Рефераты. Социально-исторический опыт управления учебным заведением

тобы реализовать закон синергии, руководитель должен создать в своей организации систему, и одним из элементов этой системы являются связи (коммуникации): административные, функциональные и межличностные.

Для успешной реализации закона синергии существует ряд методов:

1. Вопросы и ответы.

2. Конференция идей.

3. Мозговая атака.

4. Кейс-метод.

При первом методе создается информационная база возможных вопросов, поставленных в соответствии с целью организации (сформулированных, например, в предвыборной программе губернатора) и возникших в результате изменения внутренней и внешней среды организации, ответов и последствий их реализаций.

Весьма перспективен метод "конференция идей", который можно использовать в работе между департаментами, в основе которого лежит стимулирование процесса мышления на уровне сознания.

Метод "мозговой атаки" наиболее распространен в США. В основе его лежит стимулирование подсознания, которое по образному выражению психологов является неиссякаемым источником человеческого духа появления блестящих идей.

Еще один закон организации - закон самосохранения, в соответствии с которым каждая материальная система стремится сохранить себя и использует для достижения этого весь свой потенциал (ресурс).

В жизни почти каждой реальной организации бывали ситуации, когда она оказывалась на грани банкротства или даже становилась недееспособной. Одни из них на этом завершали свой путь, другие, найдя ресурсы и преодолев трудности, успешно восстановили свою репутацию и сейчас доминируют на мировом рынке.

Реакция организации на внешние или внутренние отрицательные воздействия может привести либо к созидательным, либо к разрушительным явлениям.

Это частично определяется рядом факторов. К внутренним факторам относятся:

· философия организации;

· принципы ее деятельности;

· использование ресурсов и технологии;

· качество и уровень реализации маркетинга.

По данным консультантов США, 90% различных неудач американских фирм связывают с неопытностью менеджеров, злоупотреблениями, постарением персонала Большаков А.С. Менеджмент, - М., изд.во Высшая школа, - 2006, С.:78.

К внешним факторам относятся:

· демографические;

· экономические и политические;

· развитие науки и техники;

· развитие культуры, в том числе культуры взаимодействия между организациями.

Они могут существенно повысить ресурс организации.

В частности, руководитель организации должен:

· иметь "в запасе" новую технологию;

· постоянно повышать профессионализм персонала;

· иметь и поддерживать связи с внешней средой и конкретными людьми;

· иметь своих информаторов в среде конкурентов и среди государственных служащих;

· создавать союзы взаимного страхования с аналогичными организациями;

· иметь дополнительный источник существования Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента,- М. изд.во Наука, 1999, С: 35.

Для анализа положения организации очень важен показатель "уровень самосохранения" (УР), определяемый как разность ресурсов удержания и ликвидации, деленный на суммарный объем ресурсов удержания.

Можно выделить семь уровней самосохранения (см. Прил. №1)

Третьим законом организации является закон развития, в соответствии с которым каждая материальная система стремится достичь наибольшего суммарного потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла.

Развитие - это необратимое, направленное, закономерное изменение материи и сознания.

Различают две формы развития:

· эволюционную, связанную с постепенными количественными и качественными изменениями (изменение сознания сочетается с изменениями материи);

· революционную, характеризующуюся скачкообразным неосознанным переходом от одного состояния материи к другому, либо скачкообразным изменением сознания без соответствующего изменения базиса.

Выделяют прогрессивное и регрессивное развитие.

· Прогрессивное развитие - это переход от низшего к высшему, от менее к более совершенному.

· регрессивное развитие- это деградация, понижение уровня знаний и отношений, переход к изжившим себя ранее или уже пройденным формам и структурам Тейлор У Научная организация труда//Вопросы управления, Вып 5 2007.

Развитие организаций обусловлено следующими факторами:

· изменениями внешней среды (экономика, политика, этика, культура и др.);

· изменениями внутренней среды (перемещения работников, переход на новые технологии и др.);

· потребностями и интересами человека и общества (потребность в самовыражении и самопроявлении человека, потребность в прибавочном продукте общества и др.);

· старением и износом материальных элементов (оборудования, человека, технологии);

· изменениями экологии (загрязнение или очищение среды, сокращение или увеличение флоры и фауны);

· техническим прогрессом;

· глобальным состоянием мировой цивилизации.

Существуют законы организации второго уровня. К ним относятся:

1. Закон информированности-упорядоченности: чем большей информацией располагает организация о внутренней и внешней среде, тем она имеет большую вероятность устойчивого функционирования (самосохранения). Следствие закона: информированность работника, после того как она достигает критического уровня, переходит в его компетентность.

2. Закон единства: каждая организация стремится настроиться на наиболее экономный режим функционирования в результате постоянного изменения своей структуры или функций.

Эти изменения идут в цикле:

разделение преобразование

преобразование объединение

Скорость и результат преобразования зависят от диапазона изменения внешней или внутренней среды. Первый уровень - предварительный анализ с позиции стороннего наблюдателя. Второй уровень - проведение мозговой атаки на совещании основных специалистов организации. Третий уровень - создание группы развития и формирование стратегии развития организации Большаков А.С. Менеджмент, - М., изд.во Высшая школа, - 2006, С.:78.

