Рефераты. Разработка учебно-методической документации и дидактического обеспечения по дисциплине "История костюма и моды"

собый интерес с позиции современного проектирования представляет конструкция русского народного костюма. Принцип так называемого безостаткового раскроя материала, когда в основу создания формы кладется прямоугольное или квадратное полотнище и с помощью драпировки достигается пластически выразительная объемная форма, заслуживает особого внимания и применения в современной практике создания моделей ряда ассортиментных групп и назначения. В таком случае особую силу звучания и выразительности приобретают средства и элементы композиции-пропорции, ритмическое построение, масштабность, цвет, фактура, рисунок материала.

2. Разработка учебно-методической документации и дидактического обеспечения

Важную роль в нормальном функционировании процесса производственного обучения играет его учебно-методическое обеспечение. Оно включает две составные части: учебно-методическую документацию и учебно-методические средства обучения.

Основное назначение учебно-методической документации - раскрытие основ содержания и основ планирования производственного обучения. Учебно-методические средства обучения - это материальные объекты, обеспечивающие оптимальное функционирование педагогического процесса. Ведущим принципом такого обеспечения должен быть принцип комплексности, методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса должно постоянно трансформироваться в комплексное методическое - КМО. Это позволит обеспечить подлинно научный подход к планированию, разработке, созданию, учету и контролю учебно-методической оснащенности педагогического процесса.

Под комплексным методическим обеспечением процесса производственного обучения следует понимать планирование, разработку и создание оптимальной системы (комплекса) учебно-методической документации и учебно-методических средств обучения, необходимых для полного и качественного производственного обучения профессии в рамках времени и содержания, определяемых учебным планом и программой.

При определении критериев комплексности методического обеспечения процесса обучения необходимо исходить прежде всего из учебной программы, определяющей проект содержания производственного обучения по профессии в соответствии с современными требованиями научно-технического прогресса к подготовке квалифицированных рабочих.

Комплекс средств обучения должен охватывать все основное содержание программного материала. Комплексность в данном случае выражается в том, что изучение каждого узлового вопроса содержания обучения по каждой теме учебной программы должно быть обеспечено необходимым оптимальным минимумом средств обучения.

Следующий критерий комплексности - учет дидактических функций и возможностей средств обучения. Различные средства обучения имеют различное назначение, различною дидактические функции и возможности, Комплексность в методическом обеспечении процесса производственного обучения предполагает планирование и создание соответствующих средств обучения с учетом их преимущественных функций и возможностей, а также типичных учебных ситуаций применения.

Комплексный подход к методическому обеспечению процесс обучения требует, чтобы средства обучения в комплексе обеспечивали обучающую деятельность мастера и учебно-производственную деятельность учащихся, причем на всех этапах процесса производственного обучения: на этапе формирования ориентировочной основы действия учащихся; на этапе формирования (отработки) новых способов действия; на этапах применения освоенных способов действия, контроля и подведения итогов.

Процесс производственного обучения выполняет три основные функции: образовательную, воспитательную и развивающую. Комплексность в методическом обеспечении предполагает реализации через средства обучения всех основных функций педагогического процесса в комплексе.

Оснащая процесс производственного обучения средствами обучения, необходимо учитывать экономический фактор, имея в виду, с одной стороны, экономически обоснованный подход к планированию комплекса средств обучения с учетом массовости перспективности профессий, содержания обучения, организации системы создания средств обучения и, с другой стороны, выбор и создание средств, которые позволяли бы успешно решать учебно--воспитательные задачи при оптимальных затратах на их ре работку, изготовление, приобретение, аренду и т.п.

Учет всех этих факторов-критериев в комплексе составляв сущность комплексного подхода к учебно-методическому обеспечению процесса производственного обучения.

Применительно к производственному обучению комплекс методического обеспечения профессии включает учебно-методическую документацию: учебный план, программу производственного обучения, перечень учебно-производственных работ, план производственной деятельности группы, графики перемещения учащихся по участкам, цехам, бригадам, видам работ;

средства обучение для учащихся; учебник, учебные пособия справочник, сборник задач и т.п.;

методические средства для мастера производственного обучения; частная методика, методические разработки по темам программы, информационные материалы и т.п.;

дидактические средства обучения на урок: натуральные и изобразительные наглядные пособия, документация письменного инструктирования учащихся, тематические средства обучения соответствующими носителями информации, тренажеры, тренировочные устройства и т.п.

2.1 Составление программы курса «Русский народный костюм»

Костюм является эволюцией и …

самым важным признаком, по которому мы

можем судить о привычках, обычаях и

образе жизни каждого века

О. Уайльд

Программа курса «Русский народный костюм» основана на авторской концепции, согласно которой высокий духовно - нравственный потенциал русского народного творчества позволяет рассматривать русский народный костюм как ведущий в культурологическом образовании студентов в общеобразовательных профессиональных учреждениях России.

Цель курса - сформировать у студентов представление о русском народном костюме как о величайшей национальной и общечеловеческой ценности, воплотившей вневременные духовные и нравственные идеалы.

