Рефераты. Развитие народного образования в городе Новый Уренгой (1976 – 1999 гг.) - (диплом)

p>В городе проводится большая работа по повышению профессионального мастерства педагогов, проводятся семинары–практикумы, методические объединения, консультации, учеба, проведена городская конференция педагогических работников дошкольных учреждений по теме: “Состояние и перспективы развития дошкольного образования в городе”, для руководителей ДОУ: “Аттестация как основная форма государственно-общественного контроля за образовательной деятельностью дошкольного учреждения”.

Реформируется работа по семейному воспитанию, возрождению патриотизма, духовной коммуникации детей и взрослых. В дошкольных учреждениях сформированы банки данных семей воспитанников, обеспечивается дифференцированный подход к разным группам семей.

В дошкольных учреждениях города расширяется перечень дополнительных бесплатных услуг, в штатное расписание вводятся нетрадиционные специалисты: психологи, логопеды, хореографы, воспитатели ИЗО, компьютерной грамотности, иностранного языка.

Во всех дошкольных учреждениях города организовано пятиразовое питание с учетом возрастных групп детей: ясельной, дошкольной, школьной. Все детские учреждения с 01. 06. 96 года работают по новым нормам суточного набора продуктов питания для регионов Крайнего Севера, что предусматривает увеличение нормы дневного рациона за счет белков, жиров, углеводов. Круглогодично проводитсяС-витаминизация пищи (третьего блюда). В детском саду “Руслан” организована общая столовая, которая создала более широкие возможности для приобщения детей к культуре поведения за столом во время еды, для приобретения социального опыта младшими детьми на примере старших, способствует поддержанию чистоты в групповых помещениях и разгрузке персонала.

Есть в городе своеобразное, единственное учебное заведение – учебно-воспитательный комплекс “Центр детства”, созданный в 1993 году на базе детского сада “Золотой ключик”. Это образовательное учреждение нового типа, в котором дети начинают обучение с 5 лет и при переходе в 1-й класс остаются в детском саду, в привычной для них обстановке и так до десяти лет. Гибкий режим дня позволяет чередовать умственные и физические занятия, включая и прогулки на свежем воздухе. Во второй половине дня дети под наблюдением воспитателя выполняют домашнее задание и посещают различные кружки и секции: спортивные, хореографии, эстетического цикла, экологические, которые ведут прекрасные специалисты - Ж. В. Двиняникова, У. В. Багазей, И. В. Агафонова, Л. А. Давитошвили.

Коллектив постоянно в творческом поиске новых форм работы с детьми, решая основные задачи: оздоровление и развитие ребенка, создание той развивающей среды, которая необходима каждой возрастной категории. Главная проблема-это преемственность детского сада и начальной школы. Центр детства выпустил второе поколение детей в 5-й класс.

Значительные изменения произошли в среде развития ребенка. Практически во всех детских садах обстановка стала более домашней и уютной, появились уютные уголки с мягкой мебелью, предметами домашнего интерьера. Создаются разнообразные “уголки уединения” с использованием ширм, стенных шкафов, нестандартного оборудования для игры и отдыха ребенка. Рационально стали использоваться все помещения - групповые комнаты, спальни, раздевалки, коридоры для размещения разнообразных зон. Такое гибкое полифункциональное использование пространства позволяет создать условия для развития ребенка и его эмоционального благополучия, дает ему возможность свободно передвигаться по детскому саду, общаться с детьми других возрастов и взрослыми, создает у ребенка чувство уверенности в себе и защищенности.

Среди новых, прогрессивных тенденций хочется отметить создание условий для проведения лечебных и профилактических процедур, которые способствуют проведению оздоровительных мероприятий. Однако медицинского оборудования в дошкольных учреждениях города не хватает. Отдел дошкольного образования поддерживает тесный контакт с детской поликлиникой, проводится углубленный осмотр детей узкими специалистами. И как следствие планомерной и взаимодействующей работы отдела и специалистов городской детской поликлиники рост заболеваемости не наблюдается.

