Рефераты. Государство - (лекции)

p>Среди правоохранительных органов, наряду с полицией, органами безопасности, внешней разведки, особое место занимают органы прокуратуры. Они осуществляют надзор за точным и единообразным исполнением законов как органами государства, должностными лицами, так и гражданами. Кроме этого органы прокуратуры выступают в качестве обвинителя в судах по делам, в которых затрагиваются интересы государства.

Глава государства: место в системе органов государственной власти Принцип разделения властей предохраняет общество от опасности быть подчиненным диктатору. Однако самостоятельность этих властей относительна, поскольку они тесно взаимодействуют друг с другом. Согласование их действий осуществляет глава государства. Именно он олицетворяет целостность и единство государственной власти, ее стремление служить на благо всего народа, представляет государство на международной арене. В современных республиках главой государства является президент, а в конституционных монархиях - монарх. Конечно, современные монархи уже не напоминают своих предше-' ственников. Институт монархии в развитых странах Запада (Швеции,

    104

Дании, Норвегии, Бельгии, Испании, Великобритании) сохранился как дань традиции. Формально он облачен значительными полномочиями: обладает правом созыва и роспуска парламента, назначения членов верхних палат (там, где это принято), утверждения и обнародования законов, назначает главу правительства, является главнокомандующим вооруженных сил. Однако на практике большинство этих функций выполняют премьер-министры. Сами же монархи ведут светскую жизнь и являются, по большей части, символом государства. Однако из этого правила есть исключения.

    у? :

j Ток, испанский монарх Хуан Карлос I активно участвует в политической жизни |; страны. "Я такой же, как и вы, - любит повторять Его Величество, обращаясь к гражда-щ нам, - только работаю королем. Работа как работа, просто название громкое". Это Ы говорит о скромности монарха. На самом деле Хуан Карлос I сыграл очень важную g роль в истории Испании после смерти диктатора Франко в 1975 г. Через два дня по-fe еле смерти диктатора Испании Баамонде Франко (1892 - 1975), единолично правив-|; шег"о страной с 1939 по 1975 г. , парламент восстановил монархию в Испании и ут-; : вердил Хуана Карлоса Мария де Бурбон правителем страны.

_ Молодому монарху удалось избежать гражданской войны, которую не смог пре _ дотвратить в 30-х гг. его отец - граф Барселонский. В 1981 г. Хуан Карлос I предотвратил вооруженный мятеж, заставив войска вернуться в казармы. "Корона символ '-; единства и жизнеспособности страны, - заявил молодой король, - не допустит никаких

_', , акций со стороны людей, которые хотят силой прервать демократический процесс". Народ поддержал короля. Согласно конституции, монарх является главнокомандующим, его персона неприкосновенна и никому не подотчетна. Однако король добро

_ вольно поставил над собой парламент и закон. Без подписи председателя конгресса : или премьер-министра его указы не могут вступить в силу. Хуан Карлос I - единствен-\. ный из европейских монархов, который ежегодно представляет в финансовые органы декларацию о доходах и'исправно платит налоги.

: Монарх прекрасно образован, окончил Кембриджский университет, владеет шестью языками. Он заядлый спортсмен (один из лучших фехтовальщиков Европы, имеет . черные пояса по дзю-до и каратэ, яхтсмен), пилотирует суперсовременные истребите-, ли. В генеалогическом древе его жены - королевы Софии (матери троих детей) значат

: ' ся семь русских царей. "Я всегда считала главным, - призналась королева Испании,

_> привить своим детям чувство ответственности, которое, думаю, включает в себя мно-; ; гое: интеллект, строгую мораль, профессионализм, волю, благородство и честность".

В странах с республиканской формой правления главой государства обычно является президент. Он наделен рядом полномочий: представляет страну во взаимоотношениях с другими странами, принимает иностранных дипломатических представителей, назначает послов; обнародует международные договоры и соглашения; является главнокомандующим вооруженными силами страны; может наложить вето на закон, принятый парламентом, и вернуть его на вторичное рассмотрение. В некоторых странах, как, например, в России, президент имеет право распустить парламент и объявить досрочные парламентские выборы.

    105
    Тема 13. Государство в политической системе
    § 1. Политическая система: понятие, структура, функции
    Понятие "политическая система"

Человеческое общество находится в процессе постоянных изменений, происходящих под воздействием различных факторов. По мере его развития усложняются социальные взаимосвязи людей, появляются новые потребности и соответственно виды деятельности, удовлетворяющие их. Кроме того, изменяются природные, энергетические, международные условия существования современных государств. Поэтому вопрос о том, как общество приспосабливается к требованиям постоянно изменяющейся внутренней и внешней среды, представлялся всегда актуальным не только в теоретическом, но и в практическом смысле. Ответ на него позволяет выявить механизмы адаптации, составляющие основу жизнеспособности и стабильности любого общества.

Способность общества реагировать на растущие потребности индивидов, адаптироваться к изменяющимся условиям своего функционирования в немалой степени обеспечивается политической системой. Благодаря деятельности политических институтов и структур, а также выполнению людьми политических ролей управляющих и управляемых политическая система осуществляет целенаправленное властное воздействие на различные стороны жизни общества. Регулярное воздействие механизмов политической системы на социальные отношения основано на ее способности властным путем распределять ценности и ресурсы внутри общества, предписывать населению определенные стандарты и нормы поведения. Соответственно политическая система включает в себя все существующие в обществе типы политических взаимодействий, то есть все взаимодействия властвующего и подвластного.

