Рефераты. Управление процессом довузовского образования

p align="left">Достоверность и обоснованность результатов исследования достигнуты логической структурой построения научно-исследовательской деятельности по проектированию и диагностике учебно-воспитательного процесса; методологической обоснованностью теоретических положений; опорой на комплексно-системный, личностно-деятельностный и дифференцированный подход, обеспечивающий программно-целевую направленность в реализации поставленных задач; пролонгированным характером проведенной работы; репрезентативностью объема выборок (более 3000 обучаемых); сочетанием рангового, факторного и дисперсионного анализов; возможностью репродукции опытно-экспериментальной работы и сопоставления данных исследований с массовым педагогическим опытом и результатами работ, имеющих другую целевую установку, а также многолетним личным опытом исследователя.

Достоверность результатов исследования определяется, прежде всего согласованностью результатов исследования с основными выводами и теоретическими положениями современной педагогической науки. Существенно, что теоретические расчеты ожидаемого педагогического эффекта при формировании содержания допрофессионального физико-математического образования на основе предложенной концепции согласовывались с экспериментальными результатами исследований.

Научная новизна исследования заключается в реализации обеспечения планируемого уровня качества подготовки абитуриентов через проектирование дидактических систем довузовского образования на базе разработанных автором концептуальных технологий, в соответствии с которыми:

1. На основе системного подхода создана типология систем довузовской подготовки специалистов, позволяющая определять исходное и целевое состояния их развития.

2. Определены основополагающие принципы, тенденции и механизм развития систем довузовской подготовки специалистов, как новое применение положений педагогики, системного анализа, теории организации и социологии.

3. На основе моделей итеративного научения разработан и обоснован механизм системогенеза компетенций. Настоящий механизм расширяет систему научных знаний о многоуровневой структуре и процессе гетерохронного формирования компетенций в соответствии с логистической закономерностью интеграции элементов на основе присущей им валентности.

4. Предложен механизм интегральной довузовской подготовки выпускников учреждений образования, основанный на синтезе моделей оценки индивидуальных образовательных достижений как результатов освоения учебных модулей, защиты выпускной квалификационной работы и неформального обучения, являющийся системообразующим элементом технологии комплексной оценки индивидуальных образовательных достижений.

5. Представлена инвариантная модель технологии комплексной оценки индивидуальных образовательных достижений как система теоретических положений, описывающих упорядоченную совокупность приёмов и способов организации сложных технологических процессов: определения требований к результатам подготовки; планирования мероприятий контрольно-оценочной деятельности; подготовки организационно-технологического обеспечения; разработки и стандартизации контрольно-измерительных материалов; организации и проведения контролирующих мероприятий; обработки результатов контроля; оценки индивидуальных образовательных достижений, реализуемых в целях определения качества подготовки специалистов.

6. Впервые в системе довузовского образования разработана теория проектирования опытно-экспериментального объединения «школа - профтехучилище - техникум - вуз» на основе многоуровневой организационной интеграции учебных программ.

7. Установлены педагогические условия (направленный системный подход к проектированию системы довузовского образования; формирование содержания на основе принципов теоретических обобщений и межпредметной интеграции; интеллектуальное и коммуникативное развитие за счет использования модульных технологий; включение довузовской подготовки в систему непрерывного образования на основе преемственности, взаимодействия и развития; формирование мотивационного потенциала к будущей профессии; диагностика индивидуально-психологических особенностей учащихся, уровня их знаний и интересов) и педагогические средства обеспечения планируемого уровня подготовленности абитуриентов к обучению в вузе (перепективные и текущие рабочие программы; вариативные учебные планы, ориентированные на целевые установки - уровень интеллектуального развития, профиль специальностей; модульные технологии обучения, основанные на принципах модульности, динамичности, гибкости, метода деятельности, осознанной перспективы, паритетности, структуризации учебной информации и разносторонности методического консультирования; учебные пособия, методические рекомендации и указания; наблюдения, беседы, анкеты, тесты, эксперименты).

8. Предложена новая качественная модель подготовки абитуриентов - модульная интегративная программа, - основной целью которой является не поступление абитуриента в вуз, а его подготовка к обучению в нем.

9. Обосновано использование диагностики компетентности личностных свойств и мотивационного потенциала учащихся для определения уровня подготовленности абитуриента к обучению в вузе.

10. Доказана необходимость введения дополнительных модулей (комплексные числа, химия, культура речи) для формирования требуемого уровня готовности абитуриента к обучению в вузе.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты будут способствовать разработке вопросов повышения теоретического уровня преподавания, продвинут решение проблемы обеспечения качества подготовки абитуриентов и позволят по-новому подойти к анализу подготовки будущих студентов.

