Рефераты. Социально-исторический опыт управления учебным заведением

p align="left">Реальная жизнь такова, что приходится одновременно эксплуатировать ранее созданные блоки информационной системы и программного обеспечения, модернизировать их в соответствии с новыми требованиями и разрабатывать новые системы. В этом случае все должно создаваться на основе тщательно сформулированной концепции с учетом системного подхода, что позволит избежать многочисленных ошибок.

Автоматизированная информационная система "Управление ВУЗами"

Современные колледжи и университеты работают в достаточно сложных условиях, добиться успеха в которых - задача очень и очень непростая. При этом каждый ВУЗ, прежде всего, стремится организовать свою работу таким образом, чтобы предоставить студентам максимально качественное обучение. Однако при этом возникают многочисленные трудности...

Потребности ВУЗов на сегодняшний день очень разнообразны, тем не менее, основную идею можно сформулировать следующим образом: ВУЗам необходимы эффективные бэкофисные системы и надёжные бизнес-процессы, которые бы позволили обеспечить корректное функционирование комплексных сред в рамках имеющегося бюджета.

Что понимается под управлением учебными заведениями?

HP определяет систему управления ВУЗом как некую сумму функций учреждения, направленных на обеспечение успешной учебы студентов, а также на управление академическими и финансовыми данными (оценки, успеваемость, оплата обучения, кредиты на обучение, студенческая электронная коммерция и т.д.). Администрирование учебного заведения часто распространяется на весь жизненный цикл студента: прием заявки, зачисление, окончание обучения и, наконец, взаимоотношения с выпускниками. Для управления ВУЗом и данными студентов также может использоваться административная система (управление расписанием, управление совместной работой, использование аудиторий и т.д.), которая поддерживает управление жизнью учебного заведения и ведение отчетности.

В идеале, система управления учебным заведением должна объединять определенное количество совершенно разнородных систем в единую инфраструктуру, поддерживающую образовательные и административные функции и предоставляющую доступ к ресурсам и информации в рамках всех филиалов и подразделений ВУЗа.

Решение HP для АИС «управление ВУЗами» (HP Campus Administrative Solution) включает в себя лучшие технологии и сервисы Hewlett-Packard, а также реализует преимущества альянсов HP с разработчиками приложений мирового класса, такими как Oracle/PeopleSoft, Datatel, Microsoft, SAP и др. Наше решение предоставляет колледжам и университетам передовые возможности совместной работы и улучшенный доступ для более эффективного управления данными студентов, соответствия нормативным требованиям и измерения образовательных и бизнес-процессов Инновационный университет: новый подход к управлению, - Высшее профессиональное образование и кадровая политика в современной России №25 2006.

HP АИС «управление ВУЗами» является составной частью пакета решений HP Managed Learning Environment для высших учебных заведений. Административные системы, управляющие повседневными операциями, иногда считаются "неизбежным злом" образования. Однако без предварительного решения задач контроля регистрации, посещаемости и обязательной отчетности, даже самая благородная из образовательных целей будет труднодостижима. HP АИС «управление ВУЗами» основано на экономически эффективных технологиях и на базе отраслевых стандартов. Это решение легко интегрируется в существующее окружение и гибко масштабируется для поддержки многих тысяч пользователей.

Решение от HP является модульным и построено на открытых стандартах. Эти особенности позволяют ему поддерживать высокую степень настраиваемости для соответствия специфическим требованиям. Мы были бы не в состоянии предоставить такое решение, не создав стратегических альянсов с производителями мирового класса (которые, в свою очередь, полагаются на нашу инфраструктуру и сервисы).

Решение HP АИС «управление ВУЗами позволяет повысить эффективность обучения, предоставить студентам больше возможностей, освободить преподавателей от трудоемких административных задач, а также предоставляет ИТ-персоналу возможность пользоваться консолидированными системами. Всё это способствует высокой рентабельности инвестиций в ИТ, позволяет остаться в рамках имеющегося бюджета и успешно обучать новые поколения студентов.

Выводы

В начале нашего исследования, нами была определена цель - изучить социально - исторический опыт управления учебными заведениями. В соответствии с поставленными задачами мы

1. дали определение понятию «организация» - социальная общность, объединяющая некоторое множество индивидов для достижения общей цели, которые действуют на основе определенных процедур и правил;

2. определили наиболее важные характеристики организации;

3. рассмотрели значение организационных технологий;

4. изучили структуру управления;

5. рассмотрели принципы и цели управления;

6. изучили законы управления;

7. дали определение понятию «педагогический менеджмент» - это комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления образовательным процессом, направленный на повышение его эффективности.

