Рефераты. Человек в психологической науке - (лекции)

p>Присущая данному участку кожи температура является физиологическим нулем. Ощущение тепла или холода возникает в зависимости от соотноше ния температуры воздействия с постоянной температурой данного участка кожи.

Обонятельные ощущения. Обонятельные ощущения возникают в результате раздражения частицами пахучих веществ, находящихся в воздухе, слизис той оболочки носовой полости. где находятся обонятельные клетки. Кор ковые центры обонятельного анализатораихология. Попытка свести науку о человеческой

психологии к этнопсихологии, к психологии народов и рас, совершенно неправомерна, так как в ней не рассматривается субъективность конкрет ного человека.

Помимо этого, некогда единая психология разделилась на большое чис ло отдельных отраслей психологического знания. Целостная по сути пси хология человека дробится тем самым на множество отдельных психологий для специфических условий жизнедеятельности человека. Например, инже нерная психология исследует психические особенности взаимодействия че ловека с техникой, социальная психология изучает механизмы взаимодей ствия людей в социальных структурах и т. д. Из этих "психологий" трудно вычленить некий инвариант, невозможно составить общее представление о действительной психологии человека.

Существует необходимость создания особой дисциплины, изучающей пси хологию человека в ее специфике, ориентированной на понимание сущност ных психологических характеристик человека. Такой важнейшей характе ристикой является внутренняя жизнь человека, его субъективный мир, ко торый и должен стать предметом нового направления - психологической антропологии. Освоение такой дисциплины должно дать возможность пони мания реального индивида как в различных жизненных ситуациях, так и в совместной деятельности.

    Психологическая антропология
    в системе дисциплин педагогической антропологии

Как уже отмечалось выше, главный вопрос педагогической антропологии - это вопрос о сущности человека, путях, средствах и сфере ее станов ления. Такой важнейшей сферой несомненно является образование - всеоб щая форма человеческого способа жизни. Как и любая другая сфера об щественной жизни (экономика, политика, право, медицина, искусство и др. ), образование предполагает научное обоснование, т. е. рефлексию ус ловий, особенностей, устройства, закономерностей и тенденций функцио нирования и изменения основных компонентов образовательной сферы. Научное обеспечение образования реализуется комплексом дисциплин. К числу основных относятся философия, культурология, социология, этно графия, история, психология, физиология и др. Включаясь в исследование сферы образования, перечисленные дисциплины расширяют предметную об ласть своей науки проблемами образования. Возникают новые разделы или отрасли знания, например философия образования, социология образова ния, история образования.

Главное место в новой системе антропологически ориентированных наук об образовании должно принадлежать психологии. В педагогической антро пологии эта мысль высказывалась неоднократно. Значение психологии сос тоит в том, что она дает педагогу знания о деятельности, сознании, личности человека, о закономерностях, стадиях, феноменологии его раз вития, о встрече поколений в образовательном процессе, о специфике пе дагогического руководства развитием детей, подростков, юношей. Психологическое образование педагога должно быть поэтому максималь но содержательным и профессионально ориентированным. Здесь психология является составной частью педагогической антропологии. Базу психологи ческого образования педагога должны составить учебные дисциплины пред лагаемого нами курса: "Введение в психологию субъективности", "Разви тие субъективности в онтогенезе", "Становление субъективности в обра зовании". В совокупности эти дисциплины и составляют курс "Основы пси хологической антропологии" - как системы общего психологического обра зования педагогов. Базовый компонент психологического образования в педвузе может быть дополнен психологическими дисциплинами по профилю специальности и по ступеням педагогического образования.

"Основы психологической антропологии" могут стать обоснованием ди дактики и методики как технологии и техники обучения, воспитания и формирования сознания и способностей школьников. Технология в образо вании - это рефлексия и осознание общих принципов и способов работы педагога во всех процессах образования. Методика в образовании - это описание конкретных приемов, способов, техник педагогической деятель ности в отдельных образовательных процессах - то, что К. Д. Ушинский на зывал "собранием правил воспитательной деятельности".

    Психологическое самообразование
    Вопросы для обсуждения и размышления

1. Как вы думаете, почему знание о человеке не приобрело столь же об щего признания и уважения, как знание о природе и обществе? 2. Представьте себе, что создан институт комплексного человекознания. Какие специалисты могли бы работать в этом институте? Как бы они сот рудничали друг с другом?

3. Можно ли согласиться с утверждением, что "педагогика - это приклад ная психология"? Можете ли вы найти аргументы "за" и "против" такого утверждения?

4. Синонимичен ли ряд: антропологическая психология, психологическая антропология, психология человека? Есть ли специфические смысловые от тенки в каждом из понятий?

    Литература для чтения

Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М. ,1977. Гл. 1. Велик А. А. Психологическая антропология - поиски синтеза в науках о человеке // Сов. этнография. 1990. №6.

    Леви-Стросс К. Структурная антропология. М. , 1985.

Мир философии: Книга для чтения. М. , 1991. 4. 2. Раздел 5. "Человек и его место в мире".

О человеческом в человеке. М. , 1991. Раздел 1. "Человек в системе сов ременного научного знания".

Розин В. М. Психология и культурное развитие человека. М. , 1994. Гл. 1. _1.

Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М. , 1987. Пролог; Гл. III. Мысль. Ушинский К...Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии // Пед. соч. : В 6 т. М. , 1990. Т. 5. Предисловие. Шелер М. Положение человека в Космосе // Проблема человека в западной философии. М. , 1988.

    ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ
    Житейская и научная психология о человеке

Феноменология внутреннего мира человека. Внутренний мир человека в житейской психологии. Различия житейской и научной психологии Каждый человек вне изучения психологической науки имеет представле ние о человеческой психологии, владеет знаниями житейской психологии. В чем же отличие знаний житейской психологии от понятий научной психо логии? Почему педагогу необходима научная психология человека?

    Феноменология внутреннего мира человека

Внутренний мир называют также субъективным, подчеркивая тем самым его принадлежность конкретному субъекту, так как воспринимает, мыслит, переживает всегда определенный человек.

Существует еще одно обозначение внутреннего, субъективного мира че ловека - психологический мир. Все эти понятия в данном контексте яв ляются синонимами. В обыденной жизни для обозначения реальности внут реннего мира пользуются также понятием "душевная жизнь человека". Ду шевная жизнь человека или его внутренний (субъективный) мир - это спе цифическая область науки психологии.

Для осознающего себя человека наличие внутренней жизни - первичная и самоочевидная реальность. Мысли о внешнем мире, переживание событий своей жизни, самоощущение, внутреннее чувство выступают для человека прямым и непосредственным доказательством его существования в мире. Например, знаменитое "Cogito erqo sum" французского философа Р. Декарта указывает, что мышление - единственный критерий достоверности собст венного существования.

Мир явлений внутренней жизни человека чрезвычайно богат и многооб разен. В своем сознании человек хранит образы мира, в котором он жи вет, он имеет представление об окружающем, понимает и объясняет при родный и социальный миры. Иначе говоря, человек имеет мировоззрение, картину мира и образ самого себя (образ Я) в этом мире.

Но образ мира у человека отличается от образа мира, созданного в естествознании и обществоведении. И не потому, что у данного индивида он несравнимо менее полон, менее адекватен и расчленен. Человеческие образы, представления и мысли, по выражению психолога А. Н. Леонтьева, пристрастны, они пронизаны эмоциями, чувствами, переживаниями. В выра жении "субъективный мир человека" имеется еще один оттенок: человечес кое восприятие внешнего мира - это живое, эмоционально окрашенное вос приятие, которое зависит от имеющихся у субъекта желаний, настроений, нередко приводящих к искажению истинной картины мира. Невозможно пред ставить себе человека, лишенного чувств и переживаний. Наш внутренний опыт учит, что предметы, не вызывающие эмоционального отклика в нашей душе, оставляют нас равнодушными, воспринимаются как внешний фон. В психиатрии описано состояние пациентов, образно названное "эмо циональной тупостью". Оно проявляется в том, что больные не испытывают никаких желаний и чувств. Когда больные представлены сами себе, то они бездеятельны, безразличны, безвольны: не предпринимают по собственной инициативе никаких действий, в том числе по удовлетворению своих орга нических потребностей.

Именно наличие высших чувств - стыда, раскаяния, совести, любви и т. д. - отличает человека от животного. Интересно, что пристрастность разума человека стала непреодолимой преградой на пути создания искус ственного интеллекта, воспроизводящего мышление человека. "Умные" ма шины могут многое: быстро считать, перебирать множество вариантов и находить оптимальные, реализовать сложнейшие программы, но они неспо собны чувствовать и переживать.

Но разум и чувства не исчерпывают всего внутреннего мира человека. Человек мыслит и действует ради чего-то; одно и то же событие может глубоко затронуть его чувства, а может оставить равнодушным. Есть еще один пласт нашей душевной жизни, который объясняет сложность челове ческого поведения, - это область человеческих желаний, стремлений, на мерений, интересов, потребностей. Мы всегда чего-то хотим и к чему-то стремимся. Потребности, интересы, идеалы составляют движущие силы че ловеческого поведения, активность его устремлений.

Внутренняя жизнь человека осознанна. Человек отдает себе отчет о своих мыслях, чувствах, целях, поступках. В сознательном волевом пове дении он осуществляет власть над собой, подчиняет одни мотивы другим, ставит должное выше желаемого. В сознании человека представлены другие люди, он сам, его место в сообществе.

Но человек сталкивается и с такими действиями, о которых он не мо жет дать себе ясного отчета, движущие причины которых не представлены в его самосознании. Психологический мир человека включает в себя и бессознательные явления. К их числу относятся влечения, автоматизмы, привычки, интуиция. Каждый из нас в той или иной мере задумывался над действиями, побудительная причина которых нам недостаточно ясна. Все отмеченные выше явления составляют психологическое содержание жизни человека. Каждый из психических процессов вносит свой вклад в богатство внутреннего мира, определяет специфику проявлений человечес кой субъективности.

Психологический мир отдельного человека уникален и неповторим, он дан ему в непосредственном опыте переживаний. Внутренняя жизнь есть то, что пережито человеком, что составляет его личный субъективный опыт. Но, может быть, психологический мир замкнут в себе, является лишь совокупностью явлений сознания, не видимых другим? Тогда опытом чего является внутренняя жизнь человека? Откуда он возникает? Как складывается человеческая субъективность?

    Внутренний мир человека в житейской психологии

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.