Таким образом, система довузовской подготовки в условиях перехода к профильному обучению должна обеспечивать:
1. широту и вариативностъ предоставляемых образовательных услуг;
2. возможность учета образовательных потребностей конкретного ученика в гораздо большей степени, чем в общеобразовательной школе;
3. в основе процесса образовательной деятельности должно быть единство интересов всех его участников - педагогов, детей и родителей;
4. разноуровневое обучение.
Заключение
Таким образом, «довузовская подготовка» это широкий круг образовательных услуг. В простейшем случае, это подготовительные курсы, где подготавливают к сдаче вступительных экзаменов в конкретный вуз. Но поступить в вуз - это пол проблемы. Для многих проблема удержаться в вузе, отсев, в среднем, составляет 40%. Поэтому существует вид ДП, готовящий будущего студента к учебе в вузе - это и устранение школьных пробелов, и привыкание к вузовским технологиям обучения, и более близкое знакомство с выбираемой профессией. И, наконец, это освоение параллельно со школьной программой ряда вузовских дисциплин (как правило, по договору с вузом, с помощью его преподавателей). Если такая программа долговременная (не менее двух лет), возможно даже освоение всех предметов первого курса вуза и поступление сразу на второй курс вуза, с которым заключен соответствующий договор.
Система довузовского образования необходима высшему учебному заведению для предоставления абитуриенту возможности серьезно подготовиться к поступлению в вуз. Деятельность ИДП направлена на формирование контингента студентов университета, осуществление профориентационной работы и довузовской подготовки молодежи.
Многие выпускники школ затрудняются с выбором будущей профессии, так как не обладают необходимой информацией и не могут определить, какой вид деятельности в наибольшей степени соответствует их способностям и в конечном итоге даст им возможность полноценно реализовать себя в жизни. Поэтому одной из важнейших задач ИДП является профориентационная работа в средних школах, лицеях, колледжах, на предприятиях. Результатом эффективной профориентационной работы является ежегодное увеличение количества абитуриентов, желающих стать студентами университета.
Исследование проблем довузовской подготовки специалистов позволило выявить проблемы: несогласованности требований к результатам подготовки со стороны государства и работодателей; формирования «диагностичных» целей и требований к результатам подготовки; обеспечения достоверности оценки в организационно-технологическом и экспертно-аналитическом аспектах; недостаточности научного обоснования теоретических основ формирования и оценки компетенций и технологических основ развития систем довузовской подготовки специалистов.
Определенные с учетом изменений требований к результатам подготовки, возможностей современных педагогических и информационных технологий и потребностей обучающихся типология, принципы, тенденции и механизм развития систем довузовской подготовки специалистов являются инструментами стратегического планирования развития этих систем.
Разработанный с учетом потребностей личности, государства и общества механизм формирования требований к результатам освоения профессиональных образовательных программ, выступает в роли теоретического базиса разработки иерархических комплексов дескрипторов компетенций.
Разработан механизм интегральной довузовской подготовки выпускников учреждений профессионального образования, являющийся системообразующим элементом технологии комплексной оценки индивидуальных образовательных достижений и позволяющий определять структурно-функциональный состав систем довузовской подготовки специалистов.
Разработанные технологические основы развития систем довузовской подготовки специалистов, содержат инновационные технологические решения и ограничения контрольно-оценочной деятельности, необходимые для получения достоверной информации о качестве подготовки в контексте реорганизации организационных систем и модернизации технологии комплексной оценки индивидуальных образовательных достижений.
Разработанная Концепция развития систем довузовской подготовки специалистов как научная система принципов, целей, задач, методов и моделей развития контрольно-оценочной деятельности в системе профессионального образования определяет комплекс теоретических основ формирования и оценки компетенций и технологических основ развития систем довузовской подготовки специалистов.
Гипотеза о том, что использование актуальной и достоверной информации об индивидуальных образовательных достижениях в целях управления и обеспечения качества довузовской подготовки специалистов приведет к повышению качества профессионального образования, если будет применен комплекс концептуальных положений, определяющих развитие систем довузовской подготовки специалистов, полностью подтверждена
Результаты исследования развития систем довузовской подготовки специалистов могут быть использованы при проведении научных изысканий и в практической деятельности при организации подготовки обучающихся в учреждениях профессионального образования, создании или модернизации систем довузовской подготовки специалистов, формировании региональных систем довузовского профессионального образования.
