Главная:
Рефераты
На главную
Генетика
Государственно-правовые
Экономика туризма
Военное дело
Психология
Компьютерные сети интернет
Музыка
Москвоведение краеведение
История
Зоология
Геология
Ботаника и сельское хоз-во
Биржевое дело
Безопасность жизнедеятельности
Астрономия
Архитектура
Педагогика
Кулинария и продукты питания
История и исторические личности
Геология гидрология и геодезия
География и экономическая география
Биология и естествознание
Банковское биржевое дело и страхование
Карта сайта
Генетика
Государственно-правовые
Экономика туризма
Военное дело
Психология
Компьютерные сети интернет
Музыка
Москвоведение краеведение
История
Зоология
Геология
Ботаника и сельское хоз-во
Биржевое дело
Безопасность жизнедеятельности
Астрономия
Архитектура
Педагогика
Кулинария и продукты питания
История и исторические личности
Геология гидрология и геодезия
География и экономическая география
Биология и естествознание
Банковское биржевое дело и страхование
Карта сайта
Рефераты. Роль школьного музея в формировании гражданской и патриотической самореализации на примере деятельности школьного музея МОУ Большеутинская СОШ
ажная роль в этом принадлежит экскурсоводу -- организатору процесса восприятия. От его профессиональной подготовленности, эрудиции, умения вступить в контакт с экскурсантами и, наконец, от личного обаяния зависит эффективность воспитательного воздействия музея. Особенно высокие требования предъявляются к экскурсоводам, работающим с детьми и подростками.Музейная экскурсия как форма научно-просветительной работы обладает рядом признаков, особо благоприятных для воздействия на подростковую и молодежную аудиторию. Ее наглядность и предметность удовлетворяют потребность школьника в получении знаний (и, что особенно важно, конкретных знаний, которые легко усваиваются в данном возрасте). Свойственная экскурсии динамичность, перемещения во времени и пространстве способствуют активному усвоению информации. Наконец, экскурсия, как своеобразный род общения -- интенсивного и насыщенного, стимулирует развитие мышления, реализуя одновременно с этим стремление подростка или юноши к массовым формам восприятия в кругу сверстников.Содержание музейных собраний позволяет проводить для школьников различные типы экскурсий. В зависимости от целевых установок выделяются два основных их типа: 1) учебная, 2) общеобразовательная. Учебная экскурсия играет вспомогательную роль по отношению к основному учебно-воспитательному процессу (урок в школе), являясь методом обучения школьника, музейными средствами. Ее главный отличительный признак -- тесная связь с учебной школьной программой, которая, определяет тему экскурсии, ее содержание, отбор объектов показа, приемы показа, методику проведения экскурсии. Общеобразовательная экскурсия решает самостоятельную просветительную я воспитательную задачу.Экскурсии для школьников -- как учебные, так и общеобразовательные -- проводятся на основе стационарных экспозиций, а также выставок, постоянных или временных. Кроме того, музеи проводят со школьниками и комплексные экскурсии, когда осмотр музейной экспозиции сочетается с осмотром памятников истории и культуры города или района.Учебная экскурсия как метод обучения особенно широко используется музеями в работе с учащимися средних и старших классов. Эффективность обучения учащихся в процессе учебных экскурсий, а также глубина и прочность контактов музея и школы по этой линии во многом предопределяются на стадии разработки экскурсионной тематики. Это важнейший этап совместной работы музея и школы. Так как тематика учебных экскурсий диктуется школьной программой, в ее разработке должны участвовать не только музейные сотрудники, но и учителя, представители органов народного образования, институтов усовершенствования учителей. Для музейного сотрудника, работающего со школой, совершенно необходимы знания учебной программы и конкретных запросов школ города или района, а также общая подготовленность в области педагогической и психологической науки.Тематика учебных экскурсий должна отличаться широтой и разнообразием и распространяться на все те отрасли знания, которые обеспечены материалами в данном конкретном музее: историю, обществоведение, литературу, природоведение, географию, зоологию, ботанику, иногда физику и т. д. -- в зависимости от профиля музея и состава его коллекций. Тематика разрабатывается по каждому предмету с учетом программы средней школы. Исходя из принципа преемственности, каждый музей должен стремиться к тому, чтобы тематика экскурсий выстраивалась в целостную систему, охватывающую учебную программу всех классов школы и рассчитанную на постепенное -- в соответствии с возрастом и подготовленностью школьника -- освоение всех аспектов музейной информации за одиннадцать школьных лет. Необходимо отметить, что тематика учебных экскурсий должна соответствовать школьным программам, корректироваться с учетом их изменений.