Помимо этого уточнен и дополнен понятийный аппарат теории и методики профессионального образования (механизм развития систем довузовской подготовки специалистов, валентность индивидуальных образовательных достижений, системогенез компетенций, технология комплексной оценки индивидуальных образовательных достижений и др.).

Разработанные принципы, тенденции и механизм развития систем довузовской подготовки специалистов в сочетании с их типологией являются инструментарием стратегического планирования развития контрольно-оценочной деятельности в содержательном, процессном и организационном планах.

Разработанные теоретические основы формирования и оценки компетенций, обеспечивают возможность для теоретических и эмпирических исследований и широкомасштабной практики довузовской подготовки в системе профессионального образования, в т.ч.:

механизм формирования требований к результатам освоения профессиональных образовательных программ является теоретическим базисом разработки иерархических комплексов дескрипторов компетенций и моделей оценки индивидуальных образовательных достижений;

механизм интегральной довузовской подготовки выпускников учреждений профессионального образования позволяет определять структуру технологических операций контроля и довузовской подготовки специалистов;

аналитический аппарат оценки компетенций позволяет разрабатывать методики обработки результатов контроля и оценивания индивидуальных образовательных достижений, адекватные целям профессионального образования.

Технологические основы развития систем довузовской подготовки специалистов, включающие: инвариантную модель технологии комплексной оценки индивидуальных образовательных достижений; базовые принципы и требования к организационно-технологическому обеспечению контрольно-оценочной деятельности; модель мониторинга контрольно-оценочных процедур; позволяют детализировать стратегии развития в контексте определенных принципов, тенденций и механизма.

Результаты исследований дополняют и расширяют существующие теоретические представления в области контроля и довузовской подготовки в системе профессионального образования, создают теоретическую основу и открывают перспективы для дальнейшего исследования проблем оценки и обеспечения качества профессионального образования.

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы при решении задач модернизации системы профессионального образования и формирования общероссийской системы довузовского образования.

Практическая значимость.

Реализация механизма формирования требований к результатам освоения профессиональных образовательных программ позволяет разрабатывать иерархические системы дескрипторов компетенций, способностей, знаний, умений и навыков.

Применение механизма интегральной довузовской подготовки выпускников учреждений профессионального образования позволяет без проведения эмпирических исследований получать актуальную, сопоставимую информацию о качестве подготовки в рамках освоения учебных модулей и профессиональных образовательных программ.

Применение инвариантной модели технологии комплексной оценки индивидуальных образовательных достижений позволяет специалистам учреждений профессионального образования разрабатывать и внедрять новые или модернизировать существующие технологии довузовской подготовки.

Применение организационно-методического аппарата исследований динамики социально-педагогических отношений субъектов контрольно-оценочной деятельности, позволяет определить успешность институциональных изменений, позитивные и негативные факторы реализации стратегии развития конкретных систем довузовской подготовки специалистов.

Достоверность и обоснованность научных положений и выводов исследования обеспечены:

комплексом теоретических и экспериментальных методов исследования, подтверждением выдвинутой гипотезы, корректностью постановки задач и определением концептуальных оснований их решения;

согласованностью выводов с данными других исследователей;

проведением опытно-экспериментальной работы в контролируемых условиях;

использованием разнообразных методов психолого-педагогической диагностики; позитивными результатами внедрения предлагаемой педагогической системы в практику.

непротиворечивостью логических рассуждений и обоснованностью выбранных взаимодополняющих теоретических положений с опорой на фундаментальные исследования в области системного анализа, педагогики, психологии, педагогических измерений, непараметрической статистики и квалиметрии, которые позволили разработать и обосновать теоретические основы формирования и оценки компетенций и технологические основы развития систем довузовской подготовки специалистов;

согласованностью его основных результатов с тенденциями формирования общероссийской системы довузовского образования, модернизации отечественной системы профессионального образования, отраженными в Федеральной целевой программе развития образования;

собственным многолетним опытом работы в государственных и общественных организациях системы образования;

характером и результатами опытно-экспериментальной работы, широтой охвата и апробацией на федеральном и региональном уровнях. В целом в исследованиях приняли участие свыше 3000 человек.

Первый этап - аналитический (2002-2003 гг.). На этом этапе осуществлялся анализ психолого-педагогической, философской, методической и специальной литературы по проблеме исследования; определялись основные компоненты профессиональной направленности; изучалось состояние профориентационной работы со школьниками, опыт совместной работы школы и вуза, различных структур довузовского образования по организации профильного обучения учащихся старших классов.

Второй этап - экспериментальная работа (2004-2007 гг.). На этом этапе создавалась педагогическая система профориентационной работы по обеспечению преемственности в формировании профессионального самоопределения старшеклассников и абитуриентов и профессиональной направленности студентов в условиях ВУЗа; осуществлялось экспериментальное опробование и применение разработанной педагогической системы; оценивалась ее продуктивность.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.