Цель стратегической программы развития заключается в формировании эффективной, качественной, современной образовательной системы, реализующей программы довузовской подготовки, основные профессиональные программы среднего, высшего образования, программы послевузовского и дополнительного образования.
В то же время для достижения указанной цели необходимо обеспечить решение ряда задач
1. Содержание и уровень подготовки: обеспечивать соответствие учебных планов и программ учебных дисциплин требованиям современной науки и техники, требованиям государственных образовательных стандартов по уровню и содержанию; точно реагировать на изменяющиеся внешние условия и требования и, как следствие, постоянно совершенствовать спектр реализуемых образовательных программ.
2. Качество подготовки: должно обеспечивать эффективность функционирования внутривузовской системы обеспечения качества образования; оптимизировать уровень требований, предъявляемых к абитуриентам; обеспечивать соответствие качества подготовки обучающихся и выпускников требованиям государственных образовательных стандартов; совершенствовать учебную и учебно-методическую работу, систему повышения квалификации научно-педагогических работников; создавать условия для продолжения образования по образовательным программам послевузовского и дополнительного образования, обеспечения трудоустройства выпускников, изучения рынка труда и востребованности специалистов.
3. Эффективность научной и научно-технической деятельности: обеспечивать уровень организации и эффективность научно- исследовательской работы студентов; оптимизировать объем финансирования научных исследований, приходящихся на единицу научно-педагогического персонала на уровне требований Министерства образования и науки РФ;
4. Воспитательная деятельность: создавать условия для внеучебной работы со школьниками; совершенствовать работу института кураторов; организовывать и совершенствовать профилактическую работу в школьной среде, обеспечивать правопорядок; организовать систему психологической поддержки и партнерского взаимодействия между всеми членами коллектива, прежде всего между школьниками и учителями
Миссия довузовской подготовки - обеспечение высокого профессионального уровня образования и формирование гражданских и нравственных качеств личности в условиях интеграции института в мировое образовательное, научное и информационное сообщество на основе:
- эффективной организации и высокого качества образовательного и исследовательского процессов;
- обеспечения рынка образования конкурентоспособными абитуриентами;
Список использованной литературы
1. European Association for Quality Assurance in Higher Education (ENQA): Standards and Guidelines for Quality Assurance in the European Higher Education Area.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.
3. Аргудяева Ю.В. Труд и быт молодежи. Москва, Мысль 1998.
4. Арсеньев А.С. Размышления о работе С.Л. Рубинштейна «Человек - мир» // Вопросы философии. 1993 г. - №5. с. 130-160.
5. Артюхова Ю.В. Ценности и воспитание // Педагогика 1999 г. - №4 с. 117-121.
6. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. Москва, Мысль 1976.
7. Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы). Москва, 2005 г.
8. Баранова Э.А., Шариков А.В. Массово-коммуникационные ориентации студенток педагогических учебных заведений. // Журналистика в 1997; Тезисы научно-практической конференции. М. Издательство МГУ, 1998 с. 51-53.
9. Бергенская декларация министров стран участниц Болонского процесса, 20 мая 2005 года.
10. Берлинская декларация министров стран участниц Болонского процесса, 19 сентября 2003 года.
11. Бовкун В.В. Образ жизни советской молодежи М. Высшая школа 1988.
12. Борисова Е.М., Логинова Г.П., Мдивани М.О. Диагностика управленческих способностей./ Вопросы психологии. - №2. - 1997. - С. 112-121.
13. Бурега В.В., Костина Л.Н., Можаровский В.А., Симченко Г.В. Факультет довузовской подготовки: становление, развитие, перспективы. - Донецк: ДонГАУ, 1998 - 40 с.
14. Воликова М., Шустров А. Любимый герой у старшеклассников // Воспитание школьников 1999 №3 (май-июнь) с. 47-49.
15. Волков Е.С. Зависимость ценностных ориентаций студентов от смены видов деятельности. М., 1981.
16. Выбор профессии. М. Знание 1986.
