реальном многообразии способов организации обучения одаренных детей, все они могут быть объединены в три основные группы:

«раздельное обучение» - специальные образовательные учреждения для одаренных детей.

«совместно-раздельное обучение» - специальные группы для одаренных в традиционном учебном заведении.

«совместное обучение» - организационный подход, при котором одаренные обучаются в «естественной микросреде», т.е. когда они не удаляются из круга «нормальных» сверстников.

Каждая из описанных стратегий имеет свои преимущества и недостатки; два первых варианта более популярны в современной отечественной образовательной практике в силу логической простоты и ясности, но последний имеет большую значимость. При этом в нашей стране большая часть одаренных детей традиционно обучалась и будет обучаться в обычных учебных заведениях.

Существовало лишь два подхода к модернизации содержания образования. Первый предполагал прохождение одаренным ребенком традиционных учебных программ в более быстром темпе - «стратегия ускорения»; второй - ориентировал педагога на увеличение объема изучаемого материала (как увеличение числа изучаемых предметов, так и углубленное изучение существующих) - «стратегия интенсификации».

В настоящее время большинство исследователей утвердились в понимании того, что содержание учебной деятельности одаренных детей должно иметь не просто иные количественные параметры, а качественно отличаться от содержания образования их «ординарных» сверстников. Разработаны идеи качественной перестройки - «обогащения содержания образования», под этим термином в дидактике понимается широкий спектр мер по качественной перестройке содержания образования таким образом, чтобы оно наиболее полно отвечало задаче развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка. Наибольшую известность получила модель Дж. Рензулли - «три вида обогащения учебных программ».

Первый вид предполагает знакомство с самыми разными областями и предметами изучения, которые могут заинтересовать детей. В результате у ребенка расширяется круг интересов и формируется представление о том, что бы он хотел изучать более углубленно.

Второй вид предполагает ориентацию на развитие мышления ребенка: тренировку наблюдательности, способности к анализу, синтезу, сравнению.

Третий вид - проведение самостоятельных исследований и решение творческих задач.

Как видно, один вид обогащения постепенно перерастает в другой , сменяет его, каждая предыдущая ступень является фундаментом для освоения следующей, более сложной.

Савенков А.И. создал модель обогащения содержания образования, которая имеет два уровня рассмотрения (66. 70). Первый условно назван уровнем «горизонтального обогащения», второй - «вертикального обогащения».

«Горизонтальное обогащение»

Горизонтальное обогащение - система мер по дополнению традиционного учебного плана специальными, интегрированными курсами, которые качественно отличаются от традиционных предметных занятий и направлены на развитие ребенка в трех основных направлениях, обычно выделяемых в связи с проблематикой развития детской одаренности:

· «социальная компетенция» - сфера психосоциального развития. Многие специалисты в области обучения одаренных детей считают, что обсуждение социальных и межличностных проблем особенно важно для одаренных детей. Их умение рассуждать, глубже понимать мотивы поведения других людей в сочетании с повышенной чувствительностью к несправедливости и противоречиями часто негативно сказывается на развитии их аффективной сферы. Эти занятия помогают ребенку верно оценивать и совершенствовать свой образ жизни, стиль поведения, характер общения, а это положительно сказывается на его самооценке, на отношениях со сверстниками и взрослыми, активно содействует пониманию детьми самих себя, изучению ими сходства и различия с другими детьми, познанию своих способностей.

· «обучение мышлению» - сфера когнитивного развития. Многие исследователи и педагоги-практики уделяют особое внимание специальному, целенаправленному развитию креативности, интеллектуальных функций, обучению детей технике и технологии мыслительных действий, процессам эффективного познавательного поиска. Авторами, работающими в этом направлении, предлагается обычно модель интеллекта Дж. Гилфорда, программа А. Бине, набор задач тренингового типа (Н.К. Виноградова, А.З. Зак), ТРИЗ.

· специальные занятия, ориентированные на сферу физического развития. Спор о том, отстают или обгоняют одаренные дети по темпу физического развития своих сверстников до сих пор актуален. В принципе возможно и то, и другое. Но в ходе экспериментальной работы исследователи пришли к выводу, что линия физического развития должна быть усилена.

«Вертикальное обогащение»

Этот вид обогащения касается не столько модернизации учебного плана, сколько изменений в содержании всех основных предметных учебных занятий, входящих в систему «основного» и «вариативного» (дополнительного) образования. Можно выделить три направления - стратегии качественной перестройки образовательной деятельности.

Стратегия индивидуализации. В последнее время все активнее утверждается понимание необходимости учета в образовательно-воспитательных системах неповторимости каждого индивида. Т.е. того, о чем говорилось в предыдущей главе. Главным является не формирование личности с заранее определенными, заданными свойствами, по установленной модели, а создание условий для полноценного проявления и развития специфических личностных функций субъектов образовательного процесса.

Стратегия - исследовательское обучение. Главное - активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности. Самостоятельная исследовательская практика детей - важнейший фактор развития творческих способностей.

Стратегия проблематизации. Данное направление предполагает ориентацию на постановку перед детьми учебных проблем. Изложение учебного материала построено таким образом, чтобы дети могли выявить проблему, найти способы ее решения и решить. Решающим фактором развития личностного потенциала являются не сами знания, их объем, разносторонность, а методы их усвоения.

«Вертикальное обогащение» содержания образовательной деятельности предполагает пересмотр традиционных учебных программ, замену их авторскими. Выделены принципы их разработки.

Сфера когнитивного развития

· Усложнение содержания учебной деятельности за счет углубления и большей абстрактности предлагаемого материала.

· Паритет заданий дивергентного и конвергентного типов.

· Доминирование развивающих возможностей учебного материала над его информационной насыщенностью.

· Осуществление учебно-познавательной деятельности в соответствии с познавательными потребностями детей, а не по заранее разработанной логической схеме.

· Сочетание уровня развития продуктивного мышления с навыками его практического использования.

· Максимальное расширение круга интересов.

Сфера творческого развития

· Доминирование собственной исследовательской практике над репродуктивным усвоением знаний.

· Ориентация на интеллектуальную инициативу.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.