Рефераты. Разработка учебно-методической документации и дидактического обеспечения по дисциплине "История костюма и моды"

p align="left">3. Разработать экспериментальную учебно-методическую документацию и дидактическое обеспечение по дисциплине «История русского костюма и моды» по теме «Русский народный костюм» и элективные курсы.

Объектом исследования явился исторический аспект Русского народного костюма.

Предмет исследования - учебно-методическая документация и дидактическое обеспечение по дисциплине «История костюма и моды» по теме «Русский народный костюм».

Гипотеза исследования состояла в следующем: Профессиональная подготовка студентов будет успешной при наличии разработок структуры подготовки в условиях технологического обучения; внедрение в учебный процесс программ, ориентирующих студентов на художественные ремесла через дисциплину «История костюма и моды», элективные курсы; интегрирующие основные дисциплины «Рисунок», «Живопись», «Формообразование», «Конструирование и моделирование одежды»; обеспечение методическим инструментарием, реализации программ по дисциплине «История костюма и моды» по теме «Русский народный костюм»; профессиональная подготовка студентов осуществляется в контексте личностного подхода к будущему выбору профессии.

Обосновать необходимость изучения темы «Русский народный костюм» и элективных курсов как потребность личностного развития студентов и социально-экономического заказа общества.

Поставленные нами задачи решались путем изучения экспериментального построения учебной деятельности, через интеграцию общеобразовательных целей с целями предпрофильной подготовки, через профориентацию, элективные курсы.

Для повышения эффективности общеобразовательной, технологической и предпрофильной подготовки, повышения мотивации студентов к учебной деятельности были разработаны элективные курсы с разноуравневой интеграционной взаимосвязью, интегрировавшие материал различных предметов: истории, живописи, материаловедения и др. Ценность таких курсов в том, что они дают возможность формировать у студентов систему научных понятий, демонстрировать применение на практике полученных знаний.

Проведенное исследование показало, что роль предпрофильной подготовки не ограничивается рамками подготовки студентов к выбору профиля обучения. При предпрофильной подготовке удалось добиться повышения общей и качественной успеваемости студентов, как по специальным и технологическим предметам, так и по общеобразовательным. Это связано с тем, что элективные курсы повышают интерес учащихся к изучению истории (рассматривается история развития народного костюма), литературе, экологии и другим общеобразовательным предметам.

В ходе дипломной работы были разработаны и внедрены в учебный процесс элективные курсы, дополняющие и углубляющие в технологическую, профилированную и общеобразовательную подготовку студентов.

Таким образом, поставленные задачи исследования выполнены, гипотические положения доказаны, цель исследования достигнута.

Полученные в исследовании выводы не претендуют на исчерпывающее решение рассматриваемой проблемы.

Список литературы

Литература

1. Алексеенко В.А., Матасова И. Ю. Основы безопасности жизнедеятельности._- М.: Юнити-Дана, 2000.-320с.

2. Балашов М.Е. Костюм Киевской Руси. - СПб.: Детство-пресс, 2002.- 40с.

3. Безрукова В.С. Педагогика. - Екатеринбург: Урал. гос. проф.- пед. ун-та, 1993. - 320с.

4. Бланк А.Ф., Фолина З.М. Практическая книга по моделированию женской одежды. - М.: Легпромбытиздат, 1992. - 236с.

5. Бредник Т.О., Неклюдова Т.П. Дизайн костюма. - Ростов-н/Д: Феникс, 2000. - 448с.

6. Брун В., Тильке М. История костюма от древности до нового времени. - М.: Легпромбытиздат, 1995. - 264с.

7. Гин А.А. Приемы педагогической техники. - М.: Вита-Пресс, 1999. - 88с.

8. Дудникова Г.П.. История костюма. Ростов н/Д.: Феникс, 2003. - 448с.

9. Ермилова В.В., Белогорская Р.М. Русская вышивка и кружево. - М.: Изобразительное искусство, 1985. - 286с.