17. Гамаюнов В.Г., Можаровский В.А. Дидактика и формирование менеджера. / Материалы международной научной конференции. 30-31 октября 1997 года. - Донецк, 1997. - С. 126-127.
18. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М. Просвещение 1986.
19. ГОСТ Р 6.30-2003. «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов».
20. ГОСТ Р ИСО 9000-2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. - М.: Изд-во стандартов, 2001. - 26 с.
21. ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Системы менеджмента качества. Требования. - М.: Изд-во стандартов, 2001. - 21 с.
22. Ежова А.И. К вопросу о моделировании системы развития эстетической культуры будущего педагога средствами искусства [Текст] / А.И. Ежова // Образование и общество. - 2008. - 5. - С. 166-120.
23. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя / В.И. Загвязинский. - М.: Педагогика, 1987.
24. Залесский Г.Е. психологические вопросы формирования личности. М. Мысль 1976.
25. Залесский Г.Е. Ценностно-мотивационные аспекты деятельностной теории учения. // Вестник МГУ. Психология 1998 №2 (апрель июнь) с. 58-67.
26. Здравомыслов А.Г. Потребность. Интересы. Ценности. М. 1986.
27. Зона европейского высшего образования. Совместное заявление европейских министров образования. г. Болонья, 19 июня 1999 года.
28. Иванова Е.В. Какая школа нужна вузу. - Сб. «Актуальные проблемы совершенствования высшей школы». - СПб, 2002.
29. Иконникова С.Н. Социология о молодежи. Л., Знание 1985 с. 31.
30. К проблеме формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности. Под. ред. В.С. Мухиной. М., Мысль 1989.
31. Караковский В. Общечеловеческие ценности - основа учебно-воспитательного процесса. // Воспитание школьников 1993 №2 с. 4-7.
32. Киприянова Е. Жизненные планы, мотивы, потребности: результаты одного исследования ценностных ориентаций старшеклассников. // Экспресс-опыт 1999 - №1 (январь-июнь) с. 34-36.
33. Кирилова Н.А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старшеклассников. // Вопросы психологии 1999 №6 с. 29.
34. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М. 1984 с. 335.
35. Кон И.С. Психология ранней юности. М., Просвещение 1989.
36. Конева Е., Кукушкин В., Плаксина О. Абитуриент и профессиональная ориентация. // Высшее образование в России. - №4. - 1996. - С. 47-51
37. Концепция художественного образования в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Приложение к приказу Министерства культуры Российской Федерации от 28.12.2001 1403. Режим доступа: http://www. gnesin.ru/normativy/concept_of_art_education.htm.
38. Крапивская Л.В. Личность и ее ценностные ориентации. М. 1983.
39. Крутецкий В.А., Лухин В.С. Психология подростков. М., Просвещение 1965.
40. Кузнецов В.М. Психолого-педагогические условия формирования личности учащихся. М., 1994 с. 144.
41. Леднев В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. 2-е изд., перераб. - М.: Высшая школа, 2001. - 224 с.
42. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. М. Смысл 1992.
43. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. / И.Я. Лернер - М.: Педагогика, 1981.
44. Лисовский В.Г. Советское студенчество. М. Высшая школа 1990 г.
45. Маклаков С.В. BPWin и ERWin. CASE-средства разработки информационных систем. - 2-е изд. - М.: ДИАЛОГ-МИФИ, 2001. - 304 с.
46. Максимова О.А., Калезина Г.Р. Дифференциация ценностных ориентаций студентов. // Социс. 1999 - №6 с. 132.
47. Мангер, Т.Э. Совершенствование системы непрерывной подготовки специалистов культуры и искусства в многоуровневом вузе: монография / Т.Э. Мангер. - Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2006.
48. Маслова, Л.П. Актуальные проблемы подготовки преподавателей искусства [Электронный ресурс] / Л.П. Маслова // Сибирский учитель. Выпуск 5 (29). Сентябрь-октябрь 2003. Режим доступа: http://www.sibuch ru/
49. Маурина-С.Ю. Система управления процессом довузовской подготовки как части непрерывного образования в России, основные тенденции его развития, реформирования и рекомендации по использованию накопленного опыта работы. Дисс…канд. экон. наук. - М., 1999. - 214 с.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16