Рефераты. Развитие народного образования в городе Новый Уренгой (1976 – 1999 гг.) - (диплом)

p>Как уже отмечалось, развитие системы народного образования в городе Новый Уренгой не становилось предметом специального исследования. Авторы, обращавшиеся к этой теме, затрагивали лишь отдельные различные аспектам. Причем это были, в основном, местные журналисты и публицисты, освещавшие историю и современное состояние учебных заведений города на страницах периодической печати.

В результате литература по теме представлена в основном статьями в журналах “Образование” и “Педагогика”, а также и в городской общественно-политической газете “Правда Севера”, которая выпускается с 01 января 1981 года. Автор, путем фронтального просмотра этих изданий за последнее десятилетие, выявила десятки публикаций, посвященных развитию народного образования на Крайнем Севере, в целом, и Новом Уренгое, в частности [4См, например: Богатство народа: Поучительные факты из жизни уренгойского образования. //Правда Севера. - 1999. - 2 сентября; Козицкий Ф. Школьная реформа в действии. //Правда Севера. - 1992. - 17 сентября; Петровичев В. М. Региональные аспекты единой образовательной политики. //Педагогика. - 1994. - № 5 и др. ]. Кроме того использовались статьи и сообщения по этой проблеме, помещенные в других региональных средствах массовой информации [5 Васильева Т. Жить страшно: О центре социальной адаптации молодежи “Садко”. //Газ Уренгоя. - 1999. - 29 мая; Кривчиков К. Не отстать от жизни. //Ямальский меридиан. - 1993. - № 5 и др. ]. В них представлены материалы о деятельности различных учебных заведений города: их успехах, проблемах, перспективах. Естественно, исследователь должен критически подходить к анализу этих публикаций, иногда носящих чисто публицистический или юбилейный характер.

Помимо газетных и журнальных статей автором использовались исследования различного уровня, рассказывающие об истории освоения Крайнего Севера нашей страны. В них закономерно главное внимание уделено освоению нефтегазовых месторождений, нелегкой трудовой деятельности северян. Однако здесь же имеются и некоторые сведения о развитии социальной инфраструктуры на Крайнем Севере, в том числе и зарождению здесь системы народного образования [6 Уренгой – факел юности. - Свердловск, 1985; Человек и Север. Свердловск, 1986 и др. ]. Существенное внимание уделялось и новым учебникам и пособиям по различным направлениям педагогики. Из них автором взяты ключевые новейшие разработки исследователей по проблемам развития различных учебных заведений на современном этапе [7См. , например: Основы педагогики. М. , 1996; Проблемы социализации детей и подростков. - Екатеринбург–Надым, 1994. ].

Таким образом, историография рассматриваемой проблемы достаточно невелика. Это предопределило обращение особого внимания на опубликованные и неопубликованные источники, а также сведения, полученные в результате непосредственного общения с работниками Администрации города Новый Уренгой, прежде всего, Управления образования, а также Управления образования Ямало-Ненецкого автономного округа в Салехарде. В частности, последние любезно поделились материалами по развитию национальной школы в округе.

В результате автором были привлечены разнообразные источники. Их условно можно разделить на несколько уровней: федеральный, окружной и областной (Ямало-Ненецкий округ входит в состав Тюменской области), городской и школьный. Большинство источников первых двух уровней опубликованы. Значительная часть остальных– впервые вводится автором в научный оборот.

Особо отметим федеральный закон “Об образовании”, который возможно станет, при выделении государством соответствующих средств, основой законодательной базы образовательных учреждений. Он декларирует общественную потребность в светском, лишенном идеологической и классовой“шелухи”образовании. Этот закон представляет умным, настойчивым, находчивым и богатым достаточно широкий спектр деятельности. И именно сейчас мы на законном основание “врастаем” в жизнь общества и “ставим” общественную пирамиду на огромное школьное образование [8Об образовании: Закон Российской Федерации //Рос. газ. - 1992. - 31 июля. - С. 3–6. ].