Понятие "политическая система" используется для характеристики отношений между государством и обществом, между различными субъектами на негосударственном уровне. Существует широкое понимание политической системы, когда под ней имеется в виду совокупность всех общественных структур (как государственных, так и негосударственных), так или иначе участвующих в политической жизни. По определению американского ученого Г. Алмонда, политическая система включает, помимо политических институтов, социальные и экономические структуры, исторические традиции и ценности общества, культурный контекст его развития. Наряду с этим узкое понимание политической системы включает в нее только институционально организованные образования: государство, политические партии, общественные организации.

Термин "политическая система" был введен в политике-правовую науку в 50 - 60-х гг. XX в. Сам этот факт отражал нарастающее понимание системного характера политики. До того времени для описания вла

    106

стных отношений обычно использовалось понятие "тип правления", а чуть позже "система правления". Но ученые, оперировавшие этими понятиями, обычно сводили политику к деятельности государства и его органов, выделяя их в качестве главных субъектов властных отношений.

До определенного момента такое объяснение всех устраивало, так как оно в известной мере отражало реальность. Однако процессы развития гражданского общества, появление автономной, самостоятельной личности с правами и свободами привели к тому, что гражданин стал не только подчиняться, но и влиять на государство и создавать для этого политические организации (партии, движения). Власть перестала быть монополией государства, а властные отношения приобрели более сложный характер, поскольку в них стали участвовать негосударственные организации.

Осознание сложности и многомерности властных отношений, которые уже нельзя было свести к деятельности государственных структур, привело к необходимости пересмотра институционального и бихевиористского подходов к объяснению политики, господствовавших в науке прежде. Но была и более важная причина введения системного подхода в политическую науку - она состояла в поиске универсальных закономерностей и механизмов, которые обеспечивали бы обществу устойчивость и выживаемость в условиях неблагоприятной внешней среды. ; 1 Понятие "система" ввел в научный оборот немецкий биолог Л. фон Берталанфи м (1901 - 1972) в 20-х гг. XX в. для обозначения процессов обмена веществ между клет-? > кой и внешней средой. Он рассматривал систему как совокупность взаимозависимых ь элементов, как целостность, состоящую из "элементов, находящихся во взаимодейст-; i; вии". Отношения взаимозависимости означают, что если один элемент системы изме-V нился, то изменяется и вся целостность. Система развивается благодаря тому, что реа-i" гирует на сигналы извне и на требования своих внутренних элементов. 'ч Понятие "система" в изучение общества привнес Т. Порсонс (1902 - 1979). Он г представил общество как взаимодействие четырех подсистем, которые находятся в от-л-! ношениях взаимозависимости и взаимообмена: экономической, политической, социаль-% ной и духовной. Каждая из подсистем выполняет определенные функции, реагирует на 1 требования, которые исходят к ней изнутри или извре, а вместе они обеспечивают жизнедеятельность общества в целом.

Так, адаптацию общества к потребностям в потребительских товарах осуществляет экономическая подсистема. Определение коллективных целей, мобилизация ресурсов на их достижение, принятие решений входят в функцию политической подсистемы. Социальная подсистема обеспечивает поддержание устоявшегося образа жизни, передачу норм, правил и ценностей, которые становятся важными факторами мотивации поведения личности. Наконец, интеграция общества, установление и сохранение связей солидарности между ее элементами осуществляются духовной подсистемой.

Основателем системного подхода в политической науке принято считать Д. Истона, по определению которого политика есть "волевое распределение ценностей". Оно осуществляется политической системой, которую можно рассматривать как совокупность взаимодействий по поводу распределения ресурсов и ценностей. С этой точки зрения политическая система представляет собой сложный механизм формирования и функ-ционироьания власти в обществе.

Системный подход позволил более четко определить место политики в жизни общества и выявить механизм социальных изменений в нем.

    107

С одной стороны, политика рассматривалась как относительно самостоятельная сфера, состоящая из взаимосвязанных элементов и выполняющая функции распределения ресурсов и побуждения к принятию этого распределения в качестве обязательного большинством общества.

С другой стороны, политика является частью более широкой целостности общества. Она должна реагировать на импульсы, поступающие в систему, предотвращать конфликты, возникающие по поводу распределения ценностей между индивидами, группами. Следовательно, полагал Д. Истон, "системный анализ политической жизни основан на понятии "системы, погруженной в среду" и подверженной воздействиям с ее стороны.... Такой анализ предполагает, что система, чтобы выжить, должна иметь способность реагировать". Постоянно поддерживая связи с внешней средой, компонентами которой могут выступать природа, экономика, культура и социальная структура, политическая система при помощи регулирующих механизмов вырабатывает ответные реакции на поступающие импульсы, приспосабливается к внешним условиям функционирования. Адаптацию общества к изменяющимся условиям существования политическая система осуществляет с помощью правовых, моральных, религиозных норм, традиций, обычаев, политических партий, государственных, а также общественных организаций и движений, которые являются элементами политической системы. Структура политической системы

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.