Рефераты. Человек в психологической науке - (лекции)

p>Научное познание природного мира строилось при помощи наблюдения и экспериментирования с объектами природы. Исследователь занимал по от ношению к объекту познания позицию извне, позицию незаинтересованного, беспристрастного субъекта. Центральное место в естествознании отводи лось индуктивному методу: достаточное количество сходных единичных наблюдений или экспериментальных данных служило основанием для утверж дения причинной связи в изучаемом объекте, условием формулирования об щего правила. Количество накопленного эмпирического материала опреде ляло основательность вывода. Содержание знания приобретало единое для всех значение. Общезначимость являлась одним из критериев естественно научного знания.

Важным способом построения знания в естествознании является гипоте за, состоящая в выдвижении предположения об устройстве объекта, с ее последующей проверкой в эксперименте. Формулирование гипотез и их пос ледующая опытная проверка составляет неотъемлемый атрибут естествозна ния. Проверяемость и воспроизводимость результатов научного исследова ния и есть критерии его истинности.

Естествознание ориентировано на выявление общих зависимостей и за конов, на построение типов, на подведение единичных случаев и фактов под общую зависимость. Единичность и индивидуальность не составляют область исследования естествознания. При построении типологии, класси фикаций, законов и т. п. широко практикуются математические, количест венные методы обработки полученных данных. Основным критерием естест веннонаучного познания служит использование полученных результатов на практике.

В своем историческом развитии естествознание претерпело радикальные перемены. Философ В. С. Степин отмечает, что классическое естествознание развилось в неклассическое, а затем и постнеклассическое. Современное естествознание ориентировано на междисциплинарные исследования; их объектом становятся уникальные системы, характеризующиеся открытостью и саморазвитием. В естествознание внесен принцип развития и историзма, оно отказывается от объяснительных схем жесткого детерминизма. Естест вознание включает ценностные факторы в состав объясняющих положений. Вместе с тем естественнонаучная парадигма сохраняет ценность объек тивно-научного знания, ориентацию на внешнее наблюдение и эксперимент, на принцип использования ("полезности") научных знаний. Основным типом деятельности ученого остается исследование, направленное на выявление законов жизни изучаемого объекта в данный момент, его "срез". Субъект познания выносится за скобки познавательной деятельности. Следование идеалам естественнонаучного познания (или "классическому идеалу рацио нальности") в науке характеризует позицию сциентизма (самоценности научного знания).

Многие современные направления в психологии исходят из позиций сциентизма. При этом естественнонаучное изучение человека, его внут реннего мира принципиально не отличается от исследования в нем природ ных явлений. Человек рассматривается как объект в ряду других объек тов. Как и объекты природы, человек ставится исследователем под конт роль и превращается в источник информации. Для получения искомых зна ний над ним совершают различного рода операции, подвергают эксперимен ту и т. п.

В процессе исследования ученый-естествоиспытатель активен: он опре деляет цели, процедуры опыта, варьирует условия, устанавливает нормы поведения испытуемого. Человек - объект в таком исследовании пассивен, он должен точно следовать данной ему инструкции, отвечать на постав ленные вопросы, информировать о психических процессах, состояниях и т. п. Он существует отстраненно от исследователя, а последний изучает его беспристрастно, с внешней позиции, строит объективное знание. Именно поэтому объективный подход к человеку с позиций естествознания не может полноценно изучать человеческую субъективность как таковую, не способен постичь индивидуальность личности, ее духовную сущность.

    Гуманитарная парадигма в науках о человеке и обществе

Буквальное значение слова "гуманитарный" - относящийся к познанию человека. Различают широкое и узкое понимание термина "гуманитарный". Широкое понимание термина вбирает в себя всю проблематику человека: его общественное бытие, культуру, самого человека. В соответствии с этим некоторые из естественных наук должны относиться к классу гумани тарных, так как они изучают человека (анатомия, медицина и т. п. ). Специальное понимание термина "гуманитарный" связано со знанием собственно человеческого в человеке, с познанием человеческой субъек тивности. Гуманитарное познание ориентировано на индивидуальность, об ращено к духовному миру человека, к его личностным ценностям и смыслам жизни.

Гуманитарная парадигма в науке представляет собой познание природы, общества, самого человека с антропологической, человековедческой пози ции; она вносит "человеческое измерение" во все сферы общественной жизни. Для нее характерно использование общих принципов при интерпре тации индивидуальных, общественных или исторических событий. Но в то же время единичное событие не рассматривается как частный случай общей закономерности, а берется в своей самоценности и автономности. Для гу манитарного познания важно постичь единичные факты как таковые. Гуманитарное знание включает в себя ценностное отношение к изучае мой действительности; объект познания оценивается с позиций нравствен ных, культурных, религиозных, эстетических и т. п. Содержание гумани тарного знания связано с вопросами смысла человеческого существования; оно предполагает переход от факта к смыслу, от вещи к ценности, от объяснения к пониманию. Гуманитарное познание представляет собой цен ностно-смысловое освоение человеческого бытия. Прибегать к ценностным оценкам явлений природы бессмысленно, так как вещи и явления природы не добры и не злы. Гуманитарное знание - это единство истины и ценнос ти, факта и смысла, сущего и должного.

