Власть князей не была прочной: внутри дружины сохранялись черты военной демократии. Недовольные воины могли сместить предводителя, изгнать его или даже убить. В землях, вверенных князьям, их также могло ждать неповиновение или предательство. Нередкими были случаи, когда жители отдавали предпочтение не своему, а другому князю, призывая его на княжение. Именно поэтому дальновидные правители (например, киевский князь Владимир) склонялись к идее централизованного управления государством как союзом племен и поддержку искали в общенародной духовной жизни, общности религиозного обряда, единобожии. Так, религиозные реформы Владимира - централизованный культ Перуна, а затем принятие христианства по Византийскому обряду - были шагом политическим, отражающим идею «один Бог - один князь».
Неопределенность статусов людей в жизни порождала нечеткость и внешнего облика человека как носителя и социальных идей и социальной принадлежности. Атрибутика и детали костюма не были точно регламентированы, эмблематика и знаки отличия носили случайный характер, завесили от доминирующей этнической, родовой или дружинной традиции. Не могли не сказаться на формировании древнерусского костюма и ведущие способы хозяйствования. Именно они в первую очередь определяли характер одежды самой многочисленной группы населения - земледельцев. Аграрный тип культуры создал тот круг представлений о мире и человеке, который был отражен в костюме. Возделывание земли было общим долгом и пахаря, и боярина, которому земля даровалась князем. Сама земля и ее плоды обожествлялась, культ. Этот земледельческий культ находил яркое отражение в символах костюма через его детали, орнаменты, обереги, животную магию. В те времена основными способами хозяйствования на Руси было подсечное - огневое земледелие. Русь не зеленела весной полями молодых хлебов и не золотилась по осени колосьями спелой ржи, как это порой представляется порой большинству наших современников. Небольшие участки пахоты, отвоеванные у леса, прятались в его чаще. Возникшие среди мрака и тайн дикого леса, непостижимого и опасного для людей, они воспринимались нашими предками плодами божественной щедрости. Основными культурами земледелия были просо и ячмень. Однако собранного урожая человеку явно не хватало на долгий год. Желанным подспорьем были дары леса.
Перед человеком, таким образом, открывался мир, разделенный надвое: мир необузданный, стихийных сил, то дружественных, то враждебных, -«черный свет»; мир ясности, подаренный богами, грозными, но справедливыми, - «белый свет». Эти понятия отражались в символике и магии цвета: черный - черный свет, белый - белый свет. Себе человек отводил роль посредника, обязанного в обрядах и магических действиях примирить антологические миры. Цветом человеческой жизни и обряда был красный. Характерно, что эта троичная система мировидения и цветовосприятия нашла широкое отражение в костюме: белый свет - полотно; атонический (подземный) мир, черный свет - черная полоса; ритмы обряда, жизни человека, знаки мировоззрения - красный орнамент вышивки. А в мотивах самой древней из дошедших до нас вышивок отражены следы архаичных верований в одушевленную природу (анимизм), священного зверя (тотемизм), магическую силу предметов (фетишизм).
Для исследователей костюма эти сведения важны, потому что они дают представление об условиях существования человека, в которых он создавал свой облик, превращая его в «обычай», то есть в культурное и художественное целое.
Общие представления об укладе жизни населения Киевской Руси еще и потому, что реконструкция костюма рассматриваемого периода сложна из - за отсутствия полных материалов иконографии и письменных источников. Конечно, у нас есть данные археологических раскопок в Киеве, Новгороде, Ладоге, находки из древних могильников. Но поскольку ткани ее другие материалы, из которых была сделана одежда, слишком непрочны и не могли сохраниться в течение почти что тысячелетия, до нас дошли лишь элементы предметов отделки и украшения из драгоценных металлов и камней.
Ни в языческой Руси, ни в Руси крещенной не существовало зрелой традиции светской иконографии. Все известные изображения мирских событий, сцен праздников - условны, так как в своем графическом и живописном языке отражаются на христианский канон. А ведь иконописные изображения не тождественны натуре. Поэтому иконы не могут в полной мере служить достоверными источниками для изучения костюма, ведь в них персонажи представлены в пространстве, в условном времени, в условиях, стилизованных одеждах. Рукописные книги и книжная миниатюра - ценный объект для исследования, но изображения в них также упрощены и к тому же являются репликой более позднего времени о событиях двухсот и трехсотлетней давности. Однако если о костюмах князя, его окружения, а также воинов имеется некоторая информация, то одежда крестьян, ремесленников и городских низов воссоздается как некая гипотеза. Ведь из иерархии социальных и, соответственно, эстетических ценностей изображение простолюдинов было исключено, так как интереса для современников не представляло. Методами изучения костюма при указанных сложностях становится анализ и сравнение описаний Руси путешественниками. Культурные и исторические аналоги.
Культура эпохи создает многообразные социокультурные типы, которые раскрывают ее символику, демонстрируют традиции общественной жизни, отражают идеалы, нравы, характер поведения людей своего времени. Среди этих социокультурных типов - крестьянин, владетельный князь, юноша - княжич, священнослужители разных рангов, дружинники - богатыри, купцы, ремесленники и многие другие. Можно говорить о том, что в них представлено то, что, мы называем менталитетом в культуре. Но картина такой типологии будет неполный, если не учитывать, что каждый из перечисленных героев времени раскрывается как представитель малой и большой семьи (рода). Хозяин и защитник своей земли (надела или вотчины), человек смертный и верующий. Гамму этих отношений можно проследить и в костюме, представляющем типичные характеры времени.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17