Рефераты. Развитие народного образования в городе Новый Уренгой (1976 – 1999 гг.) - (диплом)

p>Начальное профессиональное образование в городе осуществляют профессионально-техническое училище № 31 (ПТУ-31), профцентр “Эврика”, а также учебно-курсовые комбинаты ряда промышленных объединений и предприятий. Они осуществляют подготовку специалистов по основным специальностям, необходимым городу, в том числе, ориентируясь на заявки городского Центра занятости. История создания городского ПТУ начинается с 1985 года. Руководство двенадцатитысячного коллектива строителей треста “Главуренгойгазстрой” задумалось тогда о перспективе своего развития, для чего постоянно требовались квалифицированные кадры. Начальник треста А. И. Наливайко проявил личную заинтересованность в создании профтехучилища, но прошло три года, прежде чем идея смогла воплотиться в жизнь. Практическую и методическую помощь оказали руководители Тюменского областного управления профтехобразования, трест “Уренгойгазстрой” (который и стал базовым для училища). Училище готовит специалистов по широкому кругу строительных специальностей. 1 сентября 1988 года за парты сели первые 180 учащихся. Помещения училищу были выделены как временные, приспособленные на 330 мест. Прием учащихся проводился и проводится с учетом перечня медицинских показаний к работе и производственному обучению профессиям, по которым проводится подготовка квалифицированных рабочих. Преимущественным правом при зачислении пользуются выпускники основной школы, имеющие в свидетельстве и аттестате оценки “4” и “5”, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети коренных национальностей [46Устав профессионального училища № 31 /Утвержден Распоряжением № 328-Р от 20. 05. 1998 г. мэра г. Новый Уренгой. //Управление образования Администрации г. Новый Уренгой. - Методический кабинет. Б. н. ].

Отметим, что конкурс достаточно высокий, но прием ограничен в связи с тем, что в настоящее время учится 480 человек. Это значительно выше проектной вместимость здания. В профтехучилище № 31 в 1993-1997 учебных годах получили среднеспециальное образование более 3. 000 учащихся по 12 специальностям. Несколько иной профиль имеет профцентр “Эврика”, созданный в 1994 году. Здесь более 450 учащихся овладевают 15 специальностями (от повара до оператора котельных установок). С изменением общественных потребностей закономерно появляется подготовка по новым достаточно“престижным”у современной молодежи специальностям. Так, в ПТУ № 31 создана материальная база для обучения профессии слесарь по ремонту автомобилей, а также водитель категории“С”, а в профцентре “Эврика” – по профессиям: слесарь по ремонту автомобилей, водитель категории “С”, “швея–мотористка”, “секретарь – машинистка” [47 Богатство народа … С. 15–16. ]. Кроме того среднее профессиональное образование в Новом Уренгое осуществляют городское педагогическое училище-колледж, филиал Салехардского медицинского училища и техникум нефтяной и газовой промышленности.

Открытие техникума нефтяной и газовой промышленности было продиктовано производственной необходимостью и самой жизнью. У детей первопроходцев появилась возможность получить послешкольное образование в пределах места жительства. Более двух тысяч специалистов для газовой отрасли региона подготавливает техникум. Механики, электрики, операторы, специалисты автоматизированной системы управления котельных установок трудятся в настоящее время на газовых промыслах предприятий “Ямбурггаздобыча”, “Уренгойгазпром” и “Тюменбургаз”. Каждый девятый работник газопромыслового управления– выпускник техникума, каждый седьмой – возглавляет ответственный участок газопромыслового управления. В 1997–1998 уч. г. в техникуме преподавал 91 человек, училось 1340 детей по шести специальностям [48 Что ожидает новоуренгойцев … С. 10–11. ]. Высшее профессиональное образование в Новом Уренгое осуществляется филиалами Тюменского государственного университета и Тюменского государственного университета нефтяной и газовой промышленности, Московского открытого социального университета, Уфимского авиационного института, Санкт-Петербургского института железнодорожного транспорта. Последние четыре вузов работают в городе только по заочной форме обучения.