3. Закон композиции и пропорциональности: каждая организация стремится сохранить в своей структуре все необходимые элементы (композицию), находящиеся в заданной соотносительности и заданном подчинении (пропорции). Сознательная реализация закона композиции и пропорциональности в организации требует обязательного использования набора принципов планирования, координации, полноты. Принцип планирования: каждая организация должна иметь обоснованный план деятельности и развития. Принцип координации: каждая организация должна следить за стратегическими, тактическими и оперативными изменениями и вносить соответствующие коррективы в механизм выполнения. Принцип полноты: каждая организация должна выполнять весь набор функций, методов, принципов управления в системе управления Орлов А.И. Учебник по менеджменту, - М. изд.во Наука, 2005, С:76.

Перечисленные выше законы организации будут эффективно работать на организацию, если руководитель сумеет найти их разумное сочетание, выделит главный на текущий момент закон и обеспечит подчинение ему всех других для достижения глобальной цели организации.

Закон информированности-упорядоченности, закон самосохранения и развития - это функциональные законы, связанные с организацией как процессом.

Закон синергии, закон единства анализа и синтеза, закон композиции и пропорциональности - это структурные законы, связанные с организацией как явлением.

Несмотря на все многообразие типов и видов предприятия и организаций, их структура управления по своему содержанию в основном однородна, ибо в ней представлена та или иная комбинация одних и тех же видов работ по управлению. Это обстоятельство обеспечивает единый подход к проектированию конкретных структур управления. При этом обеспечиваются единообразие в проектировании различных служб, рациональное распределение прав и обязанностей, равная напряженность труда участников управленческого процесса во всех звеньях аппарата управления фирм.

Структура управления конкретной организации должна отвечать ряду определенных критериев, характеризующих ее оптимальность.

Какая структура управления может считаться оптимальной? Очевидно, та, которая будет закреплять наиболее целесообразные связи и взаимосвязи ступеней, звеньев управления, реализуемых в процессе воздействия на объект управления, и обеспечивать эффективность его функционирования.

Исходя из этого можно определить некоторые критерии оптимума:

· наикратчайший путь от звена управляющей системы до управляемого (от источника команды до объекта управления);

· оптимальное число ступеней и звеньев;

· наименьшее число "входов" и "выходов" каждого звена;

· обеспечение реального участия каждого звена в процессе управления;

· четкий состав видов работ по управлению для каждого звена: отсутствие дублирования Орлов А.И. Учебник по менеджменту, - М. изд.во Наука, 2005, С:76.

1.4 Понятие «Педагогический менеджмент»

На данном этапе развития ОУ решение сложнейшей проблемы управления учебно-познавательным процессом сдерживается рядом объективных и субъективных причин и противоречий:

* пока недостаточной интеграцией усилий и взаимодействий учителей, школьного практического психолога, социального педагога, заместителя по методической и научной работе в конкретном образовательном учреждении, обеспечивающих по своему статусу базу исследовательской работы в педагогических коллективах, которая необходима в ОУ, как воздух, ибо учитель попадает, по лаконичному выражению А.Дистервега, под власть трех демонов: банальности, механичности, рутинности;

* отсутствием в арсенале учителя дидактических средств, набора диагностических методик для изучения индивидуальных особенностей и уровня обученности учащихся. К сожалению, далеко не во всех образовательных учреждениях отработана система мониторинга, непрерывного и системного отслеживания результативности учебного процесса, без чего невозможно управление процессом обучения. Не отработана техника партнерского, неавторитарного общения, что является необходимым условием в управлении организацией личностно-ориентированной учебно-познавательной деятельности учащихся;

* недостатком управленческой культуры в педагогической работе;

* противоречием между потребностью и необходимостью управлять учебно-познавательным процессом в классе и непониманием в течение долгого времени отдельными теоретиками подобного вида деятельности в развивающей и развивающейся школе на уровне учителя, который не опосредованно, а непосредственно обеспечивает управление процессом обучения и внедрение инноваций в практику;

* противоречием между сложившейся традиционной субъектно-объектной системой управления и необходимостью изменения взаимоотношений между участниками педагогического менеджмента на уровне субъектно-субъекгных отношений, обеспечивающих новых характер управления: сотрудничества, партнерства;

* противоречием между наличием современных технологий обучения и отсутствием механизмов, определяющих способы их применения в практике лично-стно-ориентированного обучения и др Шатон Г.И. Теоретический анализ проблемы управления образовательными системами, - Полемика, Вып3, - http://www.irex.ru/press/pub/polemika/03/ .

Преодоление вышеназванных трудностей и противоречий позволяет учителю перейти от эпизодического, недостаточно пока управляемого и малоэффективного учебного процесса в образовательном учреждении к осуществлению этой деятельности как управляемому процессу в каждом конкретном учебном классе.

Управлять учебно-познавательном процессом (УПП) - это значит непрерывно познавать, исследовать процесс обучения, вносить коррективы в процедуры познавательной деятельности учащихся, отслеживать результаты по каждому компоненту и звену учебного процесса, выявлять закономерности, видеть прогрессивные тенденции в развитии интеллектуальных и познавательных возможностей учащихся.

На смену философии воздействия в управлении ОУ идет философия взаимодействия, сотрудничества, рефлексивного управления. Важным этапом в развитии образования является разработка технологий обучения, раскрытие их сущности и поиск механизмов реализации в педагогической практике в соответствии с парадигмами современного образовательного процесса. Без их познания и использования в практике не может быть поступательного движения, перехода процесса обучения в качественно новое состояние Понамарева Н.Л., Смирнов Б.М. Образовательные инновации. Государственная политика управления, - М., изд. во Академия 2007, С.: 203.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.