Большую пользу могла бы принести организация базовых школ, где музейные специалисты совместно с коллективами преподавателей имели бы возможность апробировать многообразные формы совместной работы, экспериментальные программы и т. п., и затем рекомендовать их для широкого использования в совместной практической деятельности школам и музеям разного профиля.
Как уже подчеркивалось, нельзя оставить в стороне от всей этой работы студентов педагогических вузов и училищ. Им в недалеком будущем предстоит реализовать на практике реформу общеобразовательной и профессиональной школы, а значит, существенно улучшить обучение и воспитание детей и подростков, что невозможно без постоянного творчества, неустанной работы мысли, огромной душевной щедрости, любви к детям, безграничной верности делу. Существенную помощь в этом окажет учителю, несомненно, серьезная музееведческая подготовка. В институтах и училищах целесообразно ввести преподавание основ музееведения, учредить учебную практику в музеях, более широко использовать возможности совместной работы музея и школы при написании дипломных и курсовых работ студентов, многие другие формы учебной и внеучебной деятельности. Все это, по глубокому убеждению, -- верный путь формирования поколений учителей, которые не мыслят свою профессиональную деятельность без музея. Воспитание музейной культуры будущего учителя поможет решить также многие вопросы в области создания, сохранения и успешной работы многочисленных школьных музеев.
Для совершенствования системы «музей -- школа» не менее важно скоординировать усилия научных учреждений, министерств культуры и просвещения: в изучении актуальных проблем взаимодействия входящих в систему воспитательных институтов. В ряду этих проблем -- обеспечение последовательного проведения принципа дифференцированного подхода внешкольных учреждений, в частности музеев, к работе со школьниками.
В сферу деятельности музея должны быть непременно включены все возрастные группы ребят, начиная от дошкольников и младших школьников. Как утверждают специалисты, именно в раннем детском возрасте наиболее активно формируются потребности, общая культура человека, в том числе и музейная культура. Значит, чем раньше в сферу воспитания ребенка включится музей, тем эффективнее окажется его воздействие в будущем.
До сих пор работой с младшими школьниками и дошкольниками более или менее постоянно занимались в основном картинные галереи. В последние годы к детям этой возрастной категории проявили интерес коллективы музеев других профилей. Определенный опыт такой работы накоплен, например, Государственным Историческим музеем в Москве, Хабаровским краевым краеведческим музеем, Музеем героической обороны и освобождения Севастополя, Государственным театральным музеем имени Бахрушина и другими.
В работе с детьми младших возрастов оказываются эффективными, как показывает практика, специальные экспозиции и выставки, специальные детские музейные комнаты. Кстати, детские галереи -- своеобразные музеи в музеях -- уже существуют в разных странах мира. Важно, чтобы к этому делу наряду с музейными работниками были причастны педагоги, воспитатели.
Дифференцированный подход предполагает учет ситуации посещения музея: приходит ли школьник в музей один, с родителями, с товарищами, со школьной экскурсией. Для всякого такого случая важно иметь конкретные средства оптимизации процесса осмотра экспозиции, скажем, путеводители -- с включением в них вопросов, заданий и т. п.
В особом внимании нуждается, несомненно, соблюдение принципа преемственности форм научно-просветительной работы, основное требование которого состоит в том, чтобы все каналы воздействия на школьников были тесно связаны между собой. Это даст возможность учащимся различных возрастных групп постепенно и каждый раз на качественно новом уровне осваивать музейную информацию. Принцип преемственности делает систему «музей -- школа» действенной на всех этапах обучения ребенка. Это обстоятельство обуславливает необходимость разработки цельной программы работы для всех учебных групп школьников, начиная с младших классов и кончая выпускниками.
Наибольший эффект дает музейная работа со школьниками, организованная на основе цикловых форм: экскурсионных абонементов, лекториев, клубов или кружков при музеях. Например, факультатив мемориального музея-квартиры А. С. Пушкина на Мойке предполагает сотрудничество музея с одной из школ города в течение всего учебного года. В программу его входят экскурсии и лекции, занятия в фондах музея, а также, что особенно важно, самостоятельная работа учащихся в экспозициях, итогом которой являются рефераты, доклады.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17