Объекты гуманитарного знания - общество, человек - постоянно разви ваются во времени истории и в пространстве культуры. В отличие от ес тествознания, утверждающего единственность истины ("точность" науки), в гуманитарных науках, как правило, на одну проблему могут существо вать разные точки зрения. Понимание социальных явлений, продуктов культуры, самого человека исторически изменчиво, меняется от эпохи к эпохе. Гуманитарное познание объекта никогда не может быть окончатель ным и единственно верным. Продукты деятельности и сам человек оцени ваются новыми поколениями заново, переосмысливаются, наполняются новым значением и смыслом.

Одним из основных способов познания человека и его "второй природы" является понимание. Понимание исторического события, произведения культуры, внутреннего состояния другого человека предполагает прист растное, заинтересованное отношение субъекта познания, своеобразное его вживание в изучаемую реальность. Понимание - это не только знание, но и соучастие, сопереживание, сочувствие другому. Неотъемлемым момен том понимания является личный опыт исследователя, его нравственные, мировоззренческие установки, ценностные ориентации, его отношение к познаваемому.

Гуманитарные науки используют в познании субъектный подход. При этом подходе человек воспринимается исследователем как активный субъект общения. Исследование, по сути, принимает форму диалога двух суверенных субъектов. "Любой объект знания (в том числе человек), писал М. М. Бахтин, - может быть воспринят и познан как вещь. Но субъект как таковой не может восприниматься и изучаться как вещь, ибо как субъект он не может, оставаясь субъектом, стать безгласным, следо вательно, познание его может быть только диалогическим".

При диалоговом общении исследователя и испытуемого происходит изме нение, развитие субъектов общения. Эта особенность отличает гуманитар ное познание от естественнонаучного, при котором объект изучения ос тается тождественным себе на всем отрезке исследования. С этим связана ограниченность в применении количественных методов при изучении гума нитарной сферы.

Гуманитарная парадигма, субъектный подход совершенно необходимы в человековедческих сферах и особенно в педагогической деятельности. От ношение педагога к ученику как к объекту обучения и воспитания делает педагогический процесс бездетным и безличным. В рамках такой педагоги ки становится невозможным понимание человеческой субъективности и пол ноценное развитие человеческого в человеке.

Различие естественнонаучного и гуманитарного подходов в науке от четливо проявилось в психологии. Уже в конце XIX в. обозначилась не адекватность методологии естествознания в психологическом познании че ловека, что позволило В. Дильтею противопоставить друг другу объясняю щую и понимающую психологии.

    Различение объяснительной и описательной психологии

Проблемы познания сложного мира душевной жизни человека, его психо логической организации, постижение человека в целостности и уникаль ности В. Дильтей обсуждает с позиций различения объяснительной (естест веннонаучной, атомистической) и описательной (понимающей) психологии. Объяснительная и описательная психологии демонстрируют два принци пиально отличных подхода к человеку.

Объяснительная психология ориентируется на требования и познава тельные средства естествознания и стремится "объяснить уклад душевного мира с его составными частями, силами и законами точно так, как химия и физика объясняют строение мира телесного". Она стремится подчинить явления душевной жизни причинной связи, взяв за основу ограниченное число исходных психических элементов (ощущения, чувства). Из этих эле ментов конструируется вся душевная жизнь человека. Высшие душевные процессы сводятся к элементарным ассоциациям и процессам. Такая психо логия представляет собой "учение о душе без души", она неспособна про никнуть в духовную ценность человека, понять человеческую индивидуаль ность.

Описательная психология, согласно В. Дильтею, строится на противопо ложных основаниях. Она исходит из непосредственной данности субъекту внутреннего опыта, который изначально представляет собой живую связь и целостность. Поэтому для описательной психологии гипотезы как предпо ложения о связи частей в целом не имеют определяющего значения. Если природу мы объясняем, то душевную жизнь понимаем. Предметом описатель ной психологии "должны являться развитой человек и полнота готовой ду шевной жизни. Последняя должна быть понята, описана и анализирована во всей целостности ее".

Постижение целостности душевной жизни возможно посредством внутрен него восприятия, мысленного абстрагирования, различения, приравнива ния, установления степеней различия, обобщения и других логических приемов. Важной особенностью постижения душевных состояний является его неразрывная связь с переживанием. В переживании представлены про цессы всего душевного склада человека, каждый отдельный процесс под держивается в переживании всей целостностью душевной жизни. Связь, в которой отдельный процесс находится в себе самом и со всем целым, принадлежит непосредственному опыту. В понимании мы исходим из связи целого, данного нам в переживании, и отдельного, единичного. Посредством внутреннего постижения мы различаем ценность отдельных процессов для целостной душевной связи, отделяем существенное от несу щественного.

Понимающая психология не отвергает методов традиционной, объясняю щей психологии. "Психология, - пишет В. Дильтей, - соединяет восприятие и самонаблюдение, постижение других людей, сравнительный метод, экспе римент, изучение аномальных явлений. Она пытается сквозь многие входы проникнуть в душевную жизнь. Весьма важным дополнением к этим мето дам.... является пользование предметными продуктами психической жизни. В языке, в мифах, в литературе и искусстве, во всех исторических действованиях вообще мы видим перед собой как бы объективированную психическую жизнь". Но при анализе душевной жизни описательная психо логия исходит из изначальной связи психических явлений, из прижизненно приобретенного целостного внутреннего опыта человека.

    Естественнонаучная и гуманитарная парадигмы
    в психологии и ее методах

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.