Задачи курса:

Показать русский народный костюм как целостность, вобравшую исторический опыт русского народа, его миропонимание и отразивший русский менталитет, религиозные, философско - этические, эстетические установки;

Дать представления об истоках и основных этапах исторического развития русского народного костюма, выявить закономерности ее эволюции в соотнесенности с традициями европейской и мировой культуры;

На материале музейных экспонатов, живописи, музыки, театра и других видах творчества раскрыть особенности художественно - образного мышления русских мастеров.

Предназначение программы. Материал курса рассчитан на студентов профессиональных колледжей. Программа предполагает вариативность преподавания данного курса в течение более длительного периода в зависимости от профиля учебного заведения. Программа может быть использована:

- в профессиональных колледжах с углубленным изучением культурологических дисциплин;

- в колледжах с русским этнокультурным компонентом;

- в профессиональных колледжах, где дисциплина «История костюма и моды» введен в региональный компонент учебного плана или ведется как элективный курс.

Содержание курса разработана с учетом той части Государственного стандарта профессионального образования по дисциплине «История костюма и моды», которая касается изучения истории русского народного костюма.

Актуальность курса «Русский народный костюм» определяется тем, что в современных педагогических доктринах все большее значение приобретают идеи гуманизации содержания образования. Это получает подтверждение на практике: в профессиональных колледжах России широко развиваются учебные дисциплины, связанные с гуманитарной областью знаний. Кроме того, в регионах получили распространение учебные заведения, направленные на углубленное изучение культурологических дисциплин, где важное место занимают предметы, связанные с историей и культурой России.

Современные образовательные тенденции получили наиболее законченное отражение в «Национальной доктрине образования» (2000), в которой особое внимание уделено освоению культурных традиций разных народов России, в том числе русскому народному костюму, так как русский народ составляет более 80% нашей страны.

Русский народный костюм есть часть мировой художественной культуры. В течении тысячелетней истории русский народный костюм утверждал приоритеты общечеловеческой значимости: милосердие и сострадание, чувство сопричастности к судьбам простого народа, высокие духовные истины нераздельности красоты, добра и любви, а так же исконно национальные идеалы патриотизма и государственности. Эти основы национальной культуры могут сыграть важную роль в заполнении мировоззренческого «вакуума» в современном колледже, способствовать восстановлению прерванной в ХХ веке «связи времен» разных поколений, сформировать у студентов традиционно пестуемые в российском общественном сознании нравственные установки. Включение в содержание общего гуманитарного и технологического образования курса с целенаправленным и углубленным изучением русского народного костюма, русских национальных художественных традиций может стать важнейшим заслоном для эмансипации идей приоритета материальных ценностей над духовными, культа силы и насилия и др.

При создании рабочей программы были приняты два основных принципа:

Изложение и изучение курса не как теоретической развивающей дисциплины общекультурной и гуманитарной направленности, а как прикладного курса ярко выраженной проектной направленности;

Максимальное использование средств наглядной визуализации в целях обеспечения восприятия материала дисциплины студентами, не имеющими достаточной базовой подготовки.

Структурно тематические разделы дисциплины группируются из лекций и лабораторных работ, имеющих общетеоретическую или практическую направленность, с которыми студент знакомится на предшествующих курсах, в частности, в процессе занятий не только по профильным, но и общетеоретическим курсам.

Наличие большого количества и многообразие междисциплинарных связей, не исключающим самые разнообразные и самые неожиданные направления, определяются «плюсы» (курс, как показывает практика преподавания, вызывает большой интерес со стороны студентов), но и «минусы» (некоторые разделы отдельными студентами воспринимаются с затруднениями из-за слабой базовой общекультурной подготовки). Поэтому в структуру новых для студента тем непременно включаются и "базовые" общекультурные сведения, которые могли быть опущенными в предшествующем образовательном процессе.

Для изучения курса необходимы знания по дисциплинам: «Рисунок», «Форма образования», «История костюма и моды», «Конструирование одежды», «Материаловедение швейного производства», «Технология швейных изделий» и др.

Обзор содержания программы:

Курс «Русский народный костюм» в известной мере диалогичен. В нем под углом зрения культурологической проблематики обобщаются ключевые межпредметные знания, полученные студентами ранее при изучении предметов гуманитарного цикла (литературы, истории и др.). Вместе с тем содержание данного курса не повторяет другие дисциплины, имеет ярко выраженную специфику и новизну, которые обусловлены интегративным и методологическим основанием самого предмета в их взаимосвязи.

Охватывая достаточно широкий круг проблем, курс не направлен на освоение всей суммы теоретических и практических знаний по истории русского народного костюма; «сверхзадачей» предмета, его принципиальным отличиям от других культурологических дисциплин является воспитательная, мировоззренческая направленность содержания. Она выражается прежде всего в том, чтобы увидеть «большое в малом», постичь высокий нравственный смысл русского народного костюма, национальных художественных традиций в разных его проявлениях - и через обобщенный взгляд на эпоху, и через творчество одного мастера, и даже сквозь призму одного костюма, воссоздающего «портрет»духовной жизни наших предков.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.