Институциональная подсистема включает в себя государство, политические партии, социально-экономические и общественные организации и отношения между ними - все это в совокупности образует политическую организацию общества. Центральное место в этой подсистеме принадлежит государству. Концентрируя в своих руках большинство ресурсов, обладая монополией на законное насилие, государство обладает наибольшими возможностями воздействовать на различные стороны общественной жизни. Обязательность решений государства для граждан позволяет ему придавать социальным изменениям целесообразность, разумность, ориентацию на выражение общезначимых интересов.
Очень велико влияние на государственную власть и политических партий и групп интересов. Среди последних особую роль играют церковь и средства массовой информации, которые способны существенно влиять 108 .
. на процесс формирования общественного мнения, а через него - оказывать давление на правительство, на политических лидеров.
Нормативная подсистема состоит из правовых, политических, моральных норм и ценностей, традиций, обычаев. С их помощью политическая система оказывает регулятивное воздействие на деятельность институтов, поведение граждан. Функциональная подсистема включает в себя методы политической деятельности, способы осуществления власти. Она составляет основу политического режима, задача которого - обеспечение функционирования, преобразования и защиты механизма осуществления власти в обществе.
Коммуникативная подсистема включает все формы политического взаимодействия как внутри системы (например, между институтами государства и политическими партиями), так и с политическими системами других государств. Функции политической системы
В теории систем под функцией понимается любое действие, направленное на поддержание системы в устойчивом состоянии и обеспечение ее жизнеспособности. Те же действия, которые ведут к разрушению организованности, стабильности системы, называют дисфункциями.
Одна из общепризнанных классификаций функций политической системы была представлена американскими исследователями Г. Алмондом и Дж. Пауэллом. Они выделили те функции, каждая из которых удовлетворяет определенную потребность системы, а вместе они - обеспечивают "сохранение системы через ее изменение". Сохранение или поддержание существующей модели политической системы осуществляется через функцию политической социализации. Политическая социализация представляет собой процесс приобретения индивидом политических знаний, верований, чувств, ценностей, присущих тому обществу, в котором он живет. Приобщение индивида к политическим ценностям, следование принятым в обществе стандартам политического поведения, лояльное отношение к институтам власти обеспечивают . поддержание существующей модели политической системы. Стабильность политической системы достигается тогда, когда ее функционирование основано на принципах, соответствующих политической культуре общества. *%
? Так, американская политическая культура функционирует на ряде мифов, идеалов % и представлений, которые признаются большинством населения страны, несмотря на § религиозные и расовые различия. Среди них - отношение к своей стране как к бого-|? избранной, предоставляющей человеку уникальную возможность для самореализации, У ориентация на личный успех, уверенность в том, что вырваться из нищеты и достичь 4 богатства можно, полагаясь только на свои способности и усердие, и т. п.
Жизнеспособность системы обеспечивается ее способностью к адаптации, приспособлению к окружающей среде, ее возможностям. Функция адаптации может осуществляться с помощью политического рекрутиро-вания, то есть подготовки и отбора субъектов власти (лидеров, элит), 109
способных находить наиболее эффективные пути и методы решения актуальных проблем и предлагать их обществу.
Не менее важна функция реагирования. С ее помощью политическая система отвечает на импульсы, сигналы, идущие извне или изнутри системы. Высокоразвитая реагирующая способность позволяет системе быстро адаптироваться к меняющимся условиям. Особенно это важно тогда, когда появляются новые требования групп, партий. Игнорирование этих требований может стимулировать формирование "критической массы", способной привести к дезинтеграции и распаду общества. Политическая система в состоянии эффективно реагировать на возникающие требования при наличии у нее ресурсов, кочорыс она черпает из внутренней или внешней (экономической, природной и т. п. ) среды. Данную функцию называют экстракционной.
Полученные ресурсы необходимо распределить так, чтобы обеспечить интеграцию и согласование интересов различных групп внутри общества. Распределение политической системой благ, услуг и статусов составляет содержание дистрибутивной (распределительной) функции.
Наконец, политическая система осуществляет влияние на общество посредством управления, координации поведения индивидов и групп. Управленческие действия политической системы составляют содержание ее регулирующей функции. Она реализуется через введение норм и правил, на основе которых взаимодействуют индивиды, группы, а также путем применения административных и иных мер в отношении нарушителей правил. § 2. Государство - ядро политической системы Место и роль государства в политической системе
Все вышеперечисленные функции реализуются во многом благодаря существованию такого элемента политической системы, как государство, которое является его ядром, главным инструментом осуществления луб-личной власти. Особое место государства в политической системе определяется его юридическими признаками и функциями.
