Более глубокому усвоению содержания программы, развитию творческой активности будут способствовать конкурсы и выставки творческих работ учащихся (индивидуальные, тематические, творческие), участие в олимпиадах, создание коллекций и экспозиций изделий декоративно-прикладного искусства. В ходе исследовательской работы (региональная корректировка программы) - изучение истории и развития народного декоративно-прикладного искусства, сбор материалов - орнаментов вышивки, кружев и других видов декоративно-прикладного искусства родного края и оформление экспозиции выставки изделий народных мастеров. Духовное возрождение России невозможно без ознакомления с культурными ценностями, духовный потенциал которых способен существенно обогатить современную культуру. При этом упор должен быть сделан на развитии у учащихся интереса и выявление у них творческих возможностей. Содержание программы строится с учетом преемственности в изучении основ народного и декоративно-прикладного искусства в младших и средних классах. Объекты труда подбираются с таким расчетом, чтобы они постепенно охватывали все технологические приемы, были максимально познавательны, имели эстетическую привлекательность и давали представление о традициях народных ремесел.
Реализация программы предполагает личностно ориентированный подход к учащимся: учет их возможностей, интересов. Развитие творческой самостоятельности при выполнении проектных работ. Решению задач, поставленных в программе, будет способствовать скоординированная работа учителей технологии, истории, изобразительного искусства. Это позволит учащимся выполнить большее количество зарисовок творческих работ народных умельцев своего края, области, поселка, ближе познакомиться с видами традиционных художественных ремесел.
Программа рассчитана на два года обучения и может найти свое продолжение на факультативных и кружковых занятиях. Примерно 30 % всего учебного времени отводится на теорию и 70% - на практические занятия.
Программа построена на основе распределения учебного материала на два уровня.
Первый уровень - для учащихся 10-го класса: освоение техники счетных швов, продольных, поперечных и гипюровых кружев. Большое внимание уделено планированию работы, безопасным приемам труда, правильной организации рабочего места, подбору инструментов и приспособлений, работе с графической документацией.
Второй уровень - для учащихся 11-го класса: предполагает углубленное изучение основ художественной вышивки и вязание крючком, освоение на профессиональном уровне технологических операций, создание художественных изделий в процессе реализации творческих проектов.
Программа прошла апробацию в 1998/1999 гг.; рассмотрена и утверждена на школьном и районном методических объединениях. В настоящее время используется в преподавании элективных курсов по технологическому профилю.
В программе приведен примерный перечень работ, который учитель может дополнить своими разработками.
Требования к уровню подготовки учащихся 1-го года обучения
Учащиеся должны знать:
культурологические аспекты развития народного и декоративно-прикладного искусства России;
общие сведения о народных промыслах и художественных ремеслах;
общие сведения о единстве и форме в декоративно-прикладном искусстве;
иметь представление о правилах и законах композиции применительно к конкретному направлению декоративно-прикладного искусства;
о современных способах ручной и механизированной обработки текстильных материалов;
об орнаменте, его значении в декоративной композиции изделий;
знать свойства текстильных материалов;
знать классификацию и виды художественной вышивки и кружев России;
общие принципы художественного проектирования и конструирования;
требования к организации рабочего места, оборудования, инструментов;
основные правила безопасного труда.
Учащиеся должны уметь:
планировать работу, составлять графическую и проектную документацию;
рационально организовать свое рабочее место, подбирать оборудование, инструменты с учетом требования технической эстетики, безопасных приемов работы;
уметь правильно подбирать материалы для практических и учебных работ с учетом эстетических, экологических и экономических требований;
составлять орнамент и различные композиции;
владеть технологическими приемами вязания крючком и художественной вышивки;
выполнять творческие проекты.
Требования к уровню подготовки учащихся 2-го года обучения
требования к организации работ при выполнении кружев, вышивки;
безопасные приемы работы при выполнении машинных видов вышивки;
требования, предъявляемые к подготовке инструментов, оборудования, материалов;
требования, предъявляемые к готовым изделиям, оформлению интерьера;
способы влажно-тепловой обработки изделия;
технологический процесс изготовления изделия и пути снижения его себестоимости;
способы выявления потребности общества в товарах и услугах; основные законы построения композиции;
этапы проектной деятельности при выполнении изделий.
правильно организовать рабочее место с учетом безопасных приемов работы;
изготавливать учебные образцы с учетом технологических и эстетических требований;
самостоятельно подготавливать к работе инструменты и материалы;
осуществлять контроль качества художественных изделий;
владеть техникой различных видов рукоделий;
определять себестоимость произведенной продукции;
выполнять проекты с учетом требований художественного и эстетического проектирования и конструирования.
Наименование темы
Количество часов
10 класс
общественно-полезный труд
6
Всего
136
ярмарок
Итого
272
Приемы стилизации реальных форм. Элементы декоративного решения реально существующих форм.
Сравнительное определение композиции декоративно-прикладного изделия и станкового произведения.
Практические работы:
1. На примерах декоративных композиций - ковра, вышивки, кружев - рассмотреть основные принципы построения композиции плоскостного изделия.
