В основе рабовладельческого государства лежал принцип частной собственности рабовладельца на средства производства, включая и рабов, которых считали "говорящим орудием труда".
\ Например, все население в афинском государстве в период правления Солона t (VI в. до н. э. ) было разделено на 4 разряда по имущественному цензу. Самые богатые и с доходом в 500 медимнов зерна (медимн - мера сыпучих тел, равная приблизительно ;
В отличие от рабовладельческого феодальное государство функционировало на принципах сословной иерархии, то есть отношений господства и подчинения (низших сословий высшим), а также зависимости властных полномочий сословий от размера феодальной собственности . на землю.
Ток, французское общество в IX в. состояло из феодалов и феодально-зависимого крестьянства (сервов и вилланов). Господствующий класс феодалов был неоднороден.
'. Высший слой феодального класса составляли герцоги и графы. Они были вассалами (от лат. vassollus - слуга) первой ступени - французского короля. Герцоги и графы получали землю от сюзерена (от фр. suzerain - верховный сеньор территории), то есть от короля, и несли в отношении его определенные повинности: они были обязаны участвовать в военных походах короля в течение 40 дней, заседать в суде и совете сеньора, оказывать денежную поддержку сеньору, например выкупать его из плена, если тот был схвачен неприятелем. Вассалами второй ступени были баронь. Они получали землю от герцогов и графов. Далее следовали мелкие дворяне - рыцари, бывшие васса
; лами баронов. Б основе вассалитета лежал принцип наделения землей. Исходя из признака принадлежности государственной власти экономически господствующему классу логика развития государства, согласно данному подходу, представляет собой процесс последовательной смены одного типа государства другим: рабовладельческий -> феодальный -> буржуазный -> социалистический. Достоинством данной типологии является четкое выделение классового характера государства.
Однако подобная классификация слабо учитывает значение общесоци-альпых функций государства как механизма выражения и согласований интересов всего общества. Кроме того, не всякая государственная власть имеет четко выраженный классовый характер.
_ Например, государственная власть во времена второй империи во Франции - это >. правление Луи Бонапарта (1852 - 1870) - вообще не опиралась на какой-то класс, а "' скорее лавировала между классами и сословиями французского общества.
Еще сложнее выявить классовый характер государственной власти в , обществах, где классов пока еще нет. Это характерно для развивающихся 87
стран Азии, Африки, Латинской Америки. Там часто правит какая-то узкая группа гражданских или военных лиц, опирающаяся на традиции, религию, армию. И еще один недостаток рассматриваемой типологии: не во всех странах был рабовладельческий строй и, соответственно, рабовладельческое государство. Например, восточные славяне перешли от первобытнообщинного' строя к феодализму сразу, минуя рабовладельческую стадию развития.
Другая типология государств - она называется цивилизационная1 - основана на учете в развитии государства не экономического фактора - формы собственности, а культуры: системы ценностей (коллективизм или индивидуализм, свобода или равенство), мировоззрения, моральных норм, стандартов поведения. Они могут поощрять или блокировать развитие государства.
В этом случае выделяют восточный и западный типы государства, а также древние, средневековые и современные государства. Они различаются господствующими в них системами ценностей, представлениями о мире, идеалами, на которых основаны государства и его институты. Однако поскольку критерии выделения самих цивилизации в силу различных подходов к пониманию культуры слишком размыты, то непросто бывает определить конкретные типы государства. Авторы данной классификации чаще всего в описании процесса исторического развития государства возвращаются к его классовой характеристике.
Соотношение государства и общества как критерий типологии государств Недостатки изложенных выше классификаций типов государства в основном обусловлены недооценкой его общесоциальной роли. Эта роль проявляется в том, в какой мере государство учитывает интересы всего общества, конкретной личности и способствует их реализации, то есть выступает в качестве механизма реализации общезначимых интересов. В зависимости от характера взаимоотношений государства и общества, то есть от того, кто кому служит - государство обществу или наоборот, различают полицейское государство, правовое государство и социальное государство.
Общество представляет собой взаимодействие людей, преследующих свои частные интересы. Эти интересы различны, иногда противоположны, поэтому часто сталкиваются друг с другом. Потребность в согласовании частных и групповых интересов и на их основе выражение всерб-щего интереса привели к созданию государства. Оно выступает политической организацией общества, непосредственно не совпадающей с населением и состоящей из системы учреждений государственной власти,
'Цивилизация (от лат. civilis - гражданский, государственный) - ступень общественного развития, обусловленная зрелостью материальной и духовной культуры. - 88
административного аппарата (чиновников) и принудительных учреждений (полиция, суд, карательные органы, вооруженные силы).
Следовательно, государство является политической формой существования общества, а содержание этой формы определяет само общество. Однако характер взаимодействия государства и общества на протяжении истории человечества не был простым.
В древности государство создавалось людьми для общего блага: обуздания собственного животного эгоизма и страха, защиты от внешних врагов, обеспечения правопорядка и личной безопасности, организации производственной деятельности человека. Но постепенно государственный аппарат - особый слой людей, занятых управлением (как это было в _ странах Востока), или класс богатых собственников (на Западе) - начинает использовать государственную власть для удовлетворения групповых интересов. Государство отождествляется с организованным меньшинством собственников или управленцев, которое подавляет бесправное большинство. Их узкоклассовый интерес выдается за всеобщий, а благо государства провозглашается целью общественного развития. Государство в лице монарха, императора в этом случае выступало в роли господина, дарующего своим гражданам некоторые права и свободы. Всесилие государственной власти опиралось на ее божественное происхождение. Этот тип государства можно, назвать полицейским. Он существовал долгое время в странах Востока, государствах Западной Европы. Переход в XVII - XVIII вв. общественного сознания от религиозного к светскому позволил снять покрывало святости с власти монарха. Государство перестали рассматривать как результат божественного промысла, а стали понимать как договор свободных граждан, создающих его для удовлетворения общезначимых потребностей.
