Рефераты. Методики датирования древних событий - (диплом)

p>реконструкцию возникновения даты 5508 г. до н. э. Два указанных выше события могли послужить отправными точками для начала (в некоторых документах) счета лет "от папы Григория", т. е. "от. Р. Х. " (см. выше). Записав сокращенно предъявленные выше развернутые формулы (или только первую из них), хронист имел в виду их первоначальный содержательный смысл и начал отсчет лет. Поскольку буква А означает I (единицу) [227], то счет лет начался с естественной цифры, например: "Иисуса божественного папы год первый (т. е. А)" - ISФПА. При дальнейшем счете вместо А=1 появилась буква Б=2 и т. д. , т. е. слово=дата начало изменяться. При этом первоначальное слово исказилось, и смысл исходного сокращения был быстро забыт. Следующие слова=даты воспринимались уже лишь как набор букв=цифр, записывающих даты. Позднейшие хронологи подставили вместо букв соответствующие им цифры и получили, например, для слова ISФПА число 6581.

Наряду с документами, использовавшими такой способ записи дат, существовали и другие, в которых та же дата - 1073 год была записана как I. 073, т. е. "Иисуса 73-й год". Для позднейших хронологов (Скалигера ? ) буква "I" уже воспринималась как "тысяча", и вся дата читалась как "тысяча семьдесят третий год". Возник вопрос о сравнении этих двух летосчислений. Сравнивая две разные записи одной и той же даты, т. е. ISФПА (=6581) и 1. 073 (=1073), и вычитая из первого числа второе, хронолог и получил число 5508. Тем самым он "узнал", "вычислил" дату сотворения мира в терминах летоисчисления "от Р. Х. ". Очевидно, что тот же результат (т. е. 5508 г. до Р. Х. ) он получил бы, используя вторую дату ISФПГ=6583 и вычитая из нее 1. 075 (т. е. 1075). Более того, тот же результат он получил бы, сравнивая две даты ISФПА + t и 1. 073 + t, где t - любое количество лет, прошедших после воцарения папы Григория VII на престол (в 1073 г. ). Другими словами, для выполнения описанного вычисления не обязательно было опираться именно на "первые слова=даты".

Не исключено, что таким же образом "вычислялись" и остальные даты "сотворения мира", которых насчитывается около десяти [419]. Эти даты значительно разнятся друг от друга (амплитуда колебаний около 2100 лет), и первопричина этих расхождений может лежать в использовании разными хронистами для одних и тех же событий различных словесных сокращений, т. е. "слов=дат". Аналогичный механизм, возможно, лежит в основе возникновения сдвига на 333 или на 360 лет (приблизительно). Даты конца XV-XVI в. н. э. , т. е. периода правления известного императора-цезаря Максимилиана I (1493 - 1519), могли записываться, например, так: MCL. III, т. е. "Максимилиана цезаря III-й год". При позднейшей подстановке цифр вместо латинских букв получилась "дата" - 1153 год, отличающаяся от реальной даты на 343 года. Таким образом, документы, использовавшие для обозначения дат сокращенную формулу MCL. (.... ) вместо

развернутой, автоматически (! ) опускались вниз примерно на 340 лет.

    Глава 5. О "ТЕМНЫХ ВЕКАХ" В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ИСТОРИИ.
    1. ЗАГАДОЧНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ АНТИЧНОСТИ В СРЕДНЕВЕКОВОМ РИМЕ.
    Как видно из ГХК и ее разложения в сумму трех сдвигов,

практически все документы, считаемые сейчас древними и описывающими события ранее 900 г. н. э. (в скалигеровской датировке), являются, вероятно, дубликатами оригиналов, описывающих события X-XVII вв. н. э. Возникает вопрос: "есть ли место" в истории средних веков для "древнего мира", т. е. не получится ли так, что при попытке расположить "античные тексты" в средневековье мы не найдем там места ввиду "плотного заполнения" средневековой истории уже известными нам событиями? Но, как показывает детальный анализ, это не так. Во-первых, происходят отождествления эпох, считавшихся ранее различными (см. , например, наложения друг на друга целых династий, параграф 3) и схожесть которых не была замечена ранее. Во-вторых, многие периоды средневековья покрыты мраком ввиду полного или частичного отсутствия соответствующих документов, "перенесенных вниз". Их изъятие и перенос "в древность" погрузил в искусственную темноту многие периоды средних веков.