В связи с обострением межнациональных отношений, нарастанием правовой и социальной неуверенности граждан и, как следствие этого вынужденным переселением в Российскую Федерацию и конкретно в наш город, проводится совместная работа с миграционной службой, управлением социальной защиты, отделом охраны прав детства при городском Управлении образования по внеплановому устройству детей в детские образовательные учреждения. В нашем городе большинство дошкольных учреждений построены по улучшенным типовым проектам, в которых учитывались наши суровые климатические условия. В прекрасных современных дошкольных учреждениях предусмотрены прогулочные веранды, игротеки, просторные залы, бассейн с обогревающимся полом, зимний сад, классы развития творческого воображения, изостудии, помещения для спортивного инвентаря и многое другое без чего сейчас нельзя обойтись, если выполнять“Программу воспитания и обучения в детском саду”. Современные дошкольники более эрудированны, лучше информированы, чем их сверстники еще недавних лет. Перед воспитателем стоит задача реализовать эти интеллектуальные возможности ребят к успешной учебе, к постижению школьной программы, которая требует не просто механического запоминания фактов, а умения анализировать, сопоставлять, мыслить, делать обобщения.

В связи с этим ведутся интенсивные поиски новых форм обучения детей. Здесь много зависит от инициативы, творчества педагога, умения критически взглянуть на свою работу. Ведь педагог, подобно писателю, художнику, не может не творить, потому что работа с детьми один из способов самовыражения.

Шестой год дошкольные учреждения города осуществляют переход к вариативности форм, содержания и методов дошкольного образования, реализуя программы “Детство”, “Гармония”, “Мир детства”, “Радуга”, “Развитие”, “Синтез”. Воспитательно-образовательный процесс в дошкольных учреждениях строится по пути углубления и повышения развития ребенка, создания для него комфортных условий воспитания. Систематически ведутся поиски новых форм обучения. Сейчас думающий, творческий педагог все чаще и чаще выступает как активный экспериментатор. Он строит обучение так, чтобы преподносимый на занятиях (и в игре! ) материал вызывал у ребят удивление, изумлял их.

Наши воспитатели стараются давать своим питомцам не просто сведения, а систематизированные знания, непросто знакомят с теми или иными фактами, а объясняют причины и следствия, учат сопоставлять, анализировать, быть внимательными и любознательными.

Творчески организованный процесс обучения помогает более полно раскрыть возможности воспитателей и детей, способствует выявлению индивидуальности-своеобразия ума, духовного склада, восприятия окружающего мира. Долгие годы личностное своеобразие ребенка принято было считать отклонением от нормы. Это теперь мы понимаем, что та “норма” предполагала ординарность, безликость. Талант, одаренность исключает похожесть, которая так радует педагога. Обучение требует вдумчивого, пристального отношения к каждому ребенку и разумных действий, способствующих выявлению и развитию его индивидуальности [39 Кривчиков К. Не отстать от жизни //Ямальский меридиан. - 1993. - № 5. ]. Таким образом, дошкольные образовательные учреждения города в соответствии с их направленностью поделились на следующие основные типы:

Детские сады комбинированного типа (“Росинка”, “Радуга”, “Колобок” – ПО “Уренгойгазпром”; “Цветок Уренгоя”, “Лада”, “Ручеек”, “Руслан” – Управления образования). Детские сады присмотра и оздоровления (“Теремок”, “Загадка” – Управления образования; “Журавушка”, “Морозко” – ПО “Уренгойгазпром”). Детские сады с приоритетным осуществлением художественно-эстетического, интеллектуального и физического направлений развития воспитанников (“Березка”–Предприятие “Ямбурггаздобыча”; “Ивушка”, “Золотой петушок”, “Олененок”, “Елочка”, “Руслан”– Управления образования.

