2
Министерство образования Российской Федерации
Российский государственный профессионально-педагогический университет
Художественно-педагогический институт
Кафедра дизайна одежды и прически
Дипломная работа
Разработка учебно-методической документации и дидактического обеспечения по дисциплине «История костюма и моды»
Кемерово
2008
Ключевые слова: РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ, УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ, ЛЕКЦИЯ, ЛИСТЫ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ, ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ, МЕТОД ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ, ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА, БЕЗОПАСНОСТЬ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПРИРОДА И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ.
Цели работы:
изучить современное состояние разработанности курса «Русский народный костюм»;
разработать учебно-методическую документацию и дидактическое обеспечение по дисциплине «История костюма и моды» по теме «Русский народный костюм».
Разработаны: программа курса «Русский народный костюм»; программы элективных курсов: «Художественное кружево и вышивка», «Художественная вышивка крестом»; история Русского костюма в лекциях; листы рабочей тетради.
Выполнены расчеты: определения величины по оплате труда; расчет машинного времени; затраты на расходные материалы; себестоимость методического пособия.
Объектом исследования является исторический аспект Русского народного костюма.
Предмет исследования - учебно-методическая документация и дидактическое обеспечение по дисциплине «История костюма и моды» по теме «Русский народный костюм».
Проблема исследования. Недостатком изучения курса «Русский народный костюм» является отсутствие учебно-методической документации, иконографии и письменных источников.
Гипотеза исследования. Профессиональная подготовка студентов будет успешной при наличии разработок структуры подготовки в условиях технологического обучения; внедрение в учебный процесс программ, ориентирующих студентов на художественные ремесла через дисциплину «История костюма и моды», элективные курсы; интегрирующие основные дисциплины «Рисунок», «Живопись», «Формообразование», «Конструирование и моделирование одежды»; обеспечение методическим инструментарием, реализации программ по дисциплине «История костюма и моды» по теме «Русский народный костюм»; профессиональная подготовка студентов осуществляется в контексте личностного подхода к будущему выбору профессии.
Обосновать необходимость изучения темы «Русский народный костюм» и элективных курсов как потребность личностного развития студентов и социально-экономического заказа общества.
Методы исследования.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались взаимодополняющие методы исследования:
- теоретические методы (анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, аналогия, моделирование, изучение и обобщение педагогического опыта);
- эмпирические методы (наблюдение и самонаблюдение);
- частные (анализ литературы, анкетирование и интервьюирование, тестирование, изучение архивных материалов).
Исследования проводились в три этапа.
На первом этапе был проведен анализ литературных источников, учебных планов, программ по курсу «История костюма и моды»; дана оценка состояния разработанности проблемы, её актуальности, выявлены противоречия, определены объект и предмет исследования, сформулирована гипотеза и структура профессионального обучения.
На втором этапе продолжались теоретические исследования, разрабатывалось дидактическое обеспечение, выявлялись и уточнялись необходимые и достаточные условия эффективной профессиональной подготовки студентов в рамках профессионального обучения; разрабатывались элективные курсы. (см. приложение)
На третьем этапе систематизировались и обобщались изученные материалы, проверялась их достоверность, в том числе, оценивалась эффективность их практического применения, уточнялись методические условия, обеспечивающие профессиональную подготовку с учетом специфики колледжа.
1.1 Эпоха, культура, человек - предмет педагогического исследования
Обновление российского образования проходит под знаком гуманизации. Естественно, что содержание образования нуждается в соответствующем корректировании. Оно осуществляется различными путями - увеличением объема гуманитарных знаний, включением в планы профессиональных колледжей программ новых дисциплин о человеке, а также, что наиболее важно, ориентированием обладающих отлаженными методиками обучения традиционных курсов на решение указанных проблем. Возможность такого ориентирования потенциально заложено во всех дисциплинах, поскольку их исконное деление на технические и гуманитарные условно.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17