Особо отметим и “Программу развития образования в городе Новый Уренгой на 1996 – 2001 гг. ”, утвержденную 1 апреля 1996 года Городским собранием депутатов Нового Уренгоя. В ней содержится информация о практически всех образовательных учебных заведениях, раскрыты перспективы и альтернативы дальнейшего развития народного образования в городе на этот период времени [9 Программа развития образования в городе Новый Уренгой: 1996–2001 г. г. //Управление образования Администрации г. Новый Уренгой. Методический отдел. Б. н. ].

Кроме того повышенное внимание уделялось отчетам структурных подразделений Администрации города по образовательной системе. Часть из них опубликована в местной периодической печати [10Отчет Управления образования Нового Уренгоя: 1998 год //Правда Севера. - 1999. - 18 января. ].

В работе использовались и другие отчеты за некоторые учебные годы Управления образования, Управления молодежной и семейной политики Администрации Нового Уренгоя. В них кратко описываются результаты работы этих учреждений, а также содержаться Уставы школ и дошкольных учреждений. Эти материалы извлечены автором из ведомственного архива Администрации города и практически впервые вводятся в научный оборот [11 См. список неопубликованных источников. ]. Кроме того, в Управлении образования ведутся специальные стенды “Заслуженный учитель Российской Федерации” и “Отличник народного просвещения Российской Федерации”, куда регулярно помещаются соответствующие сведения о работникам системы народного образования города, получивших эти почетные звания. Эти материалы также нашли отражение в исследовании.

Ряд документов, созданных в результате деятельности предшественников Управления образования уже сданы на государственное хранение. В Городском архиве Нового Уренгоя создан фонд Городского отдела народного образования (ГорОНО). Автор использовала в работе некоторые его материалы, главным образом, годовые отчеты и приказы по основной деятельности этого органа управления [12Городской архив Нового Уренгоя. Ф. 24. Новоуренгойский отдел народного образования. Д. 1, 4, 8, 11, 19 и др. ].

Кроме того , автором использовались источники и несколько более широкого (окружного и областного) уровней, в частности, материалы Тюменской областной научной конференции, посвященной проблемам народного образования [13Исторический опыт народного образования Тюменского края: Материалы областной научной конференции. - Тюмень, 1992. ] и “Программа развития народного образования в Ямало-Ненецком автономном округе на период до 2001 года”. В вышеназванной Программе нельзя не отметить доступность и ясность изложения основных проблем и методов их решения. Программа охватывает все сферы образования: младенческий возраст, детский сад, школу, учреждения профессиональной подготовки [14Программа развития образования Ямало-Ненецкого автономного округа на период до 2001 года. - Салехард, 1996. ].

Обобщение и критическое сопоставление сведений, выявленных в источниках, в сочетании с материалами, привлеченными из литературы, делает возможным поставить проблему создания комплексного исследования.

Целью исследования стал комплексный анализ развития системы народного образования в городе Новый Уренгой с момента ее зарождения до настоящего времени. Особое внимание закономерно уделялось общеобразовательным учебным заведениям.

В соответствии с целью исследования автор поставил перед собой следующие взаимосвязанные задачи: –показать процесс зарождения системы народного образования в городе Новый Уренгой, проследить основные вехи в ее развитии;

–раскрыть трудности, с которыми пришлось столкнуться педагогам-первооткрывателям, а также последующим поколениям учителей; – рассмотреть управление системой народного образования в Новом Уренгое; –проанализировать структуру системы образования в городе, взаимодействие его различных звеньев;

–установить уровень развития народного образования в городе Новый Уренгой на рубеже XX– XXI в. в.

В тоже время некоторые вопросы, связанные с темой исследования, в работе только поставлены, но детально не рассматриваются. По нашему мнению, специального исследования требуют такие аспекты, как уровень жизни работников системы народного образования Нового Уренгоя, а также методики преподавания в различные периоды времени.