8. рассмотрели особенности педагогического менеджмента и его связь с процессом обучения;

9. изучили принципы, на которых основывается педагогический менеджмент;

10. проследили историю появления и развития школьной и дошкольной системы образования;

11. определили особенности управления общеобразовательным учебным заведением;

12. рассмотрели особенности управления ДОУ;

13. изучили историю возникновения и развития высших учебных заведений и исторический опыт управления ими;

14. определили особенности управления ВУЗами.

Таким образом, мы пришли к следующим заключеним:

· Для успешного функционирования организации необходимо соблюдать существующие законы и принципы управления.

· Управление учебными заведениями подчиняется общим законам управления, но, в тоже время имеет свои особенности, связанные с образовательным процессом;

· Проблемы обучения, воспитания и управления на данном этапе развития образовательного учреждения относятся к числу тех, разработка которых требует системного, деятельностного и личностно-ориентированного подходов. Системообразующий фактор педагогической системы - управление, а искусство управления процессом обучения и, в частности, учебно-познавательной деятельностью учащихся - это педагогический менеджмент, т. е. совокупность принципов, методов, организационных форм, технологических приемов управления образовательным процессом, способствующих повышению его эффективности и качества.

· Процесс обучения - это целенаправленная гуманистическая система взаимодействия педагога и учащихся, обеспечивающая усвоение человеком общественного опыта, ценностей мировой цивилизации и культуры. Организатором учебно-познавательной деятельности выступает учитель - менеджер педагогического процесса.

Изучив процесс становления и развития общеобразовательных и дошкольных учреждений, мы пришли к выводу, что система управления данными образовательными заведениями формировалась вместе с их развитием. Основы современной системы школьного образования были заложены в XIX веке, когда интерес общества и участие государства определили общее направление этого процесса, который в каждой стране имел специфические черты. Общим было расширение участия государства в школьном деле: его управлении, взаимоотношениях частной и общественной школы, решении вопроса об отделении школы от церкви.

Судьбу школьной реформы определяли три взаимосвязанные сферы - законодательная, исполнительная и финансовая. В это время происходило отделение образования от церкви и установление государственного контроля над образованием, что и послужило развитием современных способов управления образовательными учреждениями.

Управление учебным процессом и, как следствие учебным заведением, перешло в руки государства, о чем свидетельствуют разработки и воплощение в жизнь школьного законодательства.

Организация управления школьным делом в странах Запада происходила при взаимодействии двух основных тенденций: централизации и децентрализации.

Во всех школьных системах Запада существовали частные учебные заведения, которые так или иначе находились под государственным контролем. Положение частных школ в разных странах складывалось по-разному.

Таким образом, развитие средней школы на Западе в течение XIX столетия выражалось в создании учебных заведений классического и современного образования. Последние получали все большее распространение, будучи знаком нового времени, следовательно, мы можем говорить о том, что в течении XIX происходило зарождение и развитие современных способ управления общеобразовательными учебными заведениями.

В России теория управления образованием изначально развивалась как школоведение. После Октябрьского переворота 1917 г. была создана централизованная государственная система учебных заведений, но в специальной литературе вопросы управления рассматривались главным образом применительно к сфере общего образования.

Изучив процесс становления и развития системы управления общеобразовательными учреждениями, мы пришли к выводу, что что управление образовательной системой представляет собой специальный вид социального управления, который поддерживает целенаправленность и организованность учебно-воспитательных, инновационных и обеспечивающих их процессов в системе образования. Подчиняясь общим закономерностям социального управления, оно имеет специфические особенности, обусловленные способами постановки и достижения социально значимых целей в конкретных условиях организованного учебно-воспитательного процесса.

По аналогии с развитием школьной системы управления складывалась система управления дошкольным образовательным учреждением.

Таким образом, в настоящее время структура управления школой сводиться к следующему:

- уровень директора школы;

- уровень заместителя директора;

- уровень руководителей МО;

- уровень педагогических работников Технологии современной дидактики в процессе управления методической работой в школе, - М. изд. во Академия, 2008, С:195.

На каждом из уровней по горизонтали разворачивается своя структура органов, которые взаимосвязаны с субъектами по вертикали и горизонтали. В организационной структуре представлены как профессиональные руководители /заместители директора, руководители методических объединений/, так и раз- личные общественные субъекты /председатель профкома, председатель совета школы/, что необходимо для эффективного управления школой. В структуре управления школой отношение того или иного субъекта управления к определенному характеризуется координационными и субординационными связями как по вертикали, так и по горизонтали.

Изучив особенности управления общеобразовательными и дошкольными учебными заведениями, мы можем сделать вывод, что они характеризуются спецификой процессом обучения, возрастными особенностями обучаемых, спецификой учебного заведения, уровнем развития всех участников системы управления.

Управление университетами изначально имело отличительные особенности от управления школами и ДОУ. Это определяется разностью структур учебных заведений и тем, что изначально высшие учебные заведения имели своеобразную автономию и большую свободу в управлении.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.