1. Оно выступает политической формой организации общества. В этом качестве государство объединяет всех граждан, связанных с ним устойчивой политико-правовой связью, то есть гражданством.
2. Государство призвано выражать интересы не отдельных групп, слоев населения, а общества в целом, его общезначимые интересы. Тем самым государство интегрирует, объединяет разрозненные группы и индивидов в общество. Этим государство отличается от политических партий, движений, которые создаются для выражения групповых интересов. Будучи политическим объединением всех граждан на определенной территории, государство представляет их интересы, принимает важные и обязательные для общества решения.
3. Вышеуказанных целей государство достигает благодаря тому, что является особой организацией политической власти, которую распространяет на всю территорию страны. Причем государство является главным субъектом публичной власти, обладает верховенством над всеми органами иных _ 110
видов власти (экономической, духовной, социальной и т. п. )- Государственное властвование позволяет обеспечивать стабильность в обществе, правопорядок и прогресс.
4. Согласование и интеграцию разнородных интересов государство осуществляет путем издания законов и других нормативно-правовых актов, которые устанавливают общеобязательные правила поведения.
5. Регулятивное воздействие государства на общество осуществляется через решение текущих повседневных дел разветвленным специальным аппаратом управления и принуждения.
6. Устойчивость и поступательность общественного развития обеспечиваются государством благодаря осуществлению правосудия, контроля и надзора за исполнением правовых установлений. Государство, в отличие от негосударственных организаций, для придания общественному развитию целенаправленности, упорядоченности использует законное принуждение, опираясь на систему правоохранительных органов. Таким обра-_ зом, оно предохраняет общество от конфликтов, социальных потрясений, гражданских войн.
Очевидно, что в реализации публичной власти государство активно взаимодействует с другими элементами политической системы: политическими партиями, молодежными организациями, профсоюзами, церковью, негосударственными средствами массовой информации и т. п. Названные негосударственные организации призваны выражать интересы различных слоев населения: классов, профессиональных и половозрастных групп. Они выражают и защищают интересы этих групп населения, доводят их требования до государственных органов, представляют их интересы в институтах власти.
Отношения негосударственных организаций с государством различны, поскольку во многом они определяются ролью самих общественных объединений. Так, политические партии выражают политические интересы населения и на выборах борются за власть, а в случае победы формируют правительство, приводят к власти своих кандидатов. В этой ситуации правящие партии определяют политический курс правительства на очередной срок до следующих выборов.
Профсоюзы отстаивают экономические интересы занятого в производстве населения. Они оказывают влияние на государство, владельцев предприятий, выступают с требованиями улучшения условий труда и повышения его оплаты. Взаимоотношения государства и общественных объединений регулируются законом и в первую очередь нормами конституции. При этом сохраняется внутренняя самостоятельность общественных организаций, их относительная независимость в решении актуальных вопросов на основе признания политического плюрализма, принципов самоуправления и ' самодеятельности. Государство не вмешивается в деятельность официально зарегистрированных объединений, если они не нарушают законы. 111 Тема 14. Государство и гражданское общество § 1. Гражданское общество: понятие, признаки и подходы в науке Понятие гражданского общества
Гражданское общество представляет собой совокупность меяслично( ных отношений, семейных, общественных, экономических, культурных, лигиозных и иных структур, реализующих повседневные интересы индивис которые развиваются в обществе вне рамок и без вмешательства госуд ства. Система независимых от государства институтов и межличносп отношений создает условия для самореализации отдельных индивидо их групп и удовлетворения их повседневных потребностей. Идея гражданского общества - одна из важнейших политических и, нового времени. Появившись в середине XVII в. в Европе, понятие "г жданское общество" прошло известную эволюцию, породив нескол концепций. Однако оно неизменно рассматривается в противопостав нии понятию "государство".
Долгое время в политической науке понятия "гражданское общесп и "государство" не различались и рассматривались как тождественн Однако начиная с середины XVII в. процессы дифференциации разл ных сфер общества, освобождения их из-под всеохватывающей госуг ственной власти, обособления автономного и независимого индивщ неотъемлемыми правами и свободами породили и потребовали отра ния в общественном сознании и науке двух тенденций социальь прогресса. С одной стороны, нарастание спонтанности и стихийности в со альном развитии было отражением стремления индивида к свобод автономии от государства и форм коллективной жизни. Процесс ста* ления автономных от государства сфер жизнедеятельности человека о' зил понятие "гражданское общество ". С другой стороны, потребность в упорядочении, обеспечении целосп сти общества, согласовании и интеграции устремлений индивидов и циальных групп выразила понятие "государство". Равновесие и взаи связь общественных, групповых и индивидуальных интересов госуда во устанавливает посредством исполнения управленческих функций. Соотношение государства и гражданского общества
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12