Рефераты. Развитие народного образования в городе Новый Уренгой (1976 – 1999 гг.) - (диплом)

p>В городе Новый Уренгой на базе детского сада “Ягодка”постановлением Главы администрации № 1542 от 01. 08. 1994 г. открылся единственный в Ямало-Ненецком округе центр“Поддержка”. Первое, на чем сосредоточил свои силы весь его педагогический коллектив, было создание учебно-материальной базы. Как известно, большое место в коррекционной работе отводится наглядно-практической деятельности, обучению приемам действий, поэтому учителя с помощью родителей и детей изготовили для индивидуальной работы количество различного раздаточного материала, опор, дидактических игр. Одновременно оборудовали кабинет логопедии, игровые комнаты, комнату психологической разгрузки и тренажерный зал для занятий ритмикой, кабинет ручного труда и кружковой работы.

За пять лет в школе выросли свои кадры. Придя сюда работать, учителя по сути вынуждены были менять свою специализацию. Чтобы это понять, достаточно месяц поработать в специальной школе. Педагогу предстояло решительно отказаться от дилетантских и достаточно устойчивых представлений о детях с задержкой психического развития и детях-инвалидах как о малоспособных, а то и вовсе умственно-отсталых. Само определение“задержка психического развития”говорит о замедленном индивидуальном темпе развития ребенка, а это значит, что в правильно организованных условиях обучения он сможет реализовать имеющиеся у него интеллектуальные возможности.

На начальном этапе было проведено обучение учителей основам специальной психологии и педагогики. В первую очередь организовали дефектологический всеобуч. Дефектологический минимум учителя получили через систему семинаров (причем он остался неизменным для всех начинающих учителей). Создание адекватных условий обучения и воспитания предполагает также наличие щадящего охранительно-педагогического режима. Вот основные условия, которые обязательны для каждого учителя:

    – в совершенстве знай спецпсихологию;

– воздействуй на ребенка в соответствии с принципами лечебной педагогики; – не раздражайся, будь терпелив и настойчив;

    – помни: максимум поощрения, минимум наказания;
    – требуя, учитывай реальные возможности ребенка;
    – каждому ребенку индивидуальный подход;
    – постепенно увеличивай и усложняй нагрузку;
    – упражняй, упражняй, упражняй;
    – учи ребенка посильным приемам регуляции поведения;

– утверждай позицию ребенка в коллективе, веру в свои силы; – соблюдай все гигиенические требования к уроку, организации жизни детей; – работай в тесном контакте с врачом [55 Налимова С. “Поддержка” без поддержки //Газ Уренгоя. 1997. 7 ноября. ]. Здесь, в Центре, дети с умственными и физическими недостатками получают образование, элементарные профессиональные навыки, отдыхают, рисуют, поют, занимаются в спортивных секциях, овладевают компьютерными навыкам, все воспитанники чувствуют себя полноценными детьми, в чем можно было убедиться после просмотра песен и танцев в их исполнении. Дети не слышат, но с удовольствием танцуют, дети не ходят, но с удовольствием поют. 150 девчонок и мальчишек в возрасте от 4 до 17 лет окружены заботой, вниманием, чуткостью и терпением опытных педагогов, обладающих даром чувствовать чужую боль как свою собственную. Все, что сейчас есть в Центре, – от игрушек до мягкой мебели и видеотехники, – приобретено за счет многочисленных спонсоров – Администрации города, физических лиц, предприятий и организаций. Директором Центра “Поддержка”с самого его основания работает человек большой и доброй души - Ирина Львовна Сальникова. Педагогические коллективы обоих Центров и их воспитанники благодарны своим спонсорам–Управлению образования Администрации Нового Уренгоя, городскому Управлению внутренних дел, пожарным частям № 30 и № 62, Коммерческому банку газовой промышленности“Газпромбанк” [56 Богатство народа … С. 5. ]. Отрадно сознавать, что Новый Уренгой славен не только добычей газа и трудовыми подвигами, но и милосердием и сердечностью. Кто сказал, что возле Полярного круга стынет кровь и черствеет душа? Скорее, наоборот, здесь живут люди с великой душой.

