Рефераты. Развитие народного образования в городе Новый Уренгой (1976 – 1999 гг.) - (диплом)

p>В ДОУ воспитывают красотой. И всегда экспериментируют. В маленьком здании построенном по проекту 60-х годов имеется все необходимое, чтобы выпустить из стен его образованного ребенка. Все продумано до мелочей, и каждая деталь интерьера несет смысловую нагрузку. Здесь сказка начинается буквально с порога, чтобы ребенок на каждом шагу видел и чувствовал красоту. Прямо с улицы по мраморной лестнице, которая в течение всего года застлана ковром, вступает малыш в свой детский мир, где его встречает голубоглазая Мальвина, веселый длинноносый Буратино и другие сказочные персонажи, резьбой украшены лестницы, укрыты батареи и пожарный кран, резными рамами украшены зеркала– все здесь выполнено со смыслом. И красота – продуманная и строгая [42 Чунихина С. На Севере Крайнем “Мальвина” живет.... //Правда Севера. - 1997. - 31 мая. ]. Еще в начале века З. Фрейд показал роль ранних впечатлений для формирования личности, заявив, что деформации, отклонения в раннем возрасте дают в будущем необратимые девиации поведения. Их можно сравнить с нарушением траектории полета, т. е. в начале жизни, в начале динамики духовного развития. Поэтому заботу о душе ребенка, о нравственном ядре личности следует проявлять очень рано и именно с книги. Книга в первую очередь, потом– театр, потом – все остальные виды искусства. Приобщение к искусству, чтению для ребенка много важнее, чем для взрослого. Развивающийся мозг формируется в первые полтора-два десятилетия. Это совпадает с периодизацией Льва Толстого, который делил духовную жизнь на семилетия– детство, отрочество, юность. Педагогический коллектив тесно сотрудничает с институтом педагогических инноваций Российской академии образования, и в частности, с кафедрой дошкольной педагогики инновационного творчества, и поэтому все новое, что только появляется в дошкольной педагогике, находит свое отражение в жизни“Мальвины”. Желание творить рождает все эти эксперименты и новаторства, заставляет воспитателей пребывать в состоянии постоянного поиска.

Работа в “Мальвине”строится по трем направлениям: умственное развитие, эстетическое воспитание и оздоровление. Не каждое дошкольное учреждение может похвастаться таким штатом сотрудников, где есть свои хореограф, преподаватель иностранного языка, логопед, психолог, воспитатели по биологии, театральной и игровой деятельности, изобразительному искусству, физической культуре, три преподавателя музыкальных дисциплин: по скрипке, баяну, аккордеону.

Педагоги музыкальной школы ведут занятия на высоком профессиональном уровне. По окончании обучения наиболее одаренные дети без экзаменов принимаются в музыкальную школу. Есть здесь свой ансамбль народных инструментов“Ложкари”, непременный участник концертных программ многих общегородских мероприятий, победитель городского конкурса“Веселые наигрыши”.

Медицинское обслуживание осуществляется медицинским персоналом муниципальной городской многопрофильной больницы, штатным медицинским персоналом ДОУ, который наряду с администрацией и коллективом несет ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий. В Центре развития ребенка“Мальвина”есть полный комплекс для проведения оздоравливания и закаливания: процедурный кабинет, физиокабинет, сауна, комната психологической разгрузки, гидромассаж, тренажерный зал.

Питания, как в “Мальвине”, нет ни в одном детском саду. Питание разнообразно и осуществляется по заказному двухнедельному меню, организован шведский стол. Каждый ребенок выбирает себе блюдо, и нет здесь отходов: малыши едят то, что хотят. Так “Мальвина” учит жить в коллективе, здесь отошли от дисциплинарной модели воспитания, здесь личностно-ориентированная педагогическая модель общения. Отношения между воспитателями и детьми–партнерские, дружеские и доброжелательные, дети более самостоятельны, свободны, уверенны и подготовлены к выходу в жизнь.

ДОУ имеет статус юридического лица. Эта самостоятельность дала возможность сделать все, что сейчас есть, чем гордятся коллектив учреждения, его заведующая Н. В. Воробьева, заместители заведующей О. Н. Буксирнова и В. И. Заводцева, воспитатели Н. А. Давыдова, И. В. Краснова, И. М. Ильинова, И. А. Рахманкина, Е. В. Овдиенко, Н. С. Христосова, старшая медсестра Л. Н. Кравчута. ДОУ вправе предоставлять населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные образовательные услуги: изобразительная деятельность, ритмика, хореография, обучение игре на музыкальных инструментах и иностранным языкам, сверхурочный присмотр и уход за детьми, а также лечебно-профилактические, медицинские дополнительные услуги: например, массаж, сауна, плавание, физиотерапия, лечебная гимнастика, занятие на тренажерах. Финансовые средства образуются:

–из бюджетных ассигнований в расчете нормативного финансирования на одного ребенка;

    – родительской платы;
    – доходов от платных услуг (заработанных ДОУ);

– добровольных пожертвований граждан, предприятий, учреждений, организаций; – средств спонсоров и шефов.

Однако при всем “видимом”благополучии материальная база детских образовательных учреждений за истекший период значительно ухудшилась. Из-за отсутствия финансирования в детских садах, проработавших 10–15 лет, групповое оборудование приходит в негодность, требуется мягкий инвентарь, кухонное оборудование и посуда, игрушки. Есть большие проблемы с учебно-методическим обеспечением дошкольных учреждений.

Таким образом, дошкольные учебные заведения г. Новый Уренгой также достигли несомненных успехов в деле обучения и воспитания маленьких граждан. Среди них особенно выделяется ДОУ“Мальвина”.