В XVIII-XIX вв. в среде историков сложилась своеобразная точка зрения, будто средневековье было периодом "темных веков". Якобы приходят в полный упадок и исчезают "великие достижения

античности", научная мысль скатывается "на пещерный уровень", великие литературные произведения древности лежат мертвым грузом и всплывают на поверхность только в Возрождение [90], с. 161). Причем, хранят (якобы) эти античные тексты невежественные монахи, первейшей обязанностью которых является, якобы, уничтожение "языческих" книг.

Высшее духовенство якобы в своем большинстве неграмотно [90], с. 166. Великие достижения "античной" астрономии (теория затмений, вычисление эфемерид планет и т. д. ) якобы полностью забыты. А знаменитый Козьма Индикоплевст (якобы VI век н. э. ), специально исследовавший вопрос о движении Солнца и о звездах, и кренне считает, что Вселенная - это ящик, в центре которого из плоской Земли, омываемой Океаном, поднимается гора Арарат, а крышка ящика усеяна звездными гвоздиками. По углам ящика - четыре ангела, производящих ветры. Это - уровень средневековой научной космографии.

    Якобы, исчезает чеканка монет, упраздняется искусство

архитектуры, распространяется "всеобщее культурное одичание" [90], с. 167. И так далее.

    Конечно, скалигеровская история средних веков указывает на
    некоторые достиждения этого периода, однако при эмтом

приговаривается, например, следующее: "Но даже и эти ПРОБЛЕСКИ интеллектуальной работы представляли в Европе VI-VII веков СЛУЧАЙНЫЕ и ЕДИНИЧНЫЕ явления" [90], с. 169.

По нашему мнению, перед нами не деградация "великого наследия прошлого", а зарождение цивилизации, постепенно создававшей все те культурно-исторические ценности, часть которых затем была в силу хронологических ошибок отброшена в прошлое, создав "в древности" призрачный свет и оголив некоторые участки средневековья. Существующая сегодня, например, средневековая история Рима при ближайшем ее рассмотрении вскрывает огромное количество темнот, противоречий, явных нелепостей, которые могут объясняться искаженным хронологическим представлением о роли средних веков. Весьма бегло опишем ситуацию с историей Рима ввиду ведущей роли римской хронологии (cм. выше).

Начнем с любопытного штриха. В знаменитой "Хронике" Орозия мы читаем, что "Эней направился ИЗ ТРОИ В РИМ" (! ). Причем Орозий прибавляет, что об этом ему рассказывали еще В ШКОЛЕ. Поясним: такое путешествие гомеровского героя Энея в Рим сокращает (т. е.

    укорачивает) скалигеровскую хронологию лет на 400-500.

Дадим краткий обзор средневековой истории Рима, опираясь, в частности, на фундаментальный труд немецкого историка Ф. Грегоровиуса [47].

"С того времени, как государство готов пало (якобы, VI в. н. э. А. Ф. ), античный строй Италии и Рима начал приходить в полное разрушение. Законы, памятники и даже исторические воспоминания, все было предано забвению" [47], т. 2, с. 3-4.

    Принудительное хронологическое изъятие светских хроник из

истории средневекового Рима (например, "Истории" Ливия) превратило Рим с точки зрения современной истории в сугубо религиозный город. "Рим удивительным образом обратился в монастырь". Это загадочное превращение ранее "светского Рима" (напомним, - железные легионы, несгибаемые герои) в "религиозный Рим" было объявлено "одною из самых великих и изумительных метаморфоз в истории человечества" [47], т. 2, с. 3-6.

    Средневековые свидетельства о Риме (в скалигеровской

хронологии) крайне скудны. Например, говоря о конце VI в. н. э. , Ф. Грегоровиус (автор фундаментальнейшего труда [47]) сообщает: "События последующих лет нам неизвестны, так как хроники того времени, односложные и такие же смутные, как оно само, упоминают только о бедствиях" [47], т. 2, с. 21.