    3. 2. Дополнительное внешкольное образование.

В связи с тем, что многие детские дошкольные учреждения и школы не в состоянии дать своим воспитанникам всесторонний объем знаний, в городе Новый Уренгой успешно развивается сеть дополнительного образования. Она представлена Центром детства, Детско-юношеской школой, социально-педагогическим комплексом“Истоки”, детско-юношеским клубом физической подготовки “Контакт”, детско-юношеским центром туризма и другими учреждениями. Дополнительное образование в городе развивается через сеть образовательных учреждений, внеклассную и внешкольную деятельность. За прошедшие пять лет (1992–1997 г. г. ) сложилась достаточно развитая структура учреждений дополнительного образования, кружков и секций.

Приведем красноречивые данные о росте количества учащихся, занимающихся в учреждениях дополнительного образования города Новый Уренгой: Учреждения дополнительного образования

    1994/95 уч. г.
    1995/97 уч. г.
    план (до 2001 г. )
    Центр Детства
    1600
    1600
    1650
    ДЮКФП “Контакт”
    940
    840
    916
    Детско-юношеский центр туризма
    –
    120
    570
    СПК “Истоки”
    1899
    1900
    2000
    Итого:
    4439
    4500

5136 [? Данные любезно предоставлены автору в Управлении образования Администрации г. Новый Уренгой. ]

Эти цифры показывают, что в условиях свертывания данной системы во многих регионах страны, в Новом Уренгое налицо ее стабильное функционирование и даже определенное развитие.

В 1992 г. в качестве эксперимента при школе-профилактории № 12 открылось муниципальное образовательное учреждение“Домашняя школа”, руководство деятельностью которой приняла организатор “Школы”, единственный в Тюменской области педагог, награжденный орденом “Отличник просвещения имени Н. К. Крупской”, – Людмила Борисовна Кресова.

Почему “Домашняя школа”? Потому что это заведение возрождает исторический опыт домашнего обучения, т. е. реального обучения на дому. Основное направление ее деятельности– индивидуальное обучение, в том числе гувернерство и репетиторство. Работать в “Домашней школе”теоретически мог каждый учитель или воспитатель, имеющий соответствующее образование и опыт, в том числе, педагог-пенсионер с многолетним педагогическим стажем. Учитель“Домашней школы”мог оценивать текущую учебную деятельность своего ученика, а экзамены и годовые проверочные работы проводила нейтральная городская экзаменационная комиссия, созданная при Управлении образования [58 Козицкий Ф. Домашняя школа. //Правда Севера. - 1991. - 2 апреля. ]. Возможна ли халтура в работе педагогов “Домашней школы”? В обычной, массовой школе ученики и родители “обязаны” любить и уважать преподавателя, а в “Домашней школе”это все надо заработать. У родителей и учащихся появился реальный выбор, который можно было сделать в любое время учебного года.

Услугами данного заведения воспользовались 823 семьи. Преподавательский состав состоял из 197 человек, почти третья часть из них– выпускники городского педагогического училища-колледжа. Спустя три года после открытия столь нужного городу учебного заведения (в 1995 году), был произведен опрос каждой воспользовавшейся услугами“Домашней школы”семьи и преподавателей, где главенствующим вопросом был социальный заказ на ее деятельность. Администрация“Домашней школы” получила множество положительных отзывов и массу наилучших пожеланий. В 1996 г. “Домашняя школа”заработала в полную силу: к совместной работе привлекались более опытные педагоги, психологи. Однако Управление образования, сославшись на отсутствие средств и невозможность дальнейшего финансирования деятельности“Домашней школы”, в 1997 году ликвидировало это учреждение. Кроме того в Новом Уренгое на базе Дома культуры “Газодобытчик” шестой год работает школа эстетического развития детей. Школа находится на хозрасчете, то есть существует, в основном, на родительские взносы. Трижды в неделю здесь учатся дети от 4 до 7 лет.

