Наряду с документами, использовавшими такой способ записи дат, существовали и другие, в которых та же дата - 1073 год была записана как I. 073, т. е. "Иисуса 73-й год". Для позднейших хронологов (Скалигера ? ) буква "I" уже воспринималась как "тысяча", и вся дата читалась как "тысяча семьдесят третий год". Возник вопрос о сравнении этих двух летосчислений. Сравнивая две разные записи одной и той же даты, т. е. ISФПА (=6581) и 1. 073 (=1073), и вычитая из первого числа второе, хронолог и получил число 5508. Тем самым он "узнал", "вычислил" дату сотворения мира в терминах летоисчисления "от Р. Х. ". Очевидно, что тот же результат (т. е. 5508 г. до Р. Х. ) он получил бы, используя вторую дату ISФПГ=6583 и вычитая из нее 1. 075 (т. е. 1075). Более того, тот же результат он получил бы, сравнивая две даты ISФПА + t и 1. 073 + t, где t - любое количество лет, прошедших после воцарения папы Григория VII на престол (в 1073 г. ). Другими словами, для выполнения описанного вычисления не обязательно было опираться именно на "первые слова=даты".
Не исключено, что таким же образом "вычислялись" и остальные даты "сотворения мира", которых насчитывается около десяти [419]. Эти даты значительно разнятся друг от друга (амплитуда колебаний около 2100 лет), и первопричина этих расхождений может лежать в использовании разными хронистами для одних и тех же событий различных словесных сокращений, т. е. "слов=дат". Аналогичный механизм, возможно, лежит в основе возникновения сдвига на 333 или на 360 лет (приблизительно). Даты конца XV-XVI в. н. э. , т. е. периода правления известного императора-цезаря Максимилиана I (1493 - 1519), могли записываться, например, так: MCL. III, т. е. "Максимилиана цезаря III-й год". При позднейшей подстановке цифр вместо латинских букв получилась "дата" - 1153 год, отличающаяся от реальной даты на 343 года. Таким образом, документы, использовавшие для обозначения дат сокращенную формулу MCL. (.... ) вместо
развернутой, автоматически (! ) опускались вниз примерно на 340 лет. Глава 5. О "ТЕМНЫХ ВЕКАХ" В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ИСТОРИИ. 1. ЗАГАДОЧНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ АНТИЧНОСТИ В СРЕДНЕВЕКОВОМ РИМЕ. Как видно из ГХК и ее разложения в сумму трех сдвигов,
практически все документы, считаемые сейчас древними и описывающими события ранее 900 г. н. э. (в скалигеровской датировке), являются, вероятно, дубликатами оригиналов, описывающих события X-XVII вв. н. э. Возникает вопрос: "есть ли место" в истории средних веков для "древнего мира", т. е. не получится ли так, что при попытке расположить "античные тексты" в средневековье мы не найдем там места ввиду "плотного заполнения" средневековой истории уже известными нам событиями? Но, как показывает детальный анализ, это не так. Во-первых, происходят отождествления эпох, считавшихся ранее различными (см. , например, наложения друг на друга целых династий, параграф 3) и схожесть которых не была замечена ранее. Во-вторых, многие периоды средневековья покрыты мраком ввиду полного или частичного отсутствия соответствующих документов, "перенесенных вниз". Их изъятие и перенос "в древность" погрузил в искусственную темноту многие периоды средних веков.
В XVIII-XIX вв. в среде историков сложилась своеобразная точка зрения, будто средневековье было периодом "темных веков". Якобы приходят в полный упадок и исчезают "великие достижения
античности", научная мысль скатывается "на пещерный уровень", великие литературные произведения древности лежат мертвым грузом и всплывают на поверхность только в Возрождение [90], с. 161). Причем, хранят (якобы) эти античные тексты невежественные монахи, первейшей обязанностью которых является, якобы, уничтожение "языческих" книг.