О событиях середины IX века сообщается: "Историку Рима за этот период приходится довольствоваться анналами франкских летописцев, дающими лишь весьма скудные сведения, да жизнеописаниями пап, также содержащими в себе почти одни только указания на то, какие были возведены постройки и какие были сделаны пожертвования. Поэтому для историка нет надежды дать картину гражданской жизни города того времени"[47], т. 3, с. 58. И далее: "В папском архиве сохранялось бесчисленное множество церковных актов и регесты .... Утрата этих сокровищ (или перенос их "в древность" - А. Ф. ), погибших бесследно в XII и XIII веках, подвела к тому, что в наших сведениях о том времени явился крупный и неизгладимый пробел" [47], т. 3, с. 121.

    Все это по-видимому означает, что подавляющая часть

сохранившихся документов по истории средневекового Рима относится ко времени, начиная только с XI века н. э.

"Будь в нашем распоряжении все эти регесты .... нет сомнения, что и история города Рима с VII по X век (триста лет! - А. Ф. ) также осветилась бы для нас иным, более ярким светом" [47], т. 3, с. 131, комм. 30. "Чтобы написать историю города и увековечить его замечательную судьбу со времени Пипина и Карла, не нашлось ни одного летописца. Германия, Франция и даже Южная Италия .... дали нам в наследие большое число хроник; но римские монахи были настолько безучастными к истории своего города, что события, происходившие в нем в эту эпоху, остались для нас окутанными полнейшим мраком" [47], т. 3, с. 125-126.

Предполагается, что "в эту же самую эпоху папство ревностно продолжало вести свою древнюю хронику" (там же, с. 125-126). Но эта папская хроника, как немедленно выясняется, также не является непрерывной и зияет огромными пробелами. "С биографией Николая I (это IX век н. э. - А. Ф. ) традиционное ведение книги пап прерывается, и нам в нашем дальнейшем изложении истории города не раз придется пожалеть об отсутствии этого источника" (там же, с. 127).

Время от времени средневековые хроники сообщают "античные факты" в применении к средним векам. Тогда историки начинают говорить о "воскрешении воспоминаний", о "реминисценциях", о "подражании старине" и т. д. Пример: "Мы встречаем в X веке римлян с прозваниями, звучащими очень странно. Эти прозвища приковывают наше внимание, воскрешая в нашем представлении древние памятники" [47], т. 3, с. 316.

    В скалигеровской истории много раз вспыхивало обсуждение

вопроса о существовании сената и консулата в средневековом Риме. Одни считают, что все эти институты (считаемые "античными") существовали и в средние века, другие заявляют, что средневековые римляне следовали этим "древним правилам" по инерции, не придавая им "прежнего смысла". Ф. Грегоровиус: "Они (средневековые римляне А. Ф. ) призывают себе на помощь из могил древности, ставших уже легендарными, тени консулов, трибунов и сенаторов, и эти тени как бы действительно (! - А. Ф. ) витают в вечном городе в течение всех средних веков" [47], т. 3, с. 349.

    "Сан консула очень часто упоминается в документах X века"

[47], т. 3, с. 409, комм. 20. В X веке "император (Оттон - А. Ф. ) стремился воскресить давно забытые обычаи римлян" [47], т. 3, с. 388. Говоря об описании средневекового Рима, сохранившемся в

знаменитой средневековой книге Graphia, Ф. Грегоровиус смущенно заявляет: "Graphia смешивает прoшлое с настоящим" [47], т. 3, с. 458, комм. 7.

И далее: "То же самое явление по существу мы видим в Оттоне III, который со всей страстью вводил уцелевшие ОСТАТКИ римской империи, - чины, одежды и идеи времен этой империи, - в свое СРЕДНЕВЕКОВОЕ государство, где все это выглядело (с точки зрения современного историка - А. Ф. ) как ЗАПЛАТЫ.... Стремление ОБЛАГОРОДИТЬ ВАРВАРСКУЮ ЭПОХУ ПОДОБНЫМИ ВОСПОМИНАНИЯМИ БЫЛО ОБЩЕРАСПРОСТРАНЕННЫМ (! - А. Ф. ).... В самом Риме X века было возобновлено (а по нашему мнению, скорее всего, начато - А. Ф. ) продолжение неоценимой книги пап, прерванной на жизнеописании Стефана V, - именно в форме кратких таблиц, называемых каталогами.... В каталогах обозначены лишь имена пап, их

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.