Каждую тему нужно раскрывать при помощи музейных материалов, так как именно предметный показ в ходе экскурсии исторических процессов, событий, деятельности отдельных людей способствует, как известно, лучшему усвоению школьниками знаний, а через них -- формированию научных представлений об объективных закономерностях исторического развития, в том числе и на современном этапе. Так, например, учебная экскурсия в Курском краеведческом музее по теме «Наш край в период феодализма» раскрывает основные черты феодального способа производства, на примере примитивной техники, социальное положение людей -- сопоставлением интерьера дворянской гостиной и обстановки курной избы крепостного крестьянина и т. п. Тема «Развитие капитализма в крае» строится на показе документов, орудий труда, образцов промышленности и кустарных крестьянских промыслов.Социологические исследования зафиксировали, что примерно третья часть посетителей (в том числе учащихся средних и старших классов), предпочитающих осматривать музей с экскурсоводом, выразили желание после экскурсии еще раз, самостоятельно, осмотреть экспозицию. Исходя из этого пожелания школьнику-экскурсанту следует предоставлять время для «личных контактов» с музейными материалами: их тщательного рассматривания, обдумывания, для того, чтобы сделать зарисовки, записи, ближе познакомиться с тем, что наиболее заинтересовало. Сочетание экскурсии с самостоятельным осмотром экспозиции будет способствовать более глубокому усвоению музейной информации, а так же -- что немаловажно -- стимулировать школьника и повторному посещению музея, и не обязательно с экскурсионной группой, к самостоятельным занятиям в экспозиции, в библиотеке музея, а иногда и в его фондах.Функциональное назначение учебной экскурсии может быть различным, но по существу сводится к следующим вариантам: 1) предварительное изучение новой темы в школе, подготовить школьника к ее восприятию на уроке; 2) дополнить, закрепить знания, полученные на школьном уроке, или обобщить пройденную тему; 3) изучить новую тему. Изучение новой темы осуществляется главным образом через такую форму, как «урок-экскурсия». Следовательно, учебная экскурсия является актом совместной деятельности музейного работника и учителя на стадии как подготовки ее, так и проведения.Общеобразовательная экскурсия в отличие от учебной, подчиненной учебному процессу в школе, имеет самостоятельные просветительно-воспитательные задачи и через их решение включается в единую систему «музей -- школа».Общеобразовательные экскурсии используются музеями в разнообразных целях, в числе которых можно назвать: 1) помощь школе во внешкольной и внеклассной работе; 2) работу с участниками музейных кружков, лекториев, факультативов как в самом, музее, так и в школах; 3) обслуживание туристских групп школьников.В помощь школе музеи предлагают тематические экскурсии по отдельным разделам стационарной экспозиции, по выставкам, посвященным знаменательным датам в истории страны и края, актуальным проблемам современности. Краеведческая направленность общеобразовательных экскурсий углубляет знания, полученные учащимися в рамках учебной программы по истории, географии, расширяет представления о культуре своего края. Использование краеведческого материала дает музейному работнику и учителю, неистощимый материал для всестороннего развития личности подростка, воспитания любви к родному краю, к Родине, к ее природе, способствует развитию любознательности, наблюдательности у школьников.Общеобразовательные экскурсии довольно широко используются музеями в помощь школьникам, занимающимся в краеведческих, археологических, литературных, природоведческих и других кружках, в школьных факультативах и т. д. В большинстве случаев -- это тематические экскурсии, связанные с конкретной проблемой разделом экспозиции. Они часто объединяются в циклы и дают материал шире учебной программы, дополняя и закрепляя знания, полученные учащимися на специальных занятиях в музее или в школе.Весьма актуальна для многих музеев проблема экскурсионного обслуживания туристских групп школьников. Такие группы в музее в каникулярное время стали обычным явлением, с которым не могут не считаться музейные работники. Среди приезжих много сельских школьников, иногда впервые посещающих музей. Как правило, в работе с туристскими труппами школьников используются обзорные экскурсии, рассчитанные на посетителей «одного раза» и предполагающие общее знакомство с музеем, с его наиболее интересными экспонатами.