В условиях достаточно яркого освещения в работу включаются колбоч ки, аппарат палочек выключается. При слабой освещенности в работу включаются только палочки. (Вот почему при сумеречном освещении мы не различаем хроматические цвета, т. е. цветовую окраску предметов. ) Зрительный анализатор имеет исключительно высокую чувствительность. Для возникновения едва заметного светового ощущения достаточно нес кольких квантов световой энергии.
Корковой частью зрительного анализатора является 17-е поле затылоч ной области коры головного мозга, которая построена по экранному прин ципу, т. е. разные точки сетчатки имеют проекцию в разных точках коры. Здесь же имеются нервные клетки, объединяющие зрительные возбуждения. Для зрительных возбуждений характерна некоторая инертность. Это яв ляется причиной возникновения последовательных образов - сохранения следа светового раздражения после прекращения воздействия светового раздражителя. (Вот почему мы не замечаем перерывов между кадрами кино фильма. Они оказываются заполненными следами от предшествующего кад ра. )
Люди с ослабленным аппаратом колбочек плохо различают хроматические цвета (этот недостаток, описанный английским физиком Дальтоном, назы вается дальтонизмом). Ослабление работы аппарата палочек затрудняет видение предметов в сумеречном освещении (этот недостаток называется куриной слепотой).
Резкая смена освещенности понижает зрительную чувствительность. На больших расстояниях лучше всего воспринимаются черные объекты на жел том фоне. Цветовая однотипность, как и резкие цветовые контрасты, утомляет зрение.
Наиболее благоприятно гармоничное сочетание цветов. Для рабочей обстановки предпочтительна мягкость тонов, небольшая цветовая насыщен ность.
При различении объектов цветовое их сходство может привести к зат руднению их дифференцирования. Предметы одного цвета могут быть оши бочно отнесены к однородной группе объектов.
Для наилучшего цветового различения оптимальны объекты с угловой величиной 1-3 град.
Слуховые ощущения. Звуковые волны, действующие на слуховой рецеп тор, представляют собой сгущения и разряжения воздуха в результате ко лебания издающих звуки предметов. Эти колебания концентрируются наруж ным ухом и через слуховой проход воздействуют на барабанную перепонку. Колебания барабанной перепонки передаются через систему косточек среднего уха (наковальню, молоточек и стремечко) во внутреннее ухо, в котором находится улитка (спиральное костное образование). Улитка за полнена жидкостью. В результате периодических колебаний воздуха возни кают колебательные движения жидкости в улитке. Эти колебания и воздей ствуют на слуховой рецептор - орган Корти. Основной частью этого орга на является мембрана, состоящая из 24 тыс. волокон. Длина этих волокон возрастает от основания улитки к вершине. Предполагается, что эти во локна отвечают на внешние звуковые воздействия по принципу резонанса. Резонирующее колебание того или иного волокна трансформируется в нерв ный импульс, который соответствующим образом интерпретируется в височ ной области коры головного мозга. Слуховые ощущения отражают высоту, силу и тембр звука. Высота звука определяется числом колебаний источ ника звука в 1 с. (1 колебание в секунду измеряется в Гц). Орган слуха чувствителен к звукам в пределах от 20 до 20 тыс. колебаний в секунду. Но наибольшая слуховая чувствительность лежит в пределах 2000 - 3000 Гц (это высота звука, соответствующая крику испуганной женщины). За верхним порогом звуковой чувствительостение в психологию развития. М. , 1994. Гл. II. Ярошевский М. Г. История психологии. М. , 1985. Гл. 10-14. т 1/20 полутона
(т. е. различается до 20 промежуточных ступеней между звуками, издавае мыми двумя соседними клавишами рояля). Интенсивость слухового ощущения - громкость - зависит от интенсивности звука, т. е. от амплитуды коле бания источника звука и от высоты звука.
Порог слухового ощущения отдельного человека значительно изменяется в зависимости от различных обстоятельств на протяжении небольшого про межутка времени (в пределах 5 дБ). С возрастом происходит понижение чувствительности к звукам высокой частоты.
Кожные ощущения. Кожные ощущения подразделяются на тактильные (ощу щение прикосновения и давления), ощущение боли, ощущение тепла и ощу щение холода. Каждый из этих видов кожных ощущений имеет свои рецепторы Тактильные ощущения - ощущения прикосновения и давления.
Тактильные рецепторы наиболее многочисленны на кончиках пальцев и языка. Если на спине две точки прикосновения воспринимаются раздельно лишь на расстоянии 5 см, то на кончике пальцев и языка они восприни маются как раздельные на расстоянии 1 мм.
В коре головного мозга наиболее широко представлены рецепторы паль цев рук (это связано со значением рук в труде человека).
Температурные ощущения возникают от раздражения терморецепторов ко жи. Существуют отдельные рецепторы для ощущения тепла и холода. По по верхности тела эти рецепторы располагаются неравномерно, в одних мес тах больше, в других меньше. Например, к холоду и боли наиболее чувст вительна кожа спины и шеи, а к горячему - кончики пальцев и языка. Различные участки кожного покрова имеют разную температуру. Болевые ощущения вызываются механическими, температурными и хими ческими воздействиями, которые достигают интенсивности, способной к разрушению организма. Болевые ощущения в значительной мере связаны с подкорковыми центрами, которые регулируются корой головного мозга. Они поддаются в некоторой степени торможению через вторую сигнальную сис тему.
Присущая данному участку кожи температура является физиологическим нулем. Ощущение тепла или холода возникает в зависимости от соотноше ния температуры воздействия с постоянной температурой данного участка кожи.
