Рефераты. Государство - (лекции)

p>Понятие "гражданское общество", как правило, используется в coi тавлении с понятием "государство". По замечанию немецкого право И. Изензее, "государство существует в виде того, что противостоит об ству". "Государство" и "гражданское общество" представляют собой п
    112

тия, отражающие различные стороны жизни общества, противостоящие друг другу. Гражданское общество предстает в виде социального, экономического, культурного пространства, в котором взаимодействуют свободные индивиды, реализующие частные интересы и осуществляющие индивидуальный выбор. Напротив, государство представляет собой пространство тотально регламентированных взаимоотношений политически организованных субъектов: государственных структур и примыкающих к ним политических партий, групп давления и т. п.

Гражданское общество и государство взаимодополняют друг друга и зависят одно от другого. Без зрелого гражданского общества не представляется возможным построение правового демократического государства, , поскольку именно сознательные свободные граждане способны создавать наиболее рациональные формы человеческого общежития.

Таким образом, если гражданское общество выступает прочным опо-средующим звеном между свободным индивидом и централизованной государственной волей, то государство призвано противодействовать дезинтеграции, хаосу, кризису, упадку и обеспечивать условия для реализации прав и свобод автономной личности. Разделение гражданского общества и государства достаточно условно, это делается для того, чтобы понять механизмы общественной жизни, степень свободы и несвободы индивидов, уровень политического развития.

    Гражданское общество: подходы в науке

В политической науке существует несколько подходов в интерпретации гражданского общества. Либеральная трактовка гражданского общества восходит к временам Т. Гоббса (1588 - 1679) и Дж. Лота (1632 - 1704). Понятие "гражданское общество" было введено ими для отражения исторического развития человеческого общества, перехода человека от природного к цивилизованному существованию. Человек в "диком", "природном" состоянии, не знающий ни цивилизации, ни государства, развивался в хаосе всеобщей взаимной вражды и непрерывных войн. Естественному, догосударственному состоянию общества противопоставлялось цивилизованное общество как воплощение порядка и гражданских отношений. Так, Т. Гоббс считал возможным достижение такого состояния при наличии государства. Он писал: "Вне государства - владычество страстей, война, страх, бедность, мерзость, одиночество, варварство, дикость, _ невежество; в государстве владычество разума, безопасность, богатство, благопристойность, изысканность, знание и благосклонность".

Основоположник либерализма Дж. Локк впервые поставил личность выше общества и государства, а свободу - выше других ценностей. Свобода понималась им как свобода от вмешательства извне, со стороны государства. Будучи разумными, люди, по мнению Дж. Локка, заключают между собой общественный договор, то есть создают гражданское общество. Оно форми

    113

рует ряд защитных структур, которые располагаются между индивидом и государством. Основой свободы индивида, гарантией его политической самостоятельности, по Дж. Локку, является частная собственность. Позитивно-либеральная концепция гражданского общества представлена немецким философом Г. Гегелем (1770 -1830), который рассматривал гражданское общество как совокупность индивидов, удовлетворяющих с помощью труда свои повседневные потребности. Основой гражданского общества он считал частную собственность. Однако не гражданское общество являлось, по Г. Гегелю, движущей силой исторического прогресса, а государство. Примат государства по отношению к гражданскому обществу был связан с тем, что, как считал Г. Гегель, основой развития всего и вся выступает "мировой дух", "Абсолютная идея". Именно государство есть воплощение "мирового духа", а гражданское общество "инобытие" Духа-Идеи.

Государство, по мнению философа, олицетворяет все добродетели. Оно - наиболее совершенное воплощение мировой саморазвивающейся идеи, самое могучее проявление человеческой личности, всеобщности политического, материального и духовного начал. Государство защищает человека от случайностей, обеспечивает справедливость и реализует всеобщность интересов.

Гражданское общество и индивид подчинены государству, ибо именно государство интегрирует отдельные группы и индивидов в органичную целостность, задавая смысл их жизнедеятельности. Согласно Г. Гегелю, опасность существования всеобъемлющего государства состоит в том, что оно поглощает гражданское общество и не стремится гарантировать гражданам их права и свободы. Марксистская трактовка отвергает тезис Г. Гегеля о первичности государства по отношению к гражданскому обществу. К. Маркс (1818 - 1883) рассматривал последнее как фундамент существования всего человеческого сообщества, а жизнедеятельность индивидов - как решающий фактор исторического развития. Это вытекало из материалистического понимания истории, согласно которому эволюция общества является результатом эволюции материальных условий жизни. К. Маркс рассматривал гражданское общество как совокупность материальных отношений индивидов, общественную организацию, развивающуюся непосредственно из производства и общения. Совокупность экономических, производственных отношений индивидов (отношения, в которые вступают индивиды между собой в процессе производства) и соответствующие им производительные силы (средства производства, рабочая сила и объекты приложения труда) составляют экономический базис общества.