К сожалению, в работе со школьниками-туристами далеко не всегда последовательно проводится в жизнь принцип дифференцированного подхода, что выражается в распространенности стандартных обзорных экскурсий для всех групп туристов, без учета возрастных особенностей.Экскурсионная работа с подростками и молодежью школьного возраста имеет свои особенности. Они определяются психологическими и возрастными характеристиками этой категории учащихся.В ходе экскурсии необходимо давать школьникам достаточный объем научной информации. При этом следует иметь в виду, что ребят интересуют не только и не столько общие исторические сведения, которые они получают и из других, не музейных источников, сколько конкретная информация, заключенная в музейном предмете. Социологические исследования вполне подтвердили это предположение. В связи с этим важно насыщать экскурсию специфически музейным материалом: указывать на подлинность, редкость, уникальность или типичность музейного предмета, сообщать сведения об истории («легенде») экспоната, технике археологических раскопок и реставрационных работ, об основании и перспективах развития музея и т. п. Очевидно, дальнейшее совершенствование как учебных, так и общеобразовательных экскурсий может идти в направлении усиления их «музейности», т. е. более широкого и глубокого раскрытия историко-культурной и художественной ценности музейных предметов. Такой подход усилит роль музея в процессе освоения подростками и молодежью историко-культурных ценностей, а также в воспитании музейной культуры подрастающего поколения.Углублению и расширению знаний молодого человека способствуют комплексные экскурсии, сочетающие осмотр нескольких экспозиций или выставок, осмотр экспозиции и памятных мест города или района, а также циклы экскурсий. Во многих музеях циклы экскурсий заняли прочное место в работе с учащимися.Другая особенность экскурсионной работы со школьниками вытекает из характерного для этого возраста повышенного стремления к самостоятельности и творческой активности.Разумеется, развитие активного начала, стремление не просто передать школьнику сумму знаний, а научить его мыслить, оценивать творчески и самостоятельно исторические события, явления, факты нашей действительности -- все это актуально для всех форм научно-просветительной работы музея. Для экскурсионной пропаганды это положение особенно важно, потому что экскурсия не только наиболее устоявшаяся, традиционная, но и самая распространенная форма работы музея с учащимися.Приемы активизации экскурсии разрабатываются теоретиками и практиками музейного дела. Касаются они, однако, главным образом процесса непосредственного проведения экскурсии, хотя не меньшее значение в экскурсионной работе со школьниками имеют подготовительная стадия, а также закрепление материала и впечатлений, полученных в ходе экскурсии.Музеи практикуют организацию выставок творчества школьников, отражающих их впечатления непосредственно от экскурсии или посещения музея вообще. Примерам такой выставки может быть экспозиция в Государственном музее А. С. Пушкина в Москве -- «Жизнь и творчество поэта в детских рисунках». Рисунки -- итог глубокого усвоения и осмысления того материала, с которым школьники познакомились во время посещения музея. Выставки становятся также стимулом для более тесного приобщения к музею, способствуют воспитанию музейной культуры, как самих участников выставки, так и их товарищей. Характерно, что аналогичные явления происходят и в музейной практике других стран. Например, Музей археологии в г. Загребе (Югославия) организовал выставку работ, созданных учениками одной из школ города после осмотра археологических коллекций.Другой пример активного закрепления материала, указанного в музее, -- организация конференции: читательской (по книге, связанной с темой экскурсии), литературной или исторической (по соответствующей теме или разделу осмотренной экспозиции). Литературная конференция в Оренбургском областном краеведческом музее для учеников 11 классов, посвященная пребыванию и ссылке в Оренбургском крае Т. Г. Шевченко, не только закрепила музейные впечатления, дополняя школьную программу, но, без сомнения, и способствовала развитию творческой активности, потенциальных возможностей школьников.
Страницы:
1
,
2
,
3
,
4
,
5
,
6
,
7
,
8
,
9
,
10
,
11
, 12,
13
,
14
,
15
,
16
,
17
Апрель (48)
Март (20)
Февраль (988)
Январь (720)
Январь (21)
2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная
ссылка на источник
обязательна.