Рефераты. Человек в психологической науке - (лекции)

p>Различение В. Дильтеем объяснительной и описательной психологии не потеряло своей актуальности. Проблема методов и способов познания че ловеческой субъективности активно обсуждается в психологии и не имеет общезначимого решения. Характеризуя ситуацию в этой области, Б. С. Бра тусь пишет: "Достаточно часто психологу приходится слышать от специа листов других областей, прежде всего естественно-технических, что пси хология вовсе не наука, поскольку не располагает строгими объективны ми методами исследования. Когда же психология стремится к формализации методов и достигает известного уровня этой формализации, то сразу по являются обвинения - на этот раз со стороны представителей гуманитар ных областей, - которые говорят о принципиальной невозможности одноз начного определения человеческой личности. Но дело не ограничивается критикой извне, по сути та же борьба, борьба двух подходов: одного стремящегося к формализации, другого - выступающего принципиально про тив таковой, происходит и в самой психологии".

Определенно можно сказать, что ориентация на естествознание, на объективность, на измерение и эксперимент как на идеал научности в отечественной психологии является преобладающей. Советская психология развивалась как академическая, сциентистская дисциплина. В последние годы в рамках психологической практики начала оформляться гуманисти ческая психология. Осознана необходимость создания особой психотехни ческой теории, т. е. теории, обосновывающей человековедческую, психоло гическую практикуй. По сути, это означает создание гуманитарной психо логии как альтернативы естественнонаучной академической психологии. Следует ли оценивать естественнонаучную парадигму в психологии нега тивно и вслед за этим отрицать использование ее методов в исследовании человека? Может ли психология объективно, извне исследовать (опреде лять, измерять, объяснять) человеческую субъективность, которая изна чально не имеет масштаба, находится в постоянном изменении, в разви тии? Ответы на поставленные вопросы предполагают ответ на главный воп рос: что такое человек по своей психологической сути?

С философско-мировоззренческой точки зрения человек - существо без мерное, а это значит, что познать окончательно его невозможно, его нельзя описать единой формулой и к этому не нужно стремиться. С психо логической точки зрения человек - существо многомерное, т. е. он имеет различные проявления. Различным проявлениям человека адекватны различ ные методы. Основатель понимающей психологии В. Дильтей не отрицал воз можностей использования в ней методов объяснительной психологии, но указывал на их ограниченность в познании высших уровней человеческой реальности.

Продуктивное решение проблемы изучения психологии человека предло жил Б. С. Братусь. По его мнению, необходимо различать человека как без мерное существо и личность как способ организации человеческой сущнос ти. Предметом же психологического исследования следует сделать не го товые, сложившиеся свойства личности, а механизмы их формирования, становления. Полученные данные "могут стать одновременно и объективны ми, и не противоречащими трансцендирующей, изменяющейся природе чело века, ибо в такого рода исследованиях мы будем стремиться фиксировать, овеществлять, ставить границы и определять масштабы не развития чело века как такового, которое не имеет фиксированной, заранее установлен ной границы и масштаба, но психологическим механизмам, путям, которые опосредствуют это развитие, существенно влияя на его ход и направле ние". Вместе с тем нужно отметить, что в определенных ситуациях возни кает необходимость выявления как раз сложившихся свойств личности. В частности, диагностика хода психического развития школьников нацелена на определение уровня его развития (сложившихся форм психики); практи ческое значение такого объективного исследования личности школьника заключается в оценке соответствия достигнутого им уровня возрастному нормативу, оно ориентирует педагога в оценке эффективности его дея тельности.

В заключение целесообразно классифицировать методы психологии на три группы: методы объяснительной (естественнонаучной, академической) психологии, методы описательной (гуманитарной, понимающей) психологии, методы практической психологии, или психотерапевтической практики. Та кое различение методов находится в соответствии с их назначением и познавательными возможностями.

    Методы объяснительной (естественнонаучной) психологии

Объективное познание субъективной реальности. Объективные методы психологии

Каковы возможности объективного познания субъективности? Какие существуют способы объективного познания психологии человека?

    Объективное познание субъективной реальности

Основное требование естественнонаучной парадигмы в науке - объек тивность исследования, т. е. получение достоверных, надежных, однознач но понимаемых данных.

Объективное изучение человеческой субъективности предполагает ис следование таких ее реалий, которые выражены во внешнем поведении, за печатлены в продуктах деятельности человека, проявляются в общении и во взаимоотношениях его с другими. Возможно ли в принципе по внешним фактам поведения человека судить о его внутреннем мире? Как связаны между собой внутренние, субъективные, идеальные явления и внешние, чувственно данные, материальные процессы?

Такого вопроса для бихевиористов, обосновавших использование объек тивного метода в психологии, не стояло. Объектом исследования они сде лали поведение, доступное внешнему наблюдению. Достаточно было зафик сировать из внешней позиции систему реакций индивида, установить выз вавшие их стимулы, чтобы объяснить поведение человека. Для поведенчес кой психологии этого было вполне достаточно. Не было необходимости объяснять поведение человека или животного внутренними причинами - об разами, мыслительными конструкциями, потребностями и мотивами и т. п. Наш жизненный опыт, знания житейской психологии говорят о том, что мы можем по внешним проявлениям поведения человека - жестам, мимике, по ходке, интонациям, особенностям дыхания, действиям, поступкам и т. п. судить о внутренних причинах, их вызвавших, о психологических состоя ниях, намерениях. Систематическое наблюдение повторяющихся форм пове дения у данного человека дает основание для заключения о наличии у не го определенных черт характера, интересов, склонностей, способностей и т. п. Иначе говоря, на уровне житейской психологии не существует дилем мы, можно или нельзя по фактам поведения судить о явлениях субъектив ного мира. Здесь ответ однозначно положителен.