В качестве главной задачи создаваемого общественного договора выдвигается гарантирование естественных прав человека: права на жизнь, свободу, собственность, стремление к счастью, принадлежащие ему в силу факта рождения. Буржуазные революции XVII - XVIII вв. в Англии. США и Франции стали воплощать идею правого государства в жмзнь.
Однако лишь наличие зрелого гражданского общества (то есть сообщества свободных личностей, способных самостоятельно, без вмешательства государства соблюдать разумные формы человеческого общежития, которые не ущемляют индивидуальности) смогло на практике превратить государство в средство удовлетворения интересов всего общества.
Сегодня социальный прогресс зависит не только от государства, но и от развитого гражданского общества, которое является его реальной основой. Как справедливо отмечал лауреат Нобелевской премии американский экономист М. Фридмен: "Общество таково, каким его делаем мы сами.... Только от нас зависит создание такого общества, которое охраняет и расширяет свободу человеческой личности, не допускает чрезмерного расширения власти государства и следит за тем, чтобы правительство оставалось слугой народа и не превращалось в его хозяина". 89
Однако провозглашение в правовых государствах принципов индивидуальной свободы, равенства всех перед законом, невмешательства государства в дела общества не привело к всеобщему благополучию, не остановило роста нищеты и конфликтности в обществе. Надежды на то, что эти принципы в условиях рыночного хозяйства автоматически приведут к процветанию в промышленно развитых странах, не сбылись.
Это было связано с тем, что правовое государство взяло на себя только функции "ночного сторожа", то есть обеспечение физической безопасности, правопорядка и индивидуальной свободы и не вмешивалось в экономическую и социальную сферы. Однако рынок (с его конкуренцией) привел к концентрации ресурсов и богатства у имущих классов и отсутствию достойных условий жизни у большей части общества, что вызвало потребность в сглаживании фактического неравенства путем проведения государством активной социальной политики.
Социальное государство стремится обеспечить каждому человеку достойные условия существования путем распределения материальных и духовных благ на основе принципов социальной справедливости. Социальное государство берет на себя заботу и ответственность за развитие общества, поощряя при этом повышение эффективности производства, индивидуальную ответственность, частную собственность, конкуренцию. Достойные условия человеческого существования, равные возможности участия населения в управлении производством, государством стали реальностью лишь в 60-е гг. XX в. в развитых странах. § 2. Типы государств Полицейское государство: понятие и признаки
Полицейское государство представляет собой один из наиболее распространенных прежде типов государства. Его разновидностями могут быть названы восточные деспотии, европейские абсолютные монархии (XV - XVIII вв. ), тоталитарные государства XX в. в Германии, Италии, Испании, Португалии, Японии, СССР. Необходимость создания полицейского государства была основана на тезисе о неспособности народа самостоятельно организовать свою жизнь и достичь счастья. Таким организующим началом становится государство в лице императора, монарха, вождя, главной задачей которого является обеспечение блага народа. "Нация во Франции, - отмечал король Людовик XIV, - не составляет самостоятельного тела, она целиком заключается в особе короля". Одяако всеобщее счастье и благополучие можно достичь лишь благодаря жесткой регламентации всех сфер деятельности человека, определению того, что ему следует делать и от чего следует воздержаться, что является злом. "Народу, - по мнению немецкого императора Фридриха Великого (1152 -1190), - как больному ребенку, следует указывать, что ему есть и пить".
В осуществлении столь благородной цели как счастье народа считались все средства хороши. Для ее достижения устанавливалась всеобъем 90
люшдя опека чиновничества и полиции над всем населением. Описывая работу такого государства, французский историк А. Токвиль замечал: "Чтобы всем руководить в Париже.... необходимо было изобрести тысячи способов контроля. Размеры переписки уже громадны, а медленность административной процедуры так велика, что я никогда не встречал случая, когда приход получал бы разрешение починить колокольню или дом священника раньше, чем через год после подачи просьбы". Государство вторгалось в частную жизнь граждан, контролируя ее. Так, в Пруссии (XVIII в. ) закон предписывал, как следует изготовлять товары, определял время работы и торговли, где должна стоять лампа в гумне и доме, сколько бутылок вина допустимо выпить во время крестьянского застолья, какое приданное должно быть дано новобрачной и т. д. Тайная полиция отправляла на смерть тысячи людей без суда и следствия, шпионство и доносы носили массовый характер. Деятельность полицейского государства не регулировалась правовыми нормами, она определялась целесообразностью, то есть тем, что было выгодно королю и его приближенным. Так, уже при Людовике XIV широко использовались открытые бланки, содержащие формальный приказ об аресте, подписанный королем. Распоряжались ими высшие сановники. Достаточно было написать на бланке фамилию конкретного человека, чтобы обречь его на бессрочное тюремное заключение. Власть чиновничества была настолько могущественна, а личность была настолько бесправна, что человек превращался в "винтик государственного механизма", в его неотъемлемую часть и не мог существовать самостоятельно. По мнению одного из теоретиков полицейского государства Ж. -Ж. Руссо, "если кто-либо откажется подчиняться общей воле, то он будет к этому принужден всем организмом (то есть государством), а это означает не что иное, как то, что его силой принудят быть свободным".
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12