Высшее духовенство якобы в своем большинстве неграмотно [90], с. 166. Великие достижения "античной" астрономии (теория затмений, вычисление эфемерид планет и т. д. ) якобы полностью забыты. А знаменитый Козьма Индикоплевст (якобы VI век н. э. ), специально исследовавший вопрос о движении Солнца и о звездах, и кренне считает, что Вселенная - это ящик, в центре которого из плоской Земли, омываемой Океаном, поднимается гора Арарат, а крышка ящика усеяна звездными гвоздиками. По углам ящика - четыре ангела, производящих ветры. Это - уровень средневековой научной космографии. Якобы, исчезает чеканка монет, упраздняется искусство
архитектуры, распространяется "всеобщее культурное одичание" [90], с. 167. И так далее. Конечно, скалигеровская история средних веков указывает на некоторые достиждения этого периода, однако при эмтом
приговаривается, например, следующее: "Но даже и эти ПРОБЛЕСКИ интеллектуальной работы представляли в Европе VI-VII веков СЛУЧАЙНЫЕ и ЕДИНИЧНЫЕ явления" [90], с. 169.
По нашему мнению, перед нами не деградация "великого наследия прошлого", а зарождение цивилизации, постепенно создававшей все те культурно-исторические ценности, часть которых затем была в силу хронологических ошибок отброшена в прошлое, создав "в древности" призрачный свет и оголив некоторые участки средневековья. Существующая сегодня, например, средневековая история Рима при ближайшем ее рассмотрении вскрывает огромное количество темнот, противоречий, явных нелепостей, которые могут объясняться искаженным хронологическим представлением о роли средних веков. Весьма бегло опишем ситуацию с историей Рима ввиду ведущей роли римской хронологии (cм. выше).
Начнем с любопытного штриха. В знаменитой "Хронике" Орозия мы читаем, что "Эней направился ИЗ ТРОИ В РИМ" (! ). Причем Орозий прибавляет, что об этом ему рассказывали еще В ШКОЛЕ. Поясним: такое путешествие гомеровского героя Энея в Рим сокращает (т. е. укорачивает) скалигеровскую хронологию лет на 400-500.
Дадим краткий обзор средневековой истории Рима, опираясь, в частности, на фундаментальный труд немецкого историка Ф. Грегоровиуса [47].
"С того времени, как государство готов пало (якобы, VI в. н. э. А. Ф. ), античный строй Италии и Рима начал приходить в полное разрушение. Законы, памятники и даже исторические воспоминания, все было предано забвению" [47], т. 2, с. 3-4. Принудительное хронологическое изъятие светских хроник из
истории средневекового Рима (например, "Истории" Ливия) превратило Рим с точки зрения современной истории в сугубо религиозный город. "Рим удивительным образом обратился в монастырь". Это загадочное превращение ранее "светского Рима" (напомним, - железные легионы, несгибаемые герои) в "религиозный Рим" было объявлено "одною из самых великих и изумительных метаморфоз в истории человечества" [47], т. 2, с. 3-6. Средневековые свидетельства о Риме (в скалигеровской
хронологии) крайне скудны. Например, говоря о конце VI в. н. э. , Ф. Грегоровиус (автор фундаментальнейшего труда [47]) сообщает: "События последующих лет нам неизвестны, так как хроники того времени, односложные и такие же смутные, как оно само, упоминают только о бедствиях" [47], т. 2, с. 21.
О событиях середины IX века сообщается: "Историку Рима за этот период приходится довольствоваться анналами франкских летописцев, дающими лишь весьма скудные сведения, да жизнеописаниями пап, также содержащими в себе почти одни только указания на то, какие были возведены постройки и какие были сделаны пожертвования. Поэтому для историка нет надежды дать картину гражданской жизни города того времени"[47], т. 3, с. 58. И далее: "В папском архиве сохранялось бесчисленное множество церковных актов и регесты .... Утрата этих сокровищ (или перенос их "в древность" - А. Ф. ), погибших бесследно в XII и XIII веках, подвела к тому, что в наших сведениях о том времени явился крупный и неизгладимый пробел" [47], т. 3, с. 121. Все это по-видимому означает, что подавляющая часть
сохранившихся документов по истории средневекового Рима относится ко времени, начиная только с XI века н. э.