Автор избрал тематический принцип изложения материала. Он представляется наиболее плодотворным для изучения относительно небольшого временного периода развития системы народного образования в городе Новый Уренгой. Исследование состоит из трех глав.

В первой главе раскрываются организация и деятельность Управления образования Администрации Нового Уренгоя (а также, естественно, и его предшественников), его полномочия, функции и особенности. Во второй главе рассказывается об истории развития различных типов учебных заведений в городе, о состоянии воспитания и образования в детских садах и школах в условиях коренной перестройки в образовательной системе как страны, так и города, в том числе и проблемах национальной школы. Третья глава работы включает в себя анализ деятельности учреждений компенсирующего обучения, где воспитываются и учатся дети-сироты, брошенные, подобранные на улицах, наркоманы, инвалиды, алкоголики–т. е. дети, которым нет и восемнадцати лет, а также учреждениях дополнительного внешкольного образования (клубы, кружки, секции).

В заключении автор хотел бы поблагодарить всех тех, кто помог ей в подборе необходимых материалов для работы над темой, а также ценными консультациями. Это, прежде всего, ответственные работники Администрации г. Новый Уренгой: –Костогриз Иван Иванович, начальник Управления образования Администрации г. Новый Уренгой;

–Годунко Виктор Сергеевич, начальник Управления финансов и экономики Администрации г. Новый Уренгой;

–Меньшикова Елена Викторовна, начальник Отдела по делам архивов при Администрации г. Новый Уренгой;

–Шергина Татьяна Семеновна, начальник Управления молодежной и семейной политики Администрации г. Новый Уренгой;

–Пляшечник Людмила Николаевна, начальник Управления статистики г. Новый Уренгой;

–а также сотрудников Управления градостроительства и архитектуры Администрации г. Новый Уренгой и городской библиотеки имени журнала “Смена”.

ГЛАВА 1. Управление образования в системе Администрации города Новый Уренгой.

1. 1. Полномочия, структура и функции Управления образования

Город Новый Уренгой расположен на Крайнем Севере в Ямало-Ненецком автономном округе. Это один из крупнейших городов не только в нашем регионе, но и в целом в северных широтах мира. Город относительно молодой. Однако за четверть вековой период своего существования он похорошел, вырос вширь и ввысь. На сегодняшний день в нем проживает около ста тысяч населения [15 Подробности о том, как начинался Уренгой //Правда Севера. - 1994. - 9 августа. ]. Во главе города находится Администрация. В настоящее время ее возглавляет выборный глава (мэр)– Комарова Наталья Владимировна. Она считает, что народное образование – одно из самых приоритетных направлений жизни города [16Артюхов А. Благодарственное письмо мэру города Новый Уренгой Н. В. Комаровой //Правда Севера. - 1997. - 3 октября. ].

Отдел народного образования был создан при Исполкоме Городского Совета народных депутатов на основании распоряжения от 11. 08. 1980 года. Через месяц, 15 сентября 1980 года, заведующим Ямало-Ненецкого отдела народного образования был подписан Приказ № 60, пункт 22 которого гласил: “В целях упорядочения работы и контроля за работой детских садов-яслей и школ.... создать Отдел народного образования при Исполкоме Городского Совета народных депутатов г. Новый Уренгой .... Считать началом деятельности Новоуренгойского ГорОНО дату 15 сентября 1980 г.... Назначить заведующим Валентину Алексеевну Гаран .... ” [17Городской архив Нового Уренгоя. Ф. 24. Новоуренгойский отдел народного образования. Оп. 1. Д. 11. Л. 78. ]. Сразу отметим, что с февраля 1992 года ГорОНО возглавил Валерий Иванович Варламов, а затем и по настоящее время органом управления образования руководит Иван Иванович Костогриз [18 Там же. Д. 29. Л. 12. ].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.