Особенно любят ребятишки занятия Н. С. Семченко – преподавателя английского языка, Ю. Н. Шелковниковой – природоведа, С. Н. Богдановой – учителя чтения и директора школы, Л. И. Шуляк – детского психолога, Т. П. Вахрушевой – руководителя театральной студии, И. В. Гарнизовой – художника и экскурсовода детского музея, Т. И. Красюк – учителя музыки, И. А. Куликовских – хореографа [59 Иванова Н. В школу – до школы //Правда Севера. - 1996. - 6 апреля. ]. Дети эстетической школы вместе с детьми Центра “Поддержка” совершают экскурсии на природу, в зимний сад при детском саде “Руслан”, где им рассказывают о растениях, животных, учат понимать и любить окружающие нас предметы. Ведь именно природа-матушка дает нам кров, пищу, одежду, обогащает наше существование, воздействует на наше духовное и физическое развитие. К сожалению, на Крайнем Севере мы почти девять месяцев (с сентября по июнь) созерцаем бескрайние просторы снежных полей, а душа тоскует по зеленому листочку, травинке, нежной и яркой раскраске цветов. Вот потому и созданы в нашем городе такие“зеленые уголки” [60 Шелковникова Ю. Природа – наш учитель //Правда Севера. - 1996. - 6 апреля. ]. В 1994 г. в одном из микрорайонов южной части города Новый Уренгой открылась Комната школьника. В “Олимпе” организованы секции айкидо, каратэ, кикбоксинга. Занимаются с детьми опытные тренеры, любящие детей и свое дело. Для ребят также имеются настольные игры, теннисные и бильярдный столы, тренажеры. С детьми проводятся поучительно-познавательные игры.

В комнату школьника “Олимп” дети приходят просто прийти и отдохнуть; их встретят добрые, грамотные, отзывчивые педагоги: К. А. Гафарова и Н. В. Таушканова. Во многом благодаря им дети заняты полезными делами в свободное от школы время, стали принимать активное участие в городских соревнованиях [61 Кощеева С. Приходите в Олимп //Правда Севера. - 1994. - 2 апреля. ]. В 1998 году спортивному клубу “Контакт” Управления образования исполнилось 10 лет. Более тысячи ребятишек с превеликим удовольствием занимаются в различных секциях. Благо есть из чего выбирать: футбол, хоккей, рукопашный бой, фигурное катание. Один из любимых видов спорта– кикбоксинг, “отцом–основателем”которого в городе стал А. Борщев; тренируют юных борцов Л. Вороной, А. Кахно, В. Кушнир, П. Кошель. Первые тренировки начались в сентябре 1990 г. , а сегодня новоуренгойцы из “Контакта” - чемпионы России, Европы и мира [62Туктаров Ф. Тысячи уренгойцев пришли на бокс. //Правда Севера. - 1998. - 5 мая. ].

В городе Новый Уренгой, поселках Уралец, Лимбя-Яха, Коротчаево и Ево-Яха в культурно-образовательных учреждениях обучается полторы тысячи детей. Занятия проводятся на отделениях баяна, фортепиано, аккордеона, скрипки, духовых инструментов, гитары.

На базе школ созданы замечательные творческие коллективы преподавателей и учащихся. Хорошо известны не только в Новом Уренгое, но и далеко за его пределами ансамбль народных инструментов под руководством С. Савичевой, образцово-показательный ансамбль песни и танца“Сияние”(В. Гомоля, А. Филатов), трио скрипачей (В. Поезжалов), детская филармония (Л. Насикан), оркестр камерно-классической музыки (И. Козина). Однако, несмотря на вышеназванные учреждения системы дополнительного образования, настоящее состояние этой системы не может обеспечить запросы населения, слабо развита сеть платных дополнительных услуг. В пригородных школах дополнительное образование почти не развивается, очень низка вовлеченность в дополнительное образование детей и подростков. В числе основных причин сложившегося положения следует назвать: –организационно-управленческую разобщенность и неразработанность способов регулирования и координации деятельности учреждений дополнительного образования;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.