"Будь в нашем распоряжении все эти регесты .... нет сомнения, что и история города Рима с VII по X век (триста лет! - А. Ф. ) также осветилась бы для нас иным, более ярким светом" [47], т. 3, с. 131, комм. 30. "Чтобы написать историю города и увековечить его замечательную судьбу со времени Пипина и Карла, не нашлось ни одного летописца. Германия, Франция и даже Южная Италия .... дали нам в наследие большое число хроник; но римские монахи были настолько безучастными к истории своего города, что события, происходившие в нем в эту эпоху, остались для нас окутанными полнейшим мраком" [47], т. 3, с. 125-126.
Предполагается, что "в эту же самую эпоху папство ревностно продолжало вести свою древнюю хронику" (там же, с. 125-126). Но эта папская хроника, как немедленно выясняется, также не является непрерывной и зияет огромными пробелами. "С биографией Николая I (это IX век н. э. - А. Ф. ) традиционное ведение книги пап прерывается, и нам в нашем дальнейшем изложении истории города не раз придется пожалеть об отсутствии этого источника" (там же, с. 127).
Время от времени средневековые хроники сообщают "античные факты" в применении к средним векам. Тогда историки начинают говорить о "воскрешении воспоминаний", о "реминисценциях", о "подражании старине" и т. д. Пример: "Мы встречаем в X веке римлян с прозваниями, звучащими очень странно. Эти прозвища приковывают наше внимание, воскрешая в нашем представлении древние памятники" [47], т. 3, с. 316. В скалигеровской истории много раз вспыхивало обсуждение
вопроса о существовании сената и консулата в средневековом Риме. Одни считают, что все эти институты (считаемые "античными") существовали и в средние века, другие заявляют, что средневековые римляне следовали этим "древним правилам" по инерции, не придавая им "прежнего смысла". Ф. Грегоровиус: "Они (средневековые римляне А. Ф. ) призывают себе на помощь из могил древности, ставших уже легендарными, тени консулов, трибунов и сенаторов, и эти тени как бы действительно (! - А. Ф. ) витают в вечном городе в течение всех средних веков" [47], т. 3, с. 349. "Сан консула очень часто упоминается в документах X века"
[47], т. 3, с. 409, комм. 20. В X веке "император (Оттон - А. Ф. ) стремился воскресить давно забытые обычаи римлян" [47], т. 3, с. 388. Говоря об описании средневекового Рима, сохранившемся в
знаменитой средневековой книге Graphia, Ф. Грегоровиус смущенно заявляет: "Graphia смешивает прoшлое с настоящим" [47], т. 3, с. 458, комм. 7.
И далее: "То же самое явление по существу мы видим в Оттоне III, который со всей страстью вводил уцелевшие ОСТАТКИ римской империи, - чины, одежды и идеи времен этой империи, - в свое СРЕДНЕВЕКОВОЕ государство, где все это выглядело (с точки зрения современного историка - А. Ф. ) как ЗАПЛАТЫ.... Стремление ОБЛАГОРОДИТЬ ВАРВАРСКУЮ ЭПОХУ ПОДОБНЫМИ ВОСПОМИНАНИЯМИ БЫЛО ОБЩЕРАСПРОСТРАНЕННЫМ (! - А. Ф. ).... В самом Риме X века было возобновлено (а по нашему мнению, скорее всего, начато - А. Ф. ) продолжение неоценимой книги пап, прерванной на жизнеописании Стефана V, - именно в форме кратких таблиц, называемых каталогами.... В каталогах обозначены лишь имена пап, их
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35