    2. 3. Национальная школа

Вопрос о создании национальной школы очень специфичен. Более того, сегодня позиция федеральных органов такова, что национальная школа - региональная проблема и решаться она должна “на местах”. Это, с одной стороны, дает свободу, “развязывает руки”, но, с другой стороны, возникает проблема, как этой свободой воспользоваться [43Многие данные, использованные в параграфе, любезно предоставлены автору специалистами Управления народного образования Ямало-Ненецкого автономного округа (г. Салехард). ]. Комитетом по делам национальной школы Управления образования Ямало-Ненецкого автономного округа (председатель–П. Ф. Макаренко) проработана концепция национальной школы. Но проблема в том, что она во многом не вписывается во все те, которые существуют в современной России. У нас ведь национальной школы в ее традиционном понимании нет. Есть только отдельные ее элементы. То есть здесь изучают родной язык как предмет, и попутно с этим идет изучение каких-то элементов культуры, традиционных промыслов и т. д. По сути это, по нашему мнению–смешанная школа. И вот найти место такой школе в настоящей системе народного образования округа довольно-таки непросто.

Это не значит, что необходимо стремиться к созданию национальной школы в чистом виде. В первую очередь ребенок должен усвоить культуру своего народа, а от нее идти к усвоению общечеловеческих ценностей. На сегодняшний день мы четко понимаем, что должен представлять собой национально-региональный компонент в образовании. С одной стороны, выделяется русскоязычная школа, где необходимо ввести изучение географии, экологии, экономики, природных ресурсов и этноса края. С другой стороны, необходимо отдельное выделение проблемы школьного обучения малочисленных коренных народов Крайнего Севера, компактно проживающих на территории округа. Встает вопрос изучения родного языка. Сегодня нереально говорить, например, о преподавании всех учебных предметов на родном языке, но свой родной язык ребенок должен обязательно знать. Наверное, еще более важная проблема заключается в том, что невозможно сохранить родной язык, если национальная школа не будет опираться на изучение культуры, истории, традиций и обычаев народа, его традиционных промыслов.

Есть еще одна серьезная проблема –существующая система школ-интернатов. Ее можно сравнить с насосом, высасывающим из коренного народа его суть: назад возвращается мало и не в том виде, который необходим для сохранения этноса. Необходимо кардинальное изменение содержания воспитания в существующих школах-интернатах.

В настоящее время отмечается повышенный интерес к истории, современному положению и будущему малых народов Тюменского Севера, что объясняется как быстро растущими темпами промышленного освоения региона, так и рядом острых противоречий, сложившихся в ходе социально-экономического и этнокультурного развития его коренного населения. В связи с этим актуальным представляется обращение к истории деятельности Тобольского Комитета Севера в области образования, так как в этой сфере на сегодняшний день остаются нерешенными многие проблемы.

Еще в 1925 –1931 гг. Тобольским Комитетом по образованию в основу развития школ для коренного населения были положены следующие положения, достаточно актуальные и в наше время:

–Школа для малых народностей Севера должна давать только такого рода образование, которое не оторвет коренное население от его хозяйственной обстановки; не отучит его от обычной трудовой промысловой деятельности и облегчит ему тяжелую ежедневную борьбу с суровыми условиями северной природы и удержит коренное население в своей родной “стихии”– тундре или тайге. –Система обучения и воспитания в школе должна быть строго согласована с местными обычаями коренного населения, с укладом экономической жизни кочевого и охотничьего хозяйства без нарушения северных промыслов.

–Школьная программа должна быть тесно связана с жизненными потребностями северного человека, быть практикой культурного домоводства и давать ему навыки усовершенствования опыта [? Исторический опыт народного … С. 66–67. ]. Таким образом, в основу организации образования у коренных народностей Севера должен быть положен принцип связи с жизнью, традиционными хозяйственными занятиями. Тобольский Комитет по образованию в 1931 г. решил пойти по пути создания “кочующих” школ, оптимальных для местных условий. Однако дело окончилось созданием вышеупомянутых школ-интернатов.

И тем не менее положительное, рациональное решение данной проблемы должно работать на перспективу развития национальной школы с учетом знания языка, традиций, обычаев, опыта народной педагогики. В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования Управлением образования Тюменской области были поставлены следующие задачи:

–изучить исторический опыт северной школы и выявить положительные моменты в работе таких типов школ, как передвижные школы, школы при “красных чумах”, “красных ярангах”, культбазах и т. п. ;

–проанализировать поэтапное осуществление всеобуча на родном языке в северных регионах нашей страны;

–выявить связь обучения с традиционными видами хозяйствования (оленеводство, звероводство, рыбный промысел, охота);

–разработать методические рекомендации по дальнейшему развитию и усовершенствованию элементов системы народного образования для коренных национальностей Крайнего Севера, в том числе и кадровой проблемы [? Там же. - С. 70-71. ]. Вопрос подготовки педагогических кадров школ для коренных жителей Севера медленно, но положительно решается: при Тюменском педагогическом институте открылся филиал педагогических кадров родного языка, культуры, филологии. Почти 200 лет назад И. Фихте высказал мысль о том, что всякий народ или отдельные его представители, механически заимствующие иные духовные ценности, типы, мышления, теряют способность творить, созидать в рамках и родной, и иной для себя культуры.

Комитет народного образования Ямало-Ненецкого автономного округа сотрудничает с высшими учебными заведениями Екатеринбурга, Москвы, Новосибирска, Санкт-Петербурга, Ярославля. Складывается рынок подготовки специалистов в области обучения и воспитания детей семей коренной национальности округа...

    2. 4. Профессиональное образование

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.