2. Разработка плоскостной композиции с различными видами метрических и ритмических движений, учитывая контрастное колористическое решение.
3. Создание композиции для панно по природным мотивам.
Элементы цветоведения -2ч.
Функции цвета в декоративно-прикладном искусстве. Физические основы восприятия цвета. Хроматические и ахроматические цвета как средство выразительности в оформлении изделий декоративно-прикладного
искусства. Цветовой круг и гармоничные сочетания в цветочных кругах. Холодные и теплые цвета.
1. Составление цветового круга по В.М. Шугаеву.
2. Построение однотоновой хроматической гармонии с применением ахроматических цветов (контраст по светлоте и насыщенности).
3. Построение гармоничного сочетания двух родственных контрастных цветовых тонов.
Примерный перечень изделий: грелка на чайник, столовое белье, передник, прихватки.
Орнамент в декоративно-прикладном искусстве -2ч.
Исторический аспект. История возникновения, виды и смысловое значение орнамента в народном и декоративно-прикладном искусстве. Символика в орнаменте. Характерные черты орнаментов народов России. Цветовые сочетания в орнаменте. Символический орнамент. Геометрический орнамент. Фитоморфный (растительный) орнамент. Меандровый, шрифтовый (вязь), пейзажный, животный, предметные орнаменты. Технологическая последовательность составления орнаментов (ленточного, сетчатого, розеточного).
1. Выполнение зарисовок элементов орнамента с вышитых изделий и кружев.
2. Выполнение эскизов для творческого проекта: сувениры, салфетки, носовой платочек, кошелек, шторы, прихватки и др.
Технология обработки текстильных материалов художественной вышивкой и кружевом - 122 ч.
Выполнение вышивки счетными швами с изготовлением изделия -28ч.
Народная вышивка русского Севера, выполненная счетными швами.
Счетные швы народной вышивки: роспись, набор, счетная гладь -- и их особенности. Пудожские и каргопольские вышивки счетными швами. Декоративные качества швов. Применение счетной вышивки при оформлении интерьера, в отделке современных швейных изделий.
Технология выполнения счетных швов: точность отсчета, направление стежков, аккуратность выполнения лицевой и изнаночной сторон, плотность наложения стежков в наборе и счетной глади.
Технологическая документация. Правила работы с информацией и гехнологической документацией. Единая система технологической документации (ЕСТД). Основные формы технологической документации: карта технологического процесса (КТП), операционная карта (ОК), эскизы, схемы, технологические инструкции.
1. Планирование работы. Организация рабочего места, оборудования, материалов, инструментов и приспособлений.
2. Графическая работа. Зарисовка народного орнамента.
3. Разработка эскиза изделия для декоративного оформления интерьера с использованием в рисунке одного или двух швов.
4. Технологическая последовательность изготовления изделий.
5. Контроль качества.
Оформление текстильных материалов вязаным кружевом - 16 ч.
Исторический аспект. Развитие художественного вязания. Народные традиции в оформлении текстильных материалов кружевом. Единство формы и содержания.
Основы материаловедения. Происхождение и свойства ниток применяемых для вязания. Качество и свойство изделия в зависимости от качества ниток и вязаного полотна.
Орнамент в вязаных изделиях.
Основные технологические приемы вязания кружев: на цепочке и по краю ткани.
Влажно-тепловая обработка изделия (стирка, подкрахмаливание, утюжка).
Безопасные приемы труда. Организация рабочего места. Культура труда.
Подготовка материалов и оборудования для работы.
1. Планирование работы.
2. Подготовка графической и технологической документации.
3. Составление и зарисовка схем выполнения кружев.
4. Технологическая последовательность изготовления изделия.
Примерный перечень изделий: носовые платочки, салфетки, полотенце-рушник.
Выполнение вышивки гладью с изготовлением изделия - 24 ч.
Народная вышивка центральных районов России и ее особенности.
Технология выполнения цветной глади. Виды цветной глади. Ткани и нитки, применяемые для цветной глади в зависимости от назначения изделия. Приемы выполнения цветной глади, их название и назначение. Технологическая последовательность выполнения стеблей, цветов, листьев. Требования к вышивкам цветной гладью. Дефекты вышивки гладью; способы их предупреждения и устранения.
Освоение рабочих приемов выполнения цветной глади. Последовательность выполнения вышивки. Технология выполнения плотной и редкой глади в зависимости от орнамента.
1. Организация рабочего места. Планирование работы.
2. Подготовка графической и технологической документации, ткани, инструментов и приспособлений.
3. Освоение рабочих приемов выполнения плотной и редкой глади в зависимости от орнамента.
4. Технологическая последовательность изготовления изделия в материале по выбранному образцу.
Примерный перечень изделий: салфетки, фартук, прихватки, панно и др.
Поперечные и продольные кружева. Смешанная техника выполнения изделий - 26 ч.
Исторический аспект. История вязаных кружев и его развитие в России.
Организация рабочего места. Подготовка инструментов и материалов. Правила безопасного труда. Знакомство с видами кружев и их назначением. Технологическая последовательность изготовления: продольных кружев, их особенности и назначение.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17