Думается, что наиболее правильно поступают те музеи, которые начинают систематическую работу с детьми со знакомства с музейной спецификой. Поэтому первая экскурсия должна дать им ответ на вопрос «Что такое музей?». Это поможет вооружить ребенка теми знаниями, которые необходимы ему, чтобы воспринимать музейный язык, будет способствовать формированию музейной культуры маленького посетителя.
Планомерно решают проблему «Музей и дети» в Государственном объединенном Владимиро-Суздальском музее-заповеднике. Первое посещение музея детьми начинается здесь с экскурсии «Здравствуй, музей!». Они знакомятся с понятием «музей», узнают о том, как предметы становятся музейными, кто и как их хранит, слышат увлекательные рассказы об экспонатах, овладевают правилами поведения в музее, осваивают новую для себя роль экскурсантов.
В экскурсии для учащихся 1 и 2 классов включены также темы «Добрым людям на загляденье», «Как мы узнаем о жизни людей в далеком прошлом», «Рассказы о русском воине». На этих экскурсиях ребятам в доступной форме рассказывается о профиле музея, о науках, которые занимаются изучением прошлого, типах исторических источников. В воспитание музейной культуры входит и существенная задача помогать детям на этих экскурсиях систематически усваивать минимум терминов и понятий, связанных с восприятием экспозиций.
Для учащихся 3 классов, которые уже знают, что такое музей, предлагается экскурсия на тему «Что такое памятник». Школьники знакомятся с понятиями «памятник», «виды памятников», «мемориальная доска» и т. д. Главная воспитательная цель такой экскурсии -- сформировать у детей сознание, что памятник является общенародным достоянием, в охране которого должны участвовать и они.
В работе с детьми, кроме экскурсий, используются и многие другие формы.
В Пермском областном краеведческом музее, помимо экскурсионного обслуживания детей (для них в музее разработан экскурсионный абонемент «Природа родного края»), проводятся День птиц, дни специализированного обслуживания младших школьников -- День первоклассника, День открытых дверей для первоклассника, была организована выставка «Дети -- наше будущее, наша надежда», на основе которой проводились разнообразные мероприятия. В области несколько лет работает лагерь «Юный художник», где в течение всего лета с детьми занимаются сотрудники Пермской картинной галереи. Работники этого музея систематически устраивают различные конкурсы на тему «Рисунок на асфальте». О них сообщается по радио, последний тур показывают по телевидению.
Рассказы детям об экспонатах важно сочетать с беседами о предметном мире, о вещах, которые также могут иметь музейное значение. В результате понятие реликвии переносится в область повседневной жизни ребенка, что очень важно для формирования его музейной культуры.
Такую работу можно проводить как в самом музее, так и вне его. Последнее особенно важно тогда, когда в городе, поселке или селе нет музея. Например, в школе организуется утренник «У нас в гостях музей», на котором происходит заочное знакомство с ним. Стержнем такого мероприятия может стать разговор о музейном предмете -- как и почему он становится экспонатом, чем определяется его ценность, как его хранят и изучают и т. д. В этом случае у детей формируется верный взгляд на музей как место не только экспонирования уникальных, мемориальных предметов, но и их хранилище.
Перспективной формой работы с дошкольниками и младшими школьниками могут быть циклы мероприятий для детских садов и начальной школы, включающие и экскурсии, и выездные мероприятия, и тематические занятия в музее.
Особое значение имеет вопрос о базе работы с детьми. Как правило, это экспозиция, которая вследствие своей универсальности служит основой для работы с самыми различными категориями музейных посетителей. Это выдвигает в методическом плане весьма сложную задачу отбора тех экспонатов, комплексов, разделов, которые могут быть использованы при работе с дошкольниками, учащимися младших классов. Данная задача тем более сложна потому, что в настоящее время ни экспозиционеры, ни художники в процессе создания экспозиции, как правило, не учитывают детскую аудиторию, размещают материал таким образом, что дети не всегда могут рассмотреть экспонаты, прочитать тексты.
Основой для работы с детьми могут служить и специальные экспозиции, и выставки, содержание и оформление которых соответствуют особенностям детского восприятия, -- это своеобразные «музеи в музее»,
С детьми возможны также особые занятия, уроки игры с музейными источниками. Они могут организовываться и проводиться совместными усилиями музейных работников и педагогов, воспитателей детских садов, при этом не только в музее, как уже отмечалось, но и вне его -- например, в детском саду.
Предметы музейного значения можно найти в каждом городе и в любом селе. Это не только старинные вещи, но и предметы времен гражданской и Великой Отечественной войн, коллективизации и индустриализации, О каждом предмете музейного значения, можно провести с детьми занятие, подготовив для этого сценарий.
Как мы видим, уже сегодня сотрудники музеев используют самые разнообразные формы работы с дошкольниками и младшими школьниками. Однако важно, чтобы знакомство с музеем или с музейными предметами стало лишь началом большой, систематической работы с учащимися
Общественное признание образовательно-просветительной роли музеев выразилось в создании получивших особое распространение в начале 20 в. педагогических музеев и музеев наглядных пособий, открытых при учебных округах, дирекциях народных училищ земствами и городскими самоуправлениями. Наряду с наглядными пособиями, образцами школьного оборудования и т. д. в них сосредоточивались коллекции, характеризующие местную природу, археологию, этнографию, историю, экономику. Эти коллекции применялись и в учебном процессе.