В свою очередь, экономический базис обусловливает надстройку - политические институты (в том числе государство), право, мораль, религию, искусство и т. п. Государство и политика являются отражением производственных отношений. 114

Следуя тезису о зависимости надстройки от базиса, К. ' Маркс считал государство инструментом политического господства класса, обладающего собственностью на средства производства и его результаты. Поэтому буржуазное государство он рассматривал как механизм реализации и защиты интересов экономически господствующего класса - класса собственников: промышленников, финансистов, землевладельцев и т. п. В таком государстве гражданами оказываются имущие классы и социальные слои. Буржуазное государство, реализуя волю экономически господствующего класса, препятствует свободному развитию всех индивидов, поглощает или чрезмерно регулирует гражданское общество.

Преодолеть разрыв между гражданским обществом и государством, по мнению К. Маркса, можно путем создания нового типа общества - коммунистического общества без государства, то есть такого общества, которое полностью становится гражданским и устраняет необходимость выделять это понятие особо. Коммунизм это "царство свободы", как называли его основоположники марксизма. В нем, писал К. Маркс, "никто не ограничен исключительным кругом деятельности, а каждый может совершенствовать себя в любой деятельности"; в нем человек рассматривается не как средство, а как цель общественного развития. Поэтому проблема противостояния государства и гражданского общества при коммунизме потеряет всякий смысл.

Социал-демократическая концепция в подходе к гражданскому обществу основана на признании политики его сердцевиной, хотя сама политика с помощью властных отношений пронизывает общественную жизнь, формирует облик гражданского общества, оказывает стабилизирующее воздействие на него.

Государство должно, по мнению немецкого ученого первой половины XX в. И. Шумпетера (1883 - 1950), участвовать в обеспечении функционирования гражданских институтов, гарантировать, чтобы они управлялись демократически и. одна часть гражданского общества не превращалась в экспансионистскую силу, разрушающую все, а рынок не подчинял себе общество. Поэтому сторонники социал-демократического направления предполагали обязательным государственное регулирование экономических, социальных и иных процессов, введение гарантий прожиточного минимума, страхования.

§ 2. Структура гражданского общества и предпосылки его возникновения Традиционное и гражданское общество: соотношение

    и признаки

Исторически гражданское общество пришло на смену традиционному (рабовладельческому и феодальному, сословно-кастовому) обществу. В таком обществе основным субъектом являются сословия, кланы, клас

    115

сы, а государство практически совпадало с имущими классами и было обособлено от основной массы населения.

В традиционных обществах древнего мира и особенно средних веков социальное неравенство было выражено и закреплено в праве. Господствующая социальная группа была организована в государство, которое поддерживало сословные границы и охраняло привилегии высших сословий, - от их имени и осуществлялась власть. В сословных обществах государство регламентировало многие стороны экономической, хозяйственной, бытовой, религиозной, духовной жизни.

Гражданское общество по своему историческому происхождению и по своей сути является буржуазным, отрицающим сословно-кастовое деление предшествовавших ему обществ. Основу гражданского общества составляет свободный индивид. Обособление гражданского общества от государства происходило в процессе ликвидации сословного неравенства и "разгосударствления" общественных отношений. Начало этому процессу положило формирование представительных органов власти, которые стали выступать от имени всего населения. Для этого было законодательно признано юридическое равенство людей на основе наделения их правами и свободами. Замена сословного неравенства всеобщим юридическим равенством определила качественно новое социальное положение личности. Теперь индивиды, независимо от их социального происхождения и имущественного положения, были признаны свободными и полноправными участниками общественной жизни. Наиболее существенной экономической предпосылкой свободы индивида явился институт частной собственности, который способствовал формированию развитого гражданского самосознания. Конечно, юриди-'ческое равенство не предполагает фактического равенства, а означает всего лишь равенство возможностей. Однако это создавало определенные условия для проявления талантов и способностей личности. Реальное функционирование гражданского общества началось с принятия Биллей о правах в Англии (1689), США (1789 - 1791) и Декларации прав человека и гражданина во Франции (1789).

    Структура гражданского общества

В современной политико-правовой науке гражданское общество рассматривается как сложная и многоуровневая система невластных связей и структур. Гражданское общество включает всю совокупность межличностных отношений, которые развиваются вне рамок и без вмешательства государства, а также разветвленную систему независимых от государства общественных институтов, реализующих повседневные индивидуальные и коллективные потребности. Поскольку повседневные интересы граждан неравнозначны, то и сферы гражданского общества имеют определенную соподчиненность, которую условно можно выразить следующим образом. 116

Базовые человеческие потребности в пище, одежде, жилье и т. п. , обеспечивающие жизнедеятельность индивидов, удовлетворяют производственные отношения и составляют первый уровень межличностных взаимосвязей. Эти потребности реализуются через такие общественные институты, как профессиональные, потребительские и иные объединения и ассоциации.

Потребности в продолжении рода, здоровье, воспитании детей, духовном совершенствовании и вере, информации, общении, сексе и т. п. реализует комплекс социокультурных отношений, включающий семейно-брачные, религиозные, этические и иные взаимодействия. Они образуют второй уровень межличностных взаимосвязей. Потребности данного уровня удовлетворяются в рамках таких институтов, как семья, церковь, образовательные и научные учреждения, творческие союзы, спортивные общества и т. п.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.