Рефераты. Человек в психологической науке - (лекции)

p>В группах танцевальной терапии танец служит коммуникацией посредст вом движения. Назначение танцевальной терапии многопланово: использо вание возможностей тела для повышения физического и эмоционального здоровья, повышение самооценки путем развития более положительного об раза тела, совершенствование посредством группового опыта социальных умений, в первую очередь коммуникативных, терапевтическое освобождение сдерживаемых чувств, приобретение опыта групповой работы. Танцевальный терапевт создает в группе благоприятную эмоциональную среду для иссле дования себя и других и работает над отражением спонтанных движений членов группы и расширением репертуара движений. Терапевт применяет специальные упражнения на расслабление, дыхание, размещение, управле ние и движение в пространстве. Фундаментальным для танцевальной тера пии являются взаимоотношения между телом и разумом, спонтанными движе ниями и сознанием, а также убежденность в том, что движение отражает личность.

Терапия искусством как метод основывается на предположении, что внутренние переживания, трудности, конфликты человека имеют представи тельство на образном, символическом уровне и могут получить выражение в изобразительном искусстве: рисовании, лепке, аппликации и т. п. Тера пия искусством незаменима для пациентов, у которых затруднено словес ное выражение мыслей и чувств в общении с терапевтом, она может слу жить способом освобождения от конфликтов и сильных переживаний, средством развития внимания к чувствам, усиления ощущения собственной личностной ценности и повышения художественной компетентности. Группы тренинга умений основываются на поведенческой терапии и нап равлены на обучение приспособительным умениям, полезным при столкнове ниях со сложными жизненными ситуациями. Терапевты имеют дело непосред ственно с поведенческими проблемами и не касаются внутренних, психоло гических причин неуспешного поведения. Целью групп тренинга умений яв ляется развитие такого поведения, которое рассматривается как жела тельное либо членом группы, либо обществом в целом. Группы стараются помочь участникам выработать и развить важнейшие эмоциональные и меж личностные умения.

К видам умений, которым обучают в группах, относятся: управление тревогой, планирование карьеры, принятие решений, родительские функ ции, коммуникативные умения и тренинг уверенности в себе.

Особое место в психотерапии занимает логотерапия, созданная авст рийским психологом и терапевтом В. Франклом. Его терапия основана на убеждении, что фундаментальной потребностью человека является потреб ность в смысле жизни. Поиск смысла жизни, реализация смысла жизни яв ляется признаком подлинно человеческого бытия. Отсутствие смысла жизни порождает у человека состояние, которое В. Франкл называет экзистен циальным вакуумом. В таком состоянии человек ощущает бесцельность своего существования, скуку, испытывает тяжелые переживания. Логотера пия есть терапия смыслом жизни. Логотерапевт не может сообщить челове ку его смысл жизни. Каждый человек должен сам найти, отыскать его. Ло готерапия ставит целью расширение возможностей клиентов видеть спектр смыслов, которые может содержать в себе любая ситуация. Основной ме тод, которым пользуется логотерапевт, - метод диалога. С его помощью он побуждает пациента к открытию уникального личного смысла жизни.

    Психологическое самообразование
    Вопросы для обсуждения и размышления

1. Задачей физики является построение физической картины мира, биоло гии - биологической и т. д. Следовательно, психология как наука должна быть нацелена на построение психологической картины мира. Что, на ваш взгляд, включает в себя понятие "психологическая картина мира"? Как может быть вписан в эту картину человек?

2. Должна ли психология при исследовании человеческой субъективности стремиться к точности, доказательности, объективности получаемых зна ний? Как бы вы пояснили словосочетание "точность психологического ис следования"?

3. И. П. Павлов писал о методе так: "Метод - самая первая, основная вещь. От метода, от способа действия зависит вся серьезность исследо вания. Все дело в хорошем методе. При хорошем методе и не очень та лантливый человек может сделать много. А при плохом методе и гениаль ный человек будет работать впустую и не получит ценных, точных данных. Только ли относительно исследовательских методов справедливо данное высказывание?

Противостоят ли друг другу методы объяснительной, описательной и практической психологии? Возможно ли их взаимодополнение? Определите области, сферы их преимущественного использования.

4. Какие психологические методы могут наиболее широко использоваться педагогом в школе и в каких целях?

    Литература для чтения
    Ассаджиоли Р. Психосинтез. М. , 1994.
    Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М. , 1979.
    Братусь Б. С. Аномалии личности. М. , 1988. Гл. III.

Василюк Ф. Е. От психологической практики к психотехнической тео рии // Моск. психотер. журнал. 1992. №1.

Выготский Л. С. По поводу статьи К. Коффки "Самонаблюдение и метод пси хологии". Вместо предисловия: Инструментальный метод и психоло гии // Собр. соч. : В 6 т. М. , 1982. T. I. С. 98-108.

    Гадамер Х. -Г. Истина и метод. М. , 1988. Часть 1.
    Годфруа Ж. Что такое психология. М. , 1992. T. I. Гл. 3.

Гуманитарное знание. Сущность и функции // Под ред. Г. А. Подкорытова. СПб. , 1991.

    Джемс У. Психология. М. , 1991. Гл. 1.
    Дильтей В. Описательная психология. М... 1924.

Дильтей В. "Понимающая психология" // Хрестоматия по истории психоло гии. М. , 1980.

Естественно-научное и социогуманитарное знание: методологиче ские аспекты шаимодействия. Л... 1990.

