Рефераты. Государство - (лекции)

p>Следовательно, полицейское государство характеризуется чрезмерным развитием карательной функции, которую осуществляет разветвленная система государственного насилия: армия, органы охраны правопорядка и безопасности, тюрьмы.

Наибольшего развития теория полицейского государства нашла в практике тоталитарных режимов. Тоталитарное государство является разновидностью полицейского, оно возникло в 30-е гг. XX в. Сущность тоталитарного государства можно выразить словами лидера итальянских фашистов Б. Муссолини: "Все в государстве, ничего вне государства, ничего против государства". Иначе говоря, ничто человеческое не существует само по себе, еще в меньшей степени оно обладает какой-либо ценностью вне государства.

Установление "тотального государства" (которое контролирует все: мысли, чувства, действия и поступки людей, организаций) возможно в обществе, которое раздирают постоянная борьба и конфликты, экономические кризисы и нестабильность, где существует угроза распада целостности государства, опасность его завоевания соседями.

    91

В этих условиях происходит концентрация всей полноты государственной власти в руках лидера (вождя), которого рассматривают как спасителя нации. Под этим предлогом запрещаются все политические партии, кроме правящей, распускается парламент, отменяются статьи, гарантирующие права человека. Характерной чертой "тотального государства" является массовый террор в отношении политических противников режима и всех несогласных с ним. Так, если в Италии при Муссолини (в 1927 - 1933 гг. ) по политическим мотивам было вынесено 329 смертных приговоров, то в Германии при Гитлере (с 1933 по 1939 г. ) - уже 10 тысяч.

Несмотря на отрицательные черты, полицейское государство создает предпосылки для перехода к правовому, что особенно характерно для периода феодальной раздробленности. Прежде всего, это выражается в утверждении единства и целостности государственной власти, в преодолении политической и экономической нестабильности.

    Правовое государство: понятие и признаки

Догадки о том, что государственная власть не должна иметь неограниченный характер, что ее всесилие следует ограничить правом, высказывались еще в древности. Так, древнегреческий философ Платон писал: "Я вижу гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон - владыка над правителями, а они - его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги". Однако идея связанности государства правом получает последовательное развитие лишь в XVII - XVIII вв. в трудах европейских мыслителей. В период господства в Европе абсолютистских монархий формировалась теория правового государства, ставшая полной противоположностью идеи полицейского государства. Теория правового государства исходит из идеи естественных, неотчуждаемых прав, прис щих каждому человеку от рождения и включающих право на жизнь, свободу, собственность, безопасность и сопротивление угнетению. В целях обеспечения каждому человеку в равной мере возможности пользоваться своими естественными правами люди создают государство путем общественного договора. Тем самым подчеркивается первичность интересов и прав человека над государством. Среди естественных прав английский философ Дж. Локк особо выделял право собственности: "Великой и главной целью объединения людей в государства и передачи ими себя под власть правительства является сохранение ими собственности".

Право собственности включает право владения имуществом, защиту его от произвольных поборов и конфискаций со стороны государства, равенство всех видов собственности, свободу приобретения собственности и распоряжения ею. Не менее значимо право на жизнь. Оно не сводится только к гарантиям физического существования и личной безопасности, но включает право на

    92

достойную жизнь, право каждого "быть господином самому себе", свобод-_ но избирать жизненные цели и достигать их.

Третьим из классических естественных прав является право на свободу. проявляющееся в свободе действовать в пределах, которые не нарушают прав других людей. В этом случае люди должны следовать правилу: "разрешено все, что не запрещено законом".

Наряду с признаками, присущими любому государству (публичная власть, территория, государственный суверенитет и т. п. ), правовое государство обладает рядом специфических черт.

Во-первых, правовое государство отличает полная гарантированность и незыблемость прав и свобод граждан. Это выражается в том, что правовое государство признает за личностью определенную сферу свободы, куда государство не вмешивается. В этом случае государство действует согласно правилу: "Все, что не дозволено власти, ей запрещено". Прежде всего это . касается личных прав граждан: тайна переписки и телефонных переговоров, свобода передвижения, право на личную неприкосновенность и т. п.

В случае нарушения государством данных прав личность имеет право на их судебную защиту. Конечно, гарантированность целого ряда прав, например таких как право на труд, образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение, зависит от экономических возможностей государства и часто является не реальной, а декларируемой.

Во-вторых, реальность прав и свобод обусловлена тем, что взаимоотношения личности и власти в правовом государстве строятся на основе идеи народного суверенитета. Он означает, что только народ является источником государственной власти. Если правительство перестает выражать волю общества, то народ вправе сместить его.

"Источник всякого суверенитета, - говорится во французской Декларации прав человека и гражданина (26 августа 1798 года), - зиждется.... в нации. Никакая совокупность лиц, никакое отдельное лицо не могут осуществлять власть, которая явно не исходила бы от нации". Иначе говоря, государственная власть находится на службе у общества, которое обладает правом формирования правительства для реализации своих естественных прав.

