Рефераты. Управление процессом довузовского образования

p align="left">3. краевая интенсивная школа и летние научные школы старшеклассников;

4. подготовительные курсы (шестимесячные, трехмесячные, двухнедельные, заочные).

Довузовские центры

Довузовские центры функционируют на основании договоров о творческом сотрудничестве между Вузом, агентством образования администрации, администрациями районов, управлениями образования, образовательными учреждениями и планов совместных мероприятий. Довузовские центры позволяют наиболее полно удовлетворить потребности учащихся отдельных удаленных сельских школ края в углубленных знаниях, эффективно осуществлять научно-методическое обеспечение центров. Структуру довузовских центров составляют профильные классы по следующим направлениям: естественнонаучному, социально-экономическому, гуманитарному.

Профильные классы

Важным звеном, позволяющим создать условия для раскрытия способностей учащихся является предпрофильная и профильная подготовка старшеклассников. В рамках этого направления разработаны профильные курсы в соответствии с запросами потребителя (учащихся школ).

Малая академия

Концепция деятельности Малой академии - поиск и отбор талантливой молодежи среди учащихся школ, лицеев, колледжей для поступления на специальности определенного профиля, затем их дальнейшее сопровождение через НИРС - (публикации, выступления) - аспирантура - формирование кадрового потенциала.

Цель деятельности Малой академии: создание единого научно-образовательного пространства в системе непрерывного образования «Школа - ПУ - Колледж (Техникум) - Вуз» с целью привлечения молодежи к исследовательской и проектной деятельности, повышения престижа образования и науки.

В рамках Малой академии работают отраслевые отделения творческие лаборатории:

Подготовительные курсы и подготовительное отделение

Получение образования на более высокой ступени, требует и более глубокого знания общеобразовательных предметов, чтобы выдержать конкурсный отбор при поступлении в вуз. В связи с этим традиционной и стабильной формой работы со школьниками и выпускниками средних общеобразовательных школ являются подготовительные курсы (6-месячные, 3-х месячные, двухнедельные), заочные курсы и подготовительное отделение. Цель работы курсов, отделения, - это углубленное изучение предметов, вынесенных на вступительные испытания, в том числе подготовка к единому государственному экзамену. Контингент слушателей подготовительных курсов и подготовительного отделения стабилен и составляет 400-500 человек ежегодно.

Довузовская подготовка в системе среднего общего и среднего профессионального образования позволяет формировать на 42,4-65,9% контингент студентов 1 курса через длительные формы довузовской подготовки (подготовительные курсы, Малая академия, довузовские центры). Краткосрочные образовательные модули (конкурс НИР, летние научные школы, слеты участников системы непрерывного образования), в большей степени, имеют профориентационное значение, способствуя школьникам осознанному выбору дальнейшего жизненного пути.

Организация таких молодежных форумов позволяет осуществлять сопровождение молодежи от школьника до студента - аспиранта - специалиста, привлекая к обучению в вузе талантливых старшеклассников.

Реализация этих направлений позволяет с определенной регулярностью организовывать массовые форумы старшеклассников, которые через коммуникации «ученик - ученик», «ученик - преподаватель вуза», «педагог школы - преподаватель вуза», информируют молодежную среду об инновациях в вузе, что способствует осознанному самоопределению школьника. Учащийся, прошедший путь профильной школы в разных ее проявлениях, имеет большую степень вероятности не ошибиться в выборе своего дальнейшего жизненного пути. Эти студенты, как правило, формируют студенческую элиту и аспирантуру.

Элективные курсы и профессиональная ориентация в школе

Новой реальностью российской образовательной системы становится переход средней школы на профильное обучение, которое явилось этапом развития и модернизации нашего общества в целом. Выпускник новой школы должен быть подготовлен в соответствии с требованиями современного информационного общества. Для того чтобы найти свое место в ней, молодому человеку необходимо, прежде всего:

- достигнуть понимания самого себя и окружающей среды,

- разобраться в социальных и профессиональных запросах, в потребностях рынка труда,

- пройти конкурс по интеллектуальной, культурной, моральной и эстетической подготовке,

- проявить свои возможности и таланты, весь творческий потенциал для дальнейшего развития, образования, становления, роста и совершенствования будущей профессиональной деятельности. Этот результат и является главной задачей реформированной школы.

Для ее решения концепция профильного обучения предлагает различные комбинации базовых, профильных и элективных курсов, отвечающих общим «рамочным требованиям» в соответствии с нормами учебной нагрузки (от 33 - до 36 часов в неделю). Составляются многочисленные варианты сочетаний данных курсов по существующим профилям: естественно-математическому, социально-экономическому, гуманитарному, технологическому. Учащиеся старшего звена, поставленные в ситуацию выбора одного из них, должны будут определиться со своими способностями и склонностями, мотивациями и навыками, пройти диагностику профессиональной направленности и пригодности. При этом, несомненно, ему необходимо оказать помощь, дать определенные установки по профессиональной ориентации и со стороны семьи и школы, теории и практики, социологии и психологии, учителей-предметников и преподавателей вуза, представителей типов профессий - специалистов, работающих в разных сферах, учреждениях. Учащийся должен учиться по правильно выбранному профилю, и обучение должно обеспечить ему начальную основу его будущей профессионально-трудовой деятельности, составить его базу и дальнейшее продвижение.