Забродин 10. М... Похилько В. И. Теоретические истоки и назначение репер туарных личностных методик. Предисловие к кн. Ф. Франселла, Д. Баннис тер. Новый метод исследования личности. М. 1987. С. 5-26.

Кольев А. Ф. Психологическое консультирование: опыт диалогической ин терпретации // Вопр. психологии. 1990. №3.

Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. , 1975. Гл. 1. Ольшанский В. Б. Практическая психология для учителей. М. , 1994. Розин В. М. Психология и культурное развитие человека. М. , 1994. Гл. 1. __3-4.

Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. М. , 1990.

Соколова Е. Т. К проблеме психотерапии пограничных личностных расст ройств // Вопр. психологии. 1995. №2.

Степин B. C. Научная рациональность в гуманистическом измерении // О человеческом в человеке. М. , 1991.

Шпрангер Э. Два вида психологии // Хрестоматия по истории психологии. М. , 1980.

Эткинд А. М. Психология практическая и академическая: расхождения ког нитивных структур внутри профессионального сознания // Вопр. психоло гии. 1987. №6.

    ОНТОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Описание психологической многомерности человека, различных образов человеческой субъективности предполагает предварительное выяснение вопроса о способе жизни (бытия, существования) человека, об условиях и предпосылках становления его внутреннего мира.

Зафиксируем первое достаточно очевидное, но фундаментальное основа ние онтологии человека: ребенок рождается и живет в системе реально практических, хотя и разнородных связей с другими людьми (первоначаль но - с матерью, затем - с близкими, впоследствии - с дальними). Усили вая эту мысль, можно постулировать: нигде и никогда мы не можем уви деть человека до и вне его связи с другими - он всегда существует и развивается в сообществе и через сообщество. Случаи его социальной изолированности и обособленности подтверждают это правило - в своем крайнем выражении они просто гибельны для человека.

Другое, эмпирически легко обнаруживаемое обстоятельство, состоит в том, что человек есть существо сознательное и деятельное. Сознательная деятельность есть форма бытия и способ существования человека. С. Л. Ру бинштейн писал: "Наличие сознания и действия есть фундаментальная ха рактеристика человеческого существования в мире".

Но человек живет также и общественной жизнью, значит, человеческая деятельность - это совместная деятельность, в ходе которой люди всту пают в общение и взаимодействие друг с другом. Совместный характер де ятельности вынуждает индивидов обмениваться информацией, согласовывать индивидуальные цели и планы действий, подчинять их общим задачам, до биваться взаимопонимания.

Совместность (общение и взаимодействие с другими), деятельность, сознание составляют онтологические основания человеческого способа жизни. Эти основания взаимополагают друг друга, но не сводимы одно к другому, каждое из них имеет специфическое содержание. Деятельность с самого начала предполагает сознание в качестве своего необходимого мо мента (например, постановка цели), а сознание, в свою очередь, предпо лагает в качестве своей предпосылки социальную связь (в частности, сознание немыслимо без языка, а язык - изначально социальное явление). Таким образом, все три стороны целостной человеческой реальности (субъективности) или способа бытия человека (общность, деятельность, сознание) являются здесь одновременно и следствиями, и предпосылками. На ранних этапах как фило-, так и онтогенеза этот способ нерасчленен: здесь все во всем. А потому и психологический анализ должен изн чайьно быть ориентирован на целостность человеческого способа бытия или типа жизнедеятельности.

    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОБЩЕНИЕ КАК СПОСОБЫ
    СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
    Деятельностное бытие человека

Многомерность категории "деятельность". Философское определение деятельности. Деятельностный подход в психологии

Однозначно ли понятие деятельности? В чем специфика философского и психологического изучения деятельности?

    ьности по переработке,

хранению и использованию информации. Когнитивная психология ввела в арсенал психологической науки такие термины, как информация, перера ботка, кодирование, подпрограмма, когнитивная карта и др. Однако пред лагаемые ею объяснительные модели когнитивных процессов далеки от ре альной жизни человека. "Изучение процессов переработки информации, пишет теоретик когнитивной психологии У. Найссер, - становится все бо лее распространенным и престижным, однако оно пока еще не связано с такой теорией человеческой природы, которая могла бы найти себе приме нение за пределами лаборатории".

Когнитивная психология фактически сводит сложный мир человека к его упрощенным моделям. Характерной в этом отношении является точка зрения одного из основоположников когнитивного направления в психологии Г. Саймона, согласно которой "человек в качестве поведенческой системы так же прост, как и муравей. Кажущаяся сложность его развертывающегося во времени поведения отражает в основном сложность окружающей среды".

    Общественно-историческая и деятельностная сущность
    человеческой психики в советской психологии

Советская психология представляла собой развитую, сложно расчленен ную систему научных представлений о психическом. Охватить единой фор мулой советскую психологию невозможно: внутри ее существуют свои нап равления и научные школы, она дифференцирована в многочисленных струк турных отраслях. Различия в научных школах касаются принципиальных вопросов предмета и метода психологии, воззрений на ее фундаментальные проблемы и подходы к их решению.

Советская психология имела единую философско-методологическую и ми ровоззренческую основу - марксизм. Начиная с 20-х гг. она строилась как марксистская, материалистическая психология. Видный представитель советской психологии А. Н. Леонтьев писал: "Методологическому плюрализму советские психологи противопоставили единую марксистско-ленинскую ме тодологию, позволяющую проникнуть в действительную природу психики, сознания человека". Существо марксистского подхода к пониманию психо логии человека сводилось к утверждению общественно-исторической и со циальной сущности человека и к обоснованию деятельностного способа его существования.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.