В-третьих, средством обеспечения прав и свобод граждан является принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Один из авторов теории разделения властей французский мыслитель Ж. Л. Монтескье так обосновывал его необходимость: "Если власть законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что этот монарх или сенат станет создавать тиранические законы для того, чтобы тиранически применять их. Не будет свободы и в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной. Если она соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судья будет законодателем. Если судебная власть 93

соединена с исполнительной, то судья получит возможность стать угнетателем". Согласно этому принципу, законодательная власть (парламент) принимает законы, исполнительная (правительство) - обеспечивает их реализацию, а судебная власть - контролирует правомерность принятия законов и точность их исполнения... В-четвертых, правовое государство характеризуется верховенством права во всех сферах, жизни. Это касается деятельности государства, его учреждений, которые осуществляют свои функции в границах требований норм права. Кроме этого, гарантией организации жизни и деятельности людей на началах равенства и справедливости также является право. Граждане соизмеряют свои поступки с правилом: "все, что не запрещено, то разрешено".

В-пятых, взаимная ответственность государства и личности. Эта ответственность носит правовой характер, поскольку, принимая законы, государство определяет меру свободы личности и границы собственного вмешательства в действия -граждан. Тем самым государство берет на себя , обязательство обеспечить справедливость в отношениях с каждым гражданином. Обязательность закона для государства, его органов, должностных лиц должна исключать административный произвол, игнорирование нужд общества, личности. Однако и личность ответственна перед государством, если нарушает предписание правовых норм и в отношении ее применяется государственное принуждение.

    Социальное государство: понятие и признаки

Социальное государство - это новый этап в развитии государства, который стал возможным при наличии у государства достаточных ресурсов, чтобы обеспечить реальную ответственность за судьбу общества, каждого гражданина. Социальное государство представляет собой та. :ой тип государства, которое стремится создать каждому гражданину максимально благоприятные условия существования, реализации своих индивидуальных талантов и способностей, обеспечить высокий уровень социальной защищенности.

Конечно, немногие государства на земле могут быть отнесены к социальным, а лишь те, где у большинства населения имеется высокий уровень жизни, душевого потребления товаров и услуг. Например, к социальным государствам могут быть отнесены Швеция, Норвегия, Япония, Швейцария, ФРГ и др.

    Среди признаков социального государства отметим следующие:

1) социальное государство характеризуется достойным человека уровнем жизни. Государство ответственно за предоставление каждому гражданину прожиточного минимума, гарантирующего достойное существование. Эту функцию государство осуществляет путем справедливого перераспределения общественного богатства от богатых к бедным слоям населения. Обычно прожиточный минимум составляется по стоимости

    94

двухсот наименований продуктов, товаров и услуг, которые необходимы для нормальной жизни человека.

Конечно, это не означает, что взрослый, здоровый человек должен ожидать социального пособия, он обязан зарабатывать сам, кормить свою семью. Ответственность государство берет только за тех граждан, которые сами не могут удовлетворить свои потребности по возрасту, болезни, инвалидности и т. п. К социальным государствам принято относить те страны, прожиточный минимум в которых составляет 7-10 тыс. долл. на человека в год.

2) социальное государство стремится обеспечить социальное равенство. Речь не идет об уравниловке. Социальное равенство следует понимать как равенство стартовых возможностей, а не равенство результатов деятельности. Проявлений социального неравенства множество: это и возраст, образование, район проживания, здоровье, специальность, . пол и т. п.

Государство стремится смягчить, а где возможно и устранить социальное неравенство, активно вмешиваясь в различные сферы жизни человека. Так, оно закрепляет принцип равного доступа к государственным должностям, что ликвидирует правовые предпосылки неучастия в управлении каких-либо групп населения.

Кроме того, государство вмешивается в трудовые отношения, уравнивая в правах мужчину и женщину при найме на работу. Имущественные различия государство сглаживает с помощью налоговой политики, перераспределяя собранные средства в пользу малоимущих.

3) задачей социального государства является социальная защита тех, кто потерял доход или средства к существованию (по причине болезни, инвалидности, старости, потери кормильца, безработицы), а также оплата расходов на медицинское обслуживание.

Система социального обеспечения возникла в форме социального страхования. Она провела границу между самостоятельным заработком и средствами, идущими по линии социального обеспечения и страхования. К последним относятся, например, пенсии, пособия по безработице, выплаты из государственного бюджета, благотворительных фондов.

4) социальное государство стремится к общему подъему благосостояния всего общества. Показателем благосостояния является уровень нищеты... Обычно в развитых странах он не превышает 10%, а в Швеции - чуть больше 5%. Это позволяет включать в пользование материальными благами (оплата за жилье, стипендии учашимся, пособия на детей и т. п. ) все более широкий круг лиц. 95

    Тема 12. Механизм государства
    § 1. Механизм государства и его структура
    Понятие, признаки и элементы механизма государства

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.