Таким образом, наряду с общественными потребностями научного и экономического характера важным фактором образования и развития музеев явилось их образовательно-просветительное значение.
Последние десятилетия усиливается интерес к истории родного края, активно разрабатываются и реализуются региональные и местные краеведческие программы. Это находит свое отражение в организации различных видов краеведческой образовательной деятельности: работе факультативов, кружков, поисковых отрядов, групп, клубов и других объединений в учреждениях образований. Закономерным итогом краеведческой деятельности учащихся нередко становится: создание музеев, выставок, экспозиций по истории, культуре и природе родного края, своего учреждения образования.
В школах и учреждениях дополнительного образования детей в РФ насчитывается около пяти тысяч музеев в том числе:
исторических 2060;
военно-исторических 1390;
комплексных краеведческих 1060;
Приведенные данные касаются только паспортизированных музеев и не учитывают разнообразные формирования музейного типа - выставки, уголки, экспозиции.
В школьных музеях проходят встречи с местными жителями - ветеранами войны и труда, организуются тематические экскурсии, уроки мужества, выставки, классные часы, вечера, дискуссии и др.
На базе школьных музеев успешно действуют многочисленные детские объединения по интересам: кружки, клубы, секции.
Как правило, вокруг музеев формируются школьный взрослый актив, создаются органы самоуправления, совет музеев, совет содействия, секции, рабочие группы.
При этом развиваются сотрудничества музеев образовательных учреждений с государственными музеями, архивами, библиотеками и т.д.
С помощью специалистов актуализируются тематика и содержание поисково-собирательской и исследовательской работы в музеях, фонды школьных музеев пополняются новыми материалами, отражающими мало изученные или забытые страницы региональной и местной истории. Музеи образовательных учреждений также имеют большое значение для реализации регионального компонента в образовании.
Вместе с тем многие музеи образовательных учреждений продолжают испытывать серьезные трудности в организационно - методическом и материальном обеспечении. Вопрос эффективного использования потенциалов музеев в учебно-воспитательном процессе в образовательных учреждениях еще не стали предметом внимания педагогических коллективов.
Разнообразны и эффективны возможности музея в идейно-политическом, трудовом и нравственном воспитании учащихся, в развитии художественных вкусов, привитии навыков эстетической деятельности.
Дальнейшее развитие поучительного опыта взаимодействия, взаимодополнения школы и музея в деле формирования нового человека, его обучения и воспитания представляется нам особенно плодотворным на базе научно обоснованной системы «музей -- школа». Эффективность работы такой системы будет тем выше, чем более заинтересованными, более взаимно требовательными окажутся оба этих воспитательных института.
Формирование системы «музей -- школа», для которой, на наш взгляд, созданы уже немалые предпосылки, -- это качественно новый этап в работе каждого из этих учреждений. Он потребует не только упрочения контактов между ними и органами управления народным образованием и культурой, обслуживающими их научными коллективами. Потребуется освоение других, в значительной степени новых направлений деятельности.
Остановимся коротко на некоторых организационных моментах создания и совершенствования такой системы.
Для нее нужны, прежде всего, кадры учителей и музейных работников, одинаково заинтересованных в сотрудничестве. В специальных учебных заведениях они должны получить - соответствующие профессиональные знания и навыки. Для их совершенствования могут быть использованы и получившие теперь широкое распространение факультеты общественных профессий вузов. Особое внимание при этом должно быть обращено на подготовку в педагогических институтах методистов-организаторов музейного дела, специально обученных собирательной, хранительной, просветительной и другим формам работы в среде школьников, учащихся ПТУ, взрослого населения.
Видимо, целесообразно всячески содействовать повышению уровня педагогических знаний музейных специалистов и музееведческой подготовки учителей. Этому могли бы способствовать педагогические советы или учительские активы при музеях, члены которых участвуют в обсуждении экспозиций, методик экскурсий и других научно-просветительных мероприятий для школьников.
Это лучший способ найти оптимальное соотношение между той информацией, которую школьник получает в процессе изучения учебной программы в школе, и той, что становится доступной ему при знакомстве с музейными коллекциями.
Для активизации контактов музеев со школами, а также развития навыков самостоятельной работы учащихся в музейных фондах и экспозициях крайне важно готовить методические рекомендации для учителя, желающего использовать музей в учебном процессе. Они должны содержать, по-видимому, краткое описание экспозиций, варианты вопросов и заданий, которые школьники сумеют выполнить в процессе самостоятельного изучения музея. Это позволит повысить эффективность деятельности учителя при подготовке школьников к посещению музея, а также послужит закреплению учебного материала в памяти ученика в итоге этого посещения. Представляется, что такие методические рекомендации могут быть подготовлены сотрудниками каждого музея и опубликованы головными музеями или методическими центрами системы народного образования.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17