Обонятельные ощущения. Обонятельные ощущения возникают в результате раздражения частицами пахучих веществ, находящихся в воздухе, слизис той оболочки носовой полости. где находятся обонятельные клетки. Кор ковые центры обонятельного анализаторароцессе восприятия и понимания человека человеком важную роль
играют установки, приводящие к возникновению различных социально-пси хологических эффектов. Более всего исследованы три из них: эффект ореола, эффект новизны (или первичности), эффект стереотипизации. Эффект ореола заключается в том, что информация, получаемая о ка ком-то человеке, "прочитывается" определенным образом, она наклады вается на то представление о нем, которое было создано заранее. Ранее выработанное представление выполняет роль ореола, мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия. Эффект ореола ярко проявляется при формировании первого впечатления о человеке: об щее благоприятное впечатление о нем приводит к позитивным оценкам и его неизвестных качеств. И наоборот, общее неблагоприятное впечатление способствует преобладанию негативных оценок.
В психологии было установлено, что эффект ореола наиболее явно про является тогда, когда воспринимающий имеет минимальную информацию об объекте восприятия, а также когда суждения касаются моральных качеств. С этим эффектом тесно связаны и эффекты первичности и новизны. Оба они касаются значимости определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем. Эффект первичности проявляется в том, что при восприятии незнакомого человека преобладает та информация о нем, которая предъявлялась раньше. Напротив, в ситуа циях восприятия знакомого человека действует эффект новизны, который заключается в том, что последняя, т. е. более новая, информация оказы вается наиболее значимой.
В более широком плане все эти эффекты можно рассматривать как про явления особого процесса, сопровождающего восприятие человека челове ком, - явления стереотипизации. Стереотип - это некоторый устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются в общении как средством "сокращения" процесса узнавания. Стереотипы в общении имеют специфические происхождение и смысл. Как правило, они возникают в условиях ограниченного прошлого опыта, при стремлении строить выводы на основе ограниченной информации.
Стереотипизация в процессе познания людьми друг друга может привес ти к двум различным следствиям. В первом случае, это приводит к опре деленному упрощению процесса познания другого человека. В этом случае стереотип не обязательно несет на себе оценочную нагрузку: в восприя тии другого человека не происходит "сдвига" в cтopoну егo эмоциональ ного принятия или непринятия. Остается просто упрощенный подход, кото рый, хотя и не способствует точности построения образа другого, зас тавляет заменить его часто штампом, но тем не менее в определенном смысле необходим, поскольку помогает сокращать процесс познания. Во втором случае стереотипизация приводит к возникновению предубеж дения. Если суждение строится на основе прошлого опыта, а опыт этот был негативным, всякое новое восприятие представителя той же самой группы окрашивается неприязнью.
Предубеждения особенно отрицательно проявляются в жизни, когда мо гут нанести серьезный вред взаимоотношению людей между собой. Особенно распространенными являются этнические стереотипы, когда на основе ог раниченной информации об отдельных представителях каких-либо этничес ких групп строятся предвзятые выводы относительно всей группы. Способы воздействия в процессе общения
Общение включает в себя определенные способы воздействия индивидов друг на друга; основные из них - это заражение, внушение, подражание. Заражение - это бессознательная, невольная подверженность индивида определенным психическим состояниям. Заражение выступает как форма спонтанно проявляющегося внутреннего механизма поведения человека. Ме ханизм социально-психологического заражения сводится к эффекту много кратного взаимного усиления эмоциональных воздействий общающихся между собой людей.
Особой ситуацией, в которой усиливается воздействие через зараже ние, является ситуация паники. Паника возникает в массе людей как оп ределенное эмоциональное состояние. Непосредственной причиной паники является появление какого-либо известия, способного вызвать своеобраз ный шок.
Внушение есть целенаправленное, неаргументированное воздействие од ного человека на другого или на группу. При внушении осуществляется воздействие на другого, основанное на некритическом восприятии сообще ния или информации.
В отличие от заражения, которое носит, как правило, невербальный характер (танцы, игры, музыка, эмоции и т. п. ), внушение носит, напро тив, вербальный характер, т. е. осуществляется посредством речевого со общения. С особой силой внушение действует на лиц впечатлительных и вместе с тем не обладающих достаточно развитой способностью к самос тоятельному логическому мышлению, не имеющих твердых жизненных принци пов и убеждений, неуверенных в себе.
Подражание как способ воздействия проявляется в следовании какому либо примеру, образцу посредством его воспроизведения. Особое значение подражание имеет в процессе психического развития человека. Психологическое самообразование Вопросы для обсуждения и размышления
1. Философ Э. В. Ильенков утверждает, что "личность и возникает тогда, когда индивид начинает самостоятельно, как субъект, осуществлять внеш нюю деятельность по нормам и эталонам, заданным ему извне - той куль турой, в лоне которой он просыпается к человеческой жизни, к челове ческой деятельности".
Как категория "деятельность" связывает между собой понятия "инди вид", "субъект", "личность", с одной стороны, и понятия "норма", "эта лон", "культура" - с другой?
2. Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский пишет: "Корень всех трудностей и неудач на уроках в подавляющем большинстве случаев кроется в забве нии учителем того, что урок - это совместный труд детей и педагога, что успех этого труда определяется в первую очередь теми взаимоотноше ниями, которые складываются между преподавателями и учащимися". Можно ли полагать, что в структуру взаимоотношений школьников в классе входят связи и отношения школьников и педагогов?
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62