Научная психология также утвердительно отвечает на этот вопрос. Но отвечает языком понятий. Бихевиоризм предложил свой вариант ответа всю психологию он свел к системе внешних поведенческих реакций, сделав ненужными внутренние процессы. В рамках отечественной психологии был предложен другой ответ, сформулированный на основе принципа единства сознания и деятельности. В соответствии с этим принципом психика, соз нание человека изучается в единстве внутренних и внешних проявлений. "Взаимосвязь психики и поведения, сознания и деятельности в ее конк ретных, от ступени к ступени и от момента к моменту изменяющихся фор мах является не только объектом, но и средством психологического ис следования, опорной базой всей методики".

Вся сложность реализации принципа единства сознания и деятельности в исследовании заключается в установлении характера связи и отношения внутренних процессов и внешних проявлений. Отношение между ними не данность, но всегда заданность, а потому оно должно быть специально исследовано. "Общая задача всех методов объективного психологического исследования заключается в том, чтобы адекватно выявить это отношение и, таким образом, по внешнему протеканию акта определить его внутрен нюю психологическую природу". Таким образом, методологической основой объективного метода в психологии является принцип единства сознания и деятельности, а областью применения объективного метода является взаи мосвязь внешних и внутренних проявлений психологии человека.

    Объективные методы психологии

Основными исследовательскими методами в психологии - как и в ес тествознании в целом - являются наблюдение и эксперимент. В психологии каждый из этих общих методов выступает в различных формах; существуют разные виды наблюдения и эксперимента. К специфическим научно-исследо вательским методам психологии относятся методы тестирования, опроса, анализа продуктов деятельности. Широкое применение в психологии нашли также методы математического моделирования, статистический анализ и др.

Метод наблюдения - это преднамеренное, систематическое и целенап равленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последую щего анализа и объяснения. Объективное наблюдение в психологии направ лено не на внешние действия сами по себе, а на их психологическое со держание; здесь внешняя сторона деятельности лишь исходный материал наблюдения, который должен получить свою психологическую интерпретацию и быть осмыслен в рамках определенной теории.

Успешность наблюдения и объяснения его результатов в конечном счете зависит от состояния знаний в исследуемой области. На основе опреде ленного понимания природы изучаемого явления выдвигается гипотеза о его зависимости от конкретных факторов, от их проявления во внешнем поведении. Гипотеза проверяется в ходе наблюдения и может подтверж даться, уточняться, опровергаться. "Научно плодотворным объективное наблюдение становится постольку, поскольку оно связано с установлением и проверкой гипотез".

Наблюдение как научный метод должно отвечать ряду требований. Оно должно быть избирательным, т. е. исходить из четко поставленной цели, выделять определенный фрагмент изучаемой реальности. Наблюдение должно быть плановым и систематическим, т. е. строиться на основе плана и про водиться на протяжении определенного периода времени. Важно как можно более подробно зафиксировать изучаемое поведение, т. е. необходима пол нота наблюдения,

Объективность метода наблюдения повышается, если исследователь ис пользует технические средства, например видеомагнитофон. В таком наб людении исследователь целиком занимает позицию извне, а то и вовсе устраняется из ситуации. Не случайно идеальным вариантом метода наблю дения в психологии считалось наблюдение с использованием "зеркала Ге зелла", пропускающего свет в одну сторону: исследователь мог видеть все происходящее, сам оставаясь невидимым. Подобного же эффекта можно достичь с использованием видеомагнитофона. Иначе говоря, ставится спе циальная задача добиться эффекта отсутствия исследователя, сделать так, чтобы испытуемые не знали, что за ними наблюдают, и вели себя ес тественно, как в обычных условиях.

Принципиальная трудность объективного наблюдения в психологии свя зана с однозначностью понимания, истолкования, объяснения внешних фак торов поведения в психологических понятиях. На результатах наблюдения в существенной степени сказывается уровень опыта и квалификация наблю дателя. Иначе говоря, внешнее наблюдение может быть объективным в от ношении систематической и полной регистрации поведенческих фактов, но субъективным при их психологическом истолковании. Отмеченную трудность можно преодолеть путем использования других объективных методов психо логии.

В педагогической практике метод внешнего наблюдения в чистом виде учитель использует редко. Педагогическая деятельность исключает пози цию извне, позицию беспристрастного объективного и незаинтересованного наблюдателя. Вместе с тем в процессе деятельности педагог подмечает те или иные особенности поведения школьников, по внешним проявлениям су дит о психологических причинах, об эмоциональном состоянии, особеннос тях восприятия и понимания материала, затруднениях и т. п. Стремление фиксировать в ходе деятельности психологические особенности учащихся, пытаться их осмыслить, использовать в своей работе приводит к формиро ванию у педагога важного профессионального качества - наблюдательнос ти.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.