Принципы формирования системы профессионального образования отражают исходные установки“Программы развития системы народного образования в городе Новый Уренгой”. Среди них можно выделить следующие: –обеспечение гибкости, непрерывности, многоступенчатости профессионального образования;

–удовлетворение потребности города в специалистах массовых профессий традиционных и новых сфер деятельности;

–многопрофильность (ориентация на социальную и производственную сферу жизни общества);

–удовлетворение образовательных потребностей молодежи по месту жительства или вблизи его при сохранении качества образования;

–сокращение миграции специалистов за счет переподготовки и повышения квалификации;

– оптимизация форм обучения, оперативность форм, гибкость их содержания; –использование потенциала преподавательских кадров города и привлечения ведущих специалистов областного центра, соседних регионов для обеспечения качественного образования;

–подчинение управления профессионального образования в городе задаче сохранения единого непрерывного образовательного пространства, развитию демократических начал его организации, обеспечению научного подхода к проектированию и развитию [49 Программа развития народного образования в городе … С. 18–19. ]. Программа становления целостной ступенчатой системы непрерывного профессионального образования может быть реализована как последовательная разработка и внедрение отдельных проектов. Проектный подход к реализации программы позволит, не создавая новых управленческих и организационных структур, решить проблему привлечения квалифицированных специалистов, используя принцип временных творческих коллективов, делегирования полномочий уже существующим структурам.

При этом задачи экспертизы и контроля за деятельностью рабочих групп проектов возлагаются на органы управления образования города. Проектный принцип реализации программы позволит интегрировать в рабочих группах потенциал ученых и практиков– сотрудников системы образования.

ГЛАВА 3. Школы компенсирующего обучения и организация обучения детей вне стен образовательных учреждений

    3. 1. Образовательные учреждения компенсирующего обучения

В настоящее время нашу страну захлестывает молодежная преступность. Поражает жестокость и агрессивность совершаемых преступных деяний. Могут возникнуть вопросы: причем здесь система образования? И влияет ли качество и направленность образования на преступность несовершеннолетних и криминализацию общества?

Немаловажную роль в снижении образовательного уровня молодежи, в том числе и в исправительных учреждениях, сыграл принятый в 1992 году закон “Об образовании”, в соответствии с которым полное среднее образование фактически перестало быть обязательным. Администрация школ получила право избирательного приема в Х–ХI классы средней школы. Подростки, не вошедшие в число избранных, зачастую стали попадать под влияние взрослых преступников.

Поэтому вполне закономерно увеличение в воспитательных колониях числа несовершеннолетних, которые до осуждения нигде не учились и не работали. Так, если в 1987–1990 гг. их доля не превышала 20%, то в 1993 г. она составила 50 %, а в настоящее время достигла 60% [50Стурова М. П. Система образования и молодежная преступность //Педагогика. 1998. № 6. С. 4–5. ].

Из всего обширного круга воспитательных проблем современной школы нами выделено три, связанные с идеологией, сексуальным образованием, валеологией. Большой проблемой для теории и практики воспитания является отсутствие в государстве идеологии, разделяемой большинством населения, т. е. некоей системы идей, принципов, объединяющих наиболее значимые ценности народа. Долгожданное провозглашение реальной свободы слова, собраний, совести и т. п. в условиях“разгосударствления” страны привело к тому, что в наши школы буквально хлынули различные “проповедники”с Запада и Востока. Чем же страшна эта, на первый взгляд, кажущаяся разноплановая агрессия? Она направлена на разрушение психики человека, на полный контроль над его сознанием, на отрыв от реального мира. Подростки, попавшие под влияние деструктивных сект, уходят из семьи, не работают, не учатся, создавая среду для преступления на религиозной почве [51 Стурова М. П. Система образования … С. 5. ]. Половое воспитание школьников, по нашему мнению, – вторая проблема, получившая в 1996 –1997 гг. широкий общественный резонанс и ставшая предметом специального разбирательства на различных комиссиях и комитетах Госдумы. Еще известный советский педагог А. С. Макаренко писал: “Вопрос о половом воспитании считается одним из самых трудных педагогических вопросов.... Он становится очень трудным, когда его рассматривают отдельно и ему придают слишком большое значение, выделяя из общей массы других воспитательных вопросов” [52Макаренко А. С. Педагогическая поэма. //Собрание сочинений. Т. 4. - М. , 1957. С. 406. ].