10. Ефимова Л.В. Русский народный костюм: Альбом. - М.: Искусство,1989.

11. Жуков Г.Н. Основы педагогических знаний мастера производственного обучения. - Кемерово: Кемеровск. гос. проф.-пед. колледж, 2001. - 236с.

12. Журжин Г.И. Методические указания для выполнения экономической части дипломных работ. - Екатеринбург: Урал. гос. проф.- пед. ун-т, 2001. - 35с.

13. Забозлаева Т.Б. Великая тайна одеваться к лицу. - СПб.: Лениздат,1992. - 224с.

14. Забылин М.М. Русский народ: Его обычаи, предания, обряды и суеверия. - М.: Эксмо, 2003. - 608с.

15. Исенко С.П. Русский народный костюм. - М.: АСТ, 1999. - 304с.

16. Кальней В.А. Основы методики трудового профессионального обучения. - М.: Просвещение, 1987. - 191с.

17. Кашинская Н.М. История костюма. - М.: Легпромбытиздат, 1986. - 168с.

18. Кирсанова Р.М. Розговая ксандрейка и драдедамовый платок. - М.: Легпромбытиздат,1989. - 243с.

19. Козлова Т.В. Основы теории проектирования костюма. - М.: Легпромбытиздат, 1989. - 657с.

20. Козлова Т.В. Моделирование и художественное оформление женской и детской одежды. - М.: Легпромбытиздат,1990. - 320с.

21. Комиссаржевский Ф.Ф. История костюма. - Мн.: Современ. литератор, 2000, - 496с.

22. Кривошеин Д..А.,Муравей Н.Н. Экология и безопасность жизнедеятельности. - М.: Юнте-Дана, 2000. - 447с.

23. Кузина В.М. Технология научного и учебного исследования. - Новокузнецк: РИО НГПИ, 2001. - 70с.

24. Ланда Л.Н. Алгоритмизация в обучении. - М.: Просвещение, 1966. - 520с.

25. Лось Ю.А., Матяш Н.В. Методика обучения выполнению творческих проектов. - Брянск: НИЦ «Технология», 1998. - 104с.

26. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. - М.: Легбытиздат, 1992. - 138с.

27. Маслова Г.С. Народная одежда в восточно-славянских традиционных обрядах и обычаях XIX - начала XX века. - М.: Легпромбытиздат, 1984.

28. Налимов В.В. Вероятная модель языка. - М.: Легпромбытиздат, 1979. - 437с.

29. Ненарокомова И.С. Государственные музеи Московского Кремля. - М.: Искусство, 1992. - 206с.

30. Нерсесов Я.Н. Я познаю мир: история моды. - М.: АСТ; Астраль, 2003, - 492с.

31. Парамонов Б. Конец стиля. - М.: СПб, 1997, - 187с.

32. Пармон Ф.М. Композиция костюма. - М.: Легбытиздат, 1985. - 264с.

33. Пармон Ф.М. Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества. - М.: Легбытиздат, 1994. - 348с.

34. Разина Т.М. О профессионализме народного искусства. - М.: Советский художник, 1985. - 192с.

35. Райзберг Б.А. Введение в экономику. - М.: Просвещение, 1998. - 192с.

36. Семенова М. Мы - славяне. - СПб: Азбука, 1998. - 560с.

37. Скакун В.А. Методика производственного обучения. Ч.1. - М.: А.П.О., 1992. - 204с.

38. Скакун В.А. Методика производственного обучения. Ч.2. - М.: А.П.О., 1992. - 204с.

39. Слюдянина С.А. Методика преподавания специальных дисциплин. - Кемерово: Кемеровск. гос. проф.-пед. колледж, 2002. - 77с.

40. Соснина Н., Шангина И. Русский традиционный костюм. - СПб.: Искусство,2001. - 400с.

41. Фефилова Л.Н. Если вы любите шить. - М.: Легпромбытиздат, 1993. - 272с.