Центры развития с осуществлением психического и физического развития, коррекции и оздоровления (Центр детства, Центр развития ребенка “Мальвина”– Управления образования). Налицо реальные успехи в этих дошкольных образовательных учреждениях повышенного уровня в подготовке выпускников.

Дошкольная гимназия “Мальвина”(создана Постановлением № 212 от 30. 12. 1993 г. Главы Администрации города Новый Уренгой)– единственное в городе учреждение такого рода. К этому шли семь лет. ДОУ “Мальвина” –одно из учреждений города, которое стремится к тому, чтобы детство 250 девчонок и мальчишек было радостным и счастливым. Вначале это был обычный детский садик, с не совсем, правда, обычными воспитателями и неординарной заведующей– Ниной Владимировной Воробьевой. Неординарность эта привела к тому, что стала “Мальвина”чуть позже вначале детским садом комплексного воспитания, затем дошкольной гимназией, с сентября 1997 года– Центром развития ребенка – высший этап в дошкольном образовании – заслуженное звание [40 Чунихина С. На Севере Крайнем “Мальвина” живет … //Правда Севера. 1997. 31 мая. ]. Контингент воспитанников формируется в соответствии с их возрастом. Количество групп определяется санитарными нормами, условиями образовательного процесса и предельной наполняемости групп.

В ДОУ принимаются дети от 2 до 7 лет, кроме детей с хроническими заболеваниями, тяжелыми формами расстройства опорно-двигательного аппарата и умственной отсталости. ДОУ комплектует следующие группы, которые ежегодно меняются в зависимости от потребности в процессе комплектования: реабилитационная, первая младшая, вторая младшая, средняя, старшая, подготовительная к школе, а также специализированные группы хореографического, оздоровительного, корригирующего, художественно-эстетического направлений, групп продленного и выходного дня и другие. Средняя наполняемость одной группы– 20 человек.

В ДОУ в первую очередь принимаются дети работающих одиноких родителей, учащихся матерей, инвалидов I и II групп, дети из многодетных семей, опекаемые дети, дети военнослужащих, дети безработных, беженцев и вынужденных переселенцев, студентов.

    Каждому ребенку гарантируется:
    – охрана жизни и здоровья;
    – защита от всех форм физического и психического насилия;
    – защита его чести и достоинства;

– удовлетворение его потребностей в эмоционально-личностном общении; –удовлетворение физиологических потребностей в питании, сне, отдыхе) в соответствии с его возрастом и индивидуальными особенностями развития; – развитие его творческих способностей и интересов;

– получение помощи в коррекции имеющихся отклонений в развитии; – образование в соответствии с государственными образовательными стандартами; – получение дополнительных медицинских услуг;

– предоставление оборудования, игр, игрушек, учебных пособий. Содержание дошкольного образовательного процесса определяется программами, утвержденными Министерством народного образования Российской Федерации: “Развитие”

    разработана Центром Л. А. Венгера (г. Москва);
    “Радуга”
    Т. Н. Дороновой;
    “Гармония”
    К. В. Тарасовой;
    “Синтез”
    К. В. Тарасовой и Т. Г. Рубан;
    “Играем в оркестре по слуху”
    М. А. Трубниковой;
    “Малыш”
    В. А. Петровой,

а также специально разработанными авторскими программами и методиками, одобренными экспертным Советом Управления образования [41Устав Центра развития ребенка “Мальвина” /Утвержден Постановлением № 18-Р от 12. 01. 1998 г. //Управление образования Администрации г. Новый Уренгой. Методический кабинет. Б. н. ].

В “Мальвине” 10 групп. На первом плане воспитания –умственное и интеллектуальное развитие ребенка. Осуществляется оно по новой программе “Развитие”, разработанной научным центром г. Москва. Суть этой сложной программы–развить логическое мышление, научить ребенка самому добывать знания, а не давать уже готовые, научить учиться. В прежних же главенствовало развитие умений и навыков.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.