В последние десятилетия практически по миру прокатилась сексуальная революция. Одним из ее результатов стало падение авторитет ценностей семейной жизни. Однако педагогические истины также вечны, как и библейские заповеди, нарушение которых ведет к катастрофическим последствиям. Именно это и происходит, когда данную проблему взялись решать люди, далекие от педагогики, детской и возрастной психологии.

И, наконец, третья важная проблема. В переводе с латинского языка “валеология” означает “учение о здоровье”. Для квалифицированного преподавания этой дисциплины понадобились бы специалисты в области медицины, психологии, психоневрологии, психиатрии, социологии, культурологии, сексологии, религиоведения. Вряд ли Министерство общего и профессионального образования при намечающемся сокращении педагогов, которых и так не хватает во многих школах по базовым научным дисциплинам, сможет финансировать работу этих специалистов.

Молодость –самая романтическая, полная оптимизма и надежд пора жизни. Но в то же время ей присущи трудности становления личности и вступления во взрослую жизнь с ее тревогами, хлопотами, ответственностью. Не всегда жизнь отвечает всем запросам и желаниям, еще чаще встречаются препятствия различного характера, особенно у тех, кто недавно перешел невидимую границу, разделяющую детство и юность. В первую очередь именно для таких девушек и юношей создан в 1995 году в Новом Уренгое Центр адаптации и реабилитации детей и молодежи “Садко” при Комитете по делам молодежи, физкультуре и спорту.

В его структуру вошли несколько служб: социальная гостиница, служба педагога-психолога, юриста, нарколога, служба семьи и брака. От Центра в городской детской поликлинике ведет анонимный прием подростковый гинеколог. Круглосуточно работает телефон доверия, номер которого знают практически все новоуренгойцы: 3-33-33.

В социальной гостинице проживают около 50 детей дошкольного и школьного возраста. Каждый попал сюда после трагедии в родной семье; здесь они переживают шок, полученный в экстремальной социальной ситуации [53 Васильева Т. Скорая социальная помощь. //Газ Уренгоя. - 1997. - 7 ноября. ]. Директор Центра “Садко” Е. А. Терпиловская ведет работу в тесном сотрудничестве с другими социальными службами города. Ведь отделить жизнь и проблемы детей от взрослой жизни практически невозможно.

Наше жестокое время вносит свои штрихи и коррективы в социальную жизнь. Даже взрослые не выдерживают давления кризисных явлений, скрытой и открытой безработицы, задержек тяжелым трудом заработанной зарплаты, несоответствия семейного бюджета реальным ценам на продукты первой необходимости. В итоге дети“теряют”близких и остаются один на один со своей бедой. И пока решится их дальнейшая судьба, они должны питаться, учиться, лечиться, иметь крышу над головой и знать (чувствовать! ), что их любят, что они кому-то нужны. Тогда и приходят добрые “мамы” из “Садко” на помощь детям. Тяжела у “мам” работа: часто приходится общаться с несовершеннолетними алкоголиками, наркоманами, проститутками; каждого надо выслушать, каждому - помочь. Иногда детям и подросткам помогает обычная беседа “по душам”, но, к сожалению, все чаще приходится прибегать к медицинской помощи [54 Васильева Т. Жить - страшно: О Центре социальной адаптации молодежи “Садко”. //Газ Уренгоя. - 1999. - 29 мая. - С. 4. ]. Создание специальных школ для детей с задержкой психического развития началось с середины 70-х годов, а к 1981 г. они были учреждены официально в качестве нового типа школ, еще одна попытка решить проблему школьной неуспеваемости путем создания адекватных (соответствующих особенностям развития) условий обучения и воспитания.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.