Новая образовательная ситуация предполагает отработку новой структуры и технологии управления и, следовательно, изменения подходов в организации и содержания деятельности учреждения.
К настоящему времени в учреждении сложилась следующая структура управления:
- уровень директора школы;
- уровень заместителя директора;
- уровень руководителей МО;
- уровень педагогических работников Корнетов Г.Б. Развитие историко-педагогического процесса в контексте цивилизационного подхода. - Докл. докт. пед. наук. - М., 1994 - 64 с..
На каждом из уровней по горизонтали разворачивается своя структура органов, которые взаимосвязаны с субъектами по вертикали и горизонтали. В организационной структуре представлены как профессиональные руководители /заместители директора, руководители методических объединений/, так и раз- личные общественные субъекты /председатель профкома, председатель совета школы/, что необходимо для эффективного управления школой. В структуре управления школой отношение того или иного субъекта управления к определенному характеризуется координационными и субординационными связями как по вертикали, так и по горизонтали. Система взаимосвязи организационной структуры характеризуется:
Деятельность директора и его заместителей регламентирована функциональными обязанностями, пересмотренными и откорректированными в соответствии с современными требованиями, что позволило регламентировать деятельность членов управленческого звена с учетом выполнения основных управленческих функций и конкретно определить содержания деятельности каждого члена управленческого аппарата.
Деятельность структурных подразделений регламентирована «Положением о педагогическом совете», «Положением о методическом объединении».
Таким образом в системе внутришкольного управления выделены иерархические взаимосвязанные уровни управления, определены зоны функционирования органов управления каждого уровня, связи между ними. Система управления на всех уровнях является открытой и развивающейся, что обеспечивает устойчивость координации деятельности всех звеньев учреждения.
Информационное и документационное обеспечение управления образовательным учреждением. Необходимым условием управления школой является его информационное обеспечение. Информационное обеспечение управления школой состоит в выборе и соответствующей обработке сведений, характеризующих состояние ее образовательной системы Образование в Российской Федерации. - 2003: Стат. сб. / Госкомстат России.- М., 2003..
Основные функции, которые выполняет система информационного обеспечения управления школой состоят в следующем:
· удовлетворять потребности учащихся, учителей, руководителей школы и ее структурных подразделений в сведениях, необходимых в их деятельности и во взаимодействии;
· информировать о состоянии образовательного пространства в школе, об обеспеченности средствами образования, об образованности учащихся, о профессиональной квалификации учителей;
· передавать учащимся, учителям, руководителям школы сведения и документы, адресно направленные им;
· систематически выявлять уровни развития интеллекта, эмоционально-психического и физического здоровья, образовательные потребности учащихся;
· информировать педагогических работников о вовлеченности родителей в процесс воспитания и обучения своих детей, затруднениях, которые они испытывают при этом Шатон Г.И. Теоретический анализ проблемы управления образовательными системами, - Полемика, Вып3, - http://www.irex.ru/press/pub/polemika/03/.
Управленческая практика показывает, что определение состава функций правления подобным образом позволило добиться единообразных подходов субъектов правления к отбору и обработке сведений, которые подлежат передаче на все уровни управления. В школе имеется возможность варьировать информационное обеспечение в зависимости от индивидуальных потребностей тех или иных участников образования.
В школе сложилась система документационного обеспечения управления. Документационное обеспечение управления школой включает комплекс взаимосвязанных документов:
· организационные документы;
· распорядительные документы;
· информационно-справочные документы;
· учебно-педагогическая документация Технологии современной дидактики в процессе управления методической работой в школе, - М. изд. во Академия, 2008, С:195.
Каждый из комплексов представлен соответствующими документами, регламентирующими структуру, задачи и функции школы; организацию ее работы; права и обязанности, ответственность руководителя и работников; распорядительную деятельность учреждения и т.д.
Одним из направлений совершенствования управления школой является совершенствование организационной структуры управления. В условиях демократизация управления возросла значимость перераспределения управленческих функций между всеми субъектами, задействованными в осуществлении образовательных задач. Делегирование прав и полномочий верхних уровней управления нижним в условиях школы позволяет эффективно осуществлять образовательный процесс, что повышает эффективность управления на любом уровне.
Директор совместно с администрацией и руководителями подразделений определяют перспективы развития школы, определяют этапы и содержания работы, контролируют деятельность школы в целом и отдельных его подразделений (структур), создают условия (нормативные, информационные, стимулирующие, эргономические) для осуществления профессионально-педагогической деятельности. Особенностью деятельности субъектов уровня руководителей функциональных служб является организация образовательного процесса, диагностика осуществления воспитательной и учебной работы, отслеживание эффективности работы педагогических работников.