В данном аспекте для повышения результатов профильного обучения целесообразно было бы привлечение в школьный образовательный процесс специалистов высшей школы. Если базовые и профильные курсы успешно преподаются учителями-предметниками, то элективные курсы вызывают у них некоторые затруднения. Профильный курс уже предполагает углубленное изучение предметов по выбранному направлению. А элективные курсы по ним должны давать гораздо более специализированные знания, умения и навыки, системное видение, универсальность мышления, научность взглядов. Преподавателей вуза к данному виду деятельности должны обязывать проблемы непрерывного образования, забота о состоянии и уровне подготовленности будущего студента, воспитание компетентности и культуры качества, формирование имиджа будущего специалиста. Таким образом, взаимовыгодное решение и организация работы в таком ракурсе могло бы привнести пользу и результат в профессиональной подготовке абитуриента.

Подобного подхода требует и подготовка учебно-методической базы элективных курсов. Некоторые программы, составленные самими учителями, по которым они работают, далеки от стандарта, требуют доработок или пересмотра вообще. Им необходима помощь методистов, теоретиков, специалистов более высокого уровня. Школа нуждается в разработанных программах и методических пособиях по преподаванию элективных курсов. И их надо выпустить в ближайшем будущем быстрыми темпами.

Система «лицей - вуз» имеет целый ряд преимуществ перед традиционными формами образования. Обеспечивая психолого-педагогические условия развития личности учащихся в соответствии с их способностями и профессиональными склонностями, она оптимизирует процессы социально-психологической адаптации при переходе от одной ступени образования к другой. В рамках интеграции высшего и среднего образования открываются новые пути помощи школьникам в их профессиональном и личностном самоопределении.

Организация образовательного процесса в инновационном учреждении, каковым является лицей, потребовала разработки научно-методических и правовых основ его функционирования. В настоящее время здесь апробируется нетрадиционная модель образовательного процесса, построенная на принципах развивающего обучения и отвечающая передовым идеям педагогической науки. Ее уникальность состоит, прежде всего, в том, что она создает условия для расширения «поля зрения» будущего специалиста, его адаптации в профессиональном и научном сообществе с первых шагов профессионализации.

Взаимодействие лицеистов и преподавателей несет в себе особый уровень отношений: ценности одного могут быть поняты другим и отнесены, «примерены» к себе.

В личностной модели образования ценностные ориентации являются содержательной стороной развития, и данный факт призван изменить весь облик образовательного процесса. Практическая деятельность преподавателя и лицеиста в процессе обучения математике, физике, информатике опирается на формирование у учащихся научного стиля мышления.

Наиболее яркие последствия, связанные с повышением качества образования, отмечаются в системе «лицей - вуз», особом виде интеграции общего среднего и высшего профессионального образования.

Довузовская подготовка и профориентационная работа в условиях профильного обучения

В концепции профильного обучения особое место занимает предпрофильная подготовка учащихся. Профильное обучение и предшествующая ему предпрофильная подготовка - это две части одной системы - подготовки учеников к осознанному выбору своего профессионального пути. Чтобы успешно продолжить обучение в профильном классе старшей ступени, учащемуся необходимо «самоопределиться» гораздо раньше - 8-9 классе. Остановившись на том или ином профиле обучения, он должен направить свои основные образовательные усилия на освоение тех дисциплин, которые определяются как профильные и в дальнейшем сыграют определяющую роль, как при выборе профессии, так и в успешной самореализации в жизни. Поэтому система довузовской подготовки в условиях профильного обучения должна в обязательном порядке охватывать учащихся предпрофильных классов.

Формами организации довузовской подготовки в условиях профильного обучения могут быть:

авторские курсы преподавателей ВУЗов - курсы по выбору для учащихся предпрофильных классов. Содержание курсов должно соответствовать познавательным возможностям школьников и одновременно предоставлять возможность работать на уровне повышенных требований, развивать учебную мотивацию;

дифференцированное (по уровням) обучение по профилирующим дисциплинам - дифференциация довузовской подготовки по уровням позволит слушателям выбрать желаемую образовательную траекторию в соответствии с их потребностями, способностями, планами будущей профессиональной деятельности. Стандартный уровень подготовки обеспечивает корректировку и систематизацию базовых знаний по школьной дисциплине. Углубленный уровень предоставляется слушателям, в совершенстве осваивающим базовый школьный курс, имеющим высокие образовательные потребности, ориентирующихся на участие в олимпиадах и т.д.;

выездные консультации для иногородних - могут быть предметными, т.е. носить обучающий характер, различаться по уровню сложности содержания; иметь профориентационную направленность - ознакомление со спецификой видов профессиональной деятельности, структурой вузов и т.д.;

очные, заочные, интернет-олимпиады;

организация и курирование работы научного общества учащихся - систематизация исследовательской работы учащихся школ; подбор и рекомендация научными руководителями, тем курсовых работ.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.