42. Чернова А.В. Все краски мира, кроме желтой. - М.: Изобразительное искусство, 1987. - 247с.

43. Шалунова М.Г., Эрганова Н. Е. Практикум по методике профессионального обучения.- Екатеринбург: Урал. гос. проф.-пед. ун-т, 1995.- 105с.

44. Шульгина А.Н., Томилина Л.П. Костюмы для художественной самодеятельности. - М.: Профиздат, 1976. - 168с.

45. Эрганова Н.Е. Основы методики профессионального обучения. - Екатеринбург: Урал. гос. проф.-пед.ун-т, 1999. - 138с.

Статья из периодики

1. Барадулин В.А. Возрождение художественных ремесел. // Школа и производство. 2001. № 2. С.35-36.

2. Винокурова И.А. Русский национальный костюм. // Школа и производство. 1990. № 1. С.50-57.

3. Исенко С.П. Понева «Понька». // Искусство. № 4. 1995. С.27-32.

4. Лебедева А. Русский народный костюм. // Искусство в школе. 1987. № 5. С.20-26.

5. Минаева Т. Кутюр пляшет от печки. // Томь. 2002. № 11. С.10.

6. Менчинская Н.А. Психологические проблемы активной личности в обучении. // Школьные технологии. 1999. С.94.

7. Пушкарева Н. И в мир, и в пир. // Родина. 1995. № 2. С.104-110.

8. Романовская М.Б. Гендерный подход в преподавании технологии. // Школьные технологии. 2000. № 1. С.13-18.

9. Телегина В. Значение древних узоров в орнаменте. // Начальная школа. 1997. № 17. С.14-16.

10. Телегина В. Народный костюм как модель мира. // Начальная школа. 1997. № 23. С.13-15.

11. Тхоржевская Д.А. Основы проблемного обучения на уроках технологии. // Школа и производство.1986. № 5. С.66-72.

12. Тхоржевская Д.А., Гетта В.Г. Внедрение проблемного обучения на уроках технологии. // Школа и производство.1997. № 4. С.6-16.

Приложение А

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КРУЖЕВО И ВЫШИВКА»

Данная учебная программа призвана помочь старшеклассникам, имеющим склонности к декоративно-прикладному искусству, реализовать свои творческие способности в популярных его направлениях -- вязание крючком и художественная вышивка. Занятия этими видами творчества будут способствовать осознанному выбору ими профессии и более успешной адаптации на современном рынке труда.

Основной целью данного курса является изучение народных традиций и декоративно-прикладного искусства, формирование у учащихся художественной и технологической культуры, помощь в овладении образным языком декоративно-прикладного искусства.

Задачи курса:

· развитие индивидуальных и творческих способностей;

· воспитание уважения к народным традициям, патриотизма, трудолюбия, культуры поведения;

· развитие познавательной активности и самостоятельности;

· освоение теории и практики вязания крючком, художественной вышивки и художественного оформления изделий;

· развитие творческого мышления, способности создания и реализации образа;

· создание условий для осознанного профессионального самоопределения.

Структура курса состоит из лекционных и семинарских занятий по истории народного и декоративно-прикладного искусства, истории развития основных художественных центров вышивки и кружевоплетения; использовании в современном декоративно-прикладном искусстве, в том числе в кружевах и художественной вышивке, национальных традиций.

Художественно-технологическая деятельность учащихся и их творческое развитие осуществляется путем знакомства с принципами художественной композиции, основами цветоведения, особенностями тканей и способами украшать изделия из текстильных материалов, вышивкой и кружевом. При разработке эскизов композиций учащиеся могут использовать готовые образцы, иллюстрации и слайды изделий.

При выполнении практических работ учащиеся осваивают не только технологические приемы, но и решают задачу создания общей композиции изделия, выполнение изделия в материале, отвечающего как функциональным, так и эстетическим требованиям.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.