В организационной структуре управления школой часть полномочий с верхних уровней управления делегированы субъектам на нижестоящие уровни управления. Например, коллегиальному органу (педагогическому совету) делегированы полномочия:
· утверждение образовательной программы и учебного плана школы;
· утверждение программ учебных дисциплин и курсов вариативного компонента учебного плана;
· утверждение годовых графиков учебного процесса;
· утверждение структуры управления, положений о структурных подразделениях штатного расписания, функциональных обязанностей;
· утверждение содержания и организационных форм дополнительного образования учащихся;
· утверждение планов работы школы на учебный год и др Технологии современной дидактики в процессе управления методической работой в школе, - М. изд. во Академия, 2008, С:195.
Руководителям функциональных служб делегированы полномочия в организации образовательного процесса в школе, в осуществлении внутришкольного контроля и анализа выполнения учебных программ и программ дополнительного образования учащихся. Кроме того, в их компетентности находится определение индивидуальных целей работы, в планировании определенного (в рамках функционала) участия педагогов в работе творческих групп, методических объединений, в общем руководстве своим подразделением.
Основанием для определения целевых приоритетов в развитии образовательной системы учреждения явились следующие предпосылки:
· приоритеты Главного управления образования в области образования учащихся, отраженные в проекте Программы развития дошкольного, общего среднего, дополнительного и специального (коррекционного) образования Челябинской области на период до 2003 года;
· приоритеты Аргаяшского районного управления в области развития образования и отраженные в нормативно-правовых докуменах, регламентирующих организацию и осуществление деятельности общеобразовательных учреждений;
· внешние предпосылки (условия и факторы), связанные с изменением образовательной социально-экономической ситуации мезосреды (окружения);
· внутренние предпосылки (противоречия и проблемы), детерминированные изменением состояния образовательной системы в учреждении.
Кроме того, на отбор приоритетов в развитии образовательной системы учреждения, приоритеты Главного управления образования, Аргаяшского районного управления в области развития образования, а также принимая во внимание социально-образовавательные и социально-культурные предпосылки, сложившиеся в микрорайоне школы, считаем целесообразным основную цель связать с:
Развитием образовательной системы учреждения в интересах формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности на основе провозглашения в Российской Федерации приоритета образования и созданных в учреждении в ходе первого этапа (1996-2000 гг.) нормативно-правовых, информационных, организационно-управленческих и финансово-экономических предпосылок.
Для достижения обозначенной цели развития учреждения предусматриваются следующие обобщенные задачи:
1. В сфере управления образовательным учреждением
Создание пормативно-инструктивных и организационно-административных предпосылок, обеспечивающих внедрение в управленческую практику современных подходов и новых технологий, в том числе информационных;
· Разработка и реализация нормативно-правовых и организационных предпосылок, способствующих демократизации управления, усиления роли сотрудников и профсоюзного комитета в управлении образовательным учреждением;
· Разработка нормативно-правовых и организационных предпосылок, направленных на совершенствование системы стимулирования участников образования, снижение текучести кадров в учреждении.
2. В сфере управления качеством образования
· Обеспечение единства и целостности образовательного пространства в образовательном учреждении; нормативное закрепление стратегии в сфере образования учащихся посредством развертывания образовательной программы учреждения;
· Обеспечение прав учащихся на получение образования на уровне, не ниже предусмотренного в государственном образовательном стандарте и на соответствующем уровне качества, т.е. не угрожающем безопасности жизнедеятельности учащихся и доступном для продолжения образования;
· Разработка нормативно-правовых и организационно-управленческих оснований для использования в образовательной практике инновационных методик и технологий, способствующих повышению качества образовательного процесса;
· Разработка организационно-методических предпосылок для развертывания в образовательной практике инструментария для осуществления:
· а) педагогической диагностики;
· б) психологической диагностики;
· в) социологической диагностики.
3. В сфере организации и осуществления социализации (воспитательной работы)
· Разработка нормативно-правовых и организационно-управленческих оснований для развертывания в учреждении образовательных программ дополнительного образования учащихся; Разработка нормативно-правовых и организационно-методических предпосылок, направленных на развитие и укрепление связей с учреждениями образовательно-культурной и культурно-досуговой сферы;
4. В сфере управления качеством педагогического и управленческого персонала:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15