II ступень - основное общее образование (нормативный срок освоения- 5 лет) –обеспечивает освоение обучающимися образовательных программ основного общего образования, условия становления и формирования личности обучающегося, его склонностей, интересов и способностей к социальному самоопределению. Основное общее образование является базой для получения среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования. III ступень – среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения 2 года) –является завершающим этапом общеобразовательной подготовки, обеспечивающей освоение обучающимися общеобразовательной программы данной ступени образования, развития устойчивых познавательных интересов и творческих способностей, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения.
В дополнение к обязательным предметам вводятся предметы для организации обучения по выбору самого учащегося, направленные на реализацию интересов, способностей и возможностей личности. В учебном плане гимназии используется гибкая модель образовательного процесса, предполагающая варьирование учебных групп, выбор учащимися специализированных предметов, усиление профильных дисциплин предметами по выбору, индивидуальными консультациями. Особенностями учебного плана гимназии является: – курс компьютерной грамотности с пятого класса; – введение с шестого класса второго иностранного языка; – раннее изучение экономики с 8-го класса;
–введение в седьмых классах химии и дополнительных часов по изучению биологии, так как программы учреждения по химии и биологии предусматривают изучение Госстандарта по данным предметам за курс основной школы;
Учебный план X-XI классов предусматривает введение профилей гуманитарного и экономического направления. В преподавании профильных предметов происходит расширение и углубление учебного материала с учетом требований вузов данного профиля.
Членами кафедры иностранного языка городской гимназии проделана большая работа по корректировке программ МГИМО в условиях гимназии, созданию, созданию программ факультативных курсов по физике, экономике, математике для одаренных детей. Как правило, выпускники гимназии поступают в те высшие учебные заведения, в которые намеривались, овладевают навыками, необходимыми для непрерывного самообразования. Год от года крепнут связи с Санкт-Петербургским финансово-экономическим университетом [32Богатство народа: Поучительные факты из жизни уренгойского образования //Правда Севера. - 1999. - 2 сентября. ].
В 1989 году в школу–новостройку в северной части города пришел новый директор –Лидия Николаевна Левкутная, родом с Крымского полуострова, которая очень близко к сердцу принимала детские болезни. С группой единомышленников подготовила проект новой школы. Для пущей убедительности пригласила специалистов из Сибирского отделения Академии медицинских наук, которые, проверив 400 детей школы, выдали жуткие данные по состоянию их здоровья. По ним выходило, что на один произвольно выбранный класс не приходилось ни одного здорового ребенка, либо находился всего один“относительно здоровый”. Защищать свою идею пришлось долго и трудно. Где это было видано, чтобы в школе работали 20 медицинских работников?
Горсовет пошел на встречу педагогическому коллективу школы по вопросу создания экспериментальной школы-профилактория. 7 июня 1994 года состоялся президиум Горсовета, на котором школе было выделено 2, 5 миллиона рублей для реализации эксперимента. Так впервые на российском севере, в нашем городе, открыла свои двери школа-профилакторий № 12, призванная показать зависимость учебно-воспитательного процесса от состояния здоровья детей и максимально улучшить результаты обучения. Ее цель не лечить, а сохранить здоровье, которое дано ребенку от рождения. На второй год работы программы кривая успеваемости резко и настойчиво поползла вверх. Дети стали учиться лучше. Учиться хорошо стало выгодно.
Четвертый год в школе № 12 действует программа профильного обучения с ориентацией на профессию медицинского работника среднего и высшего звена. За два года старшеклассники превращаются в медсестер и медбратьев, получая на руки соответствующий документ. В течение третьего года проводится довузовская подготовка с медицинской ориентацией в сотрудничестве с Тюменской государственной медицинской академией. За первый год обучения 17 детей получили довузовскую подготовку двенадцать из них стали студентами мединститутов. В 1997 году из 28 выпускников– 12 студенты Тюменской государственной медицинской академии (ТГМА), четверо – учатся в других городах. В 1998 году из 26 выпускников 14 – студенты ТМА, шестеро – в других городах. В 1994 году был создан адаптивно-реабилитационный центр “Диалог”, который включает в себя две службы: досуга и социально-психологическую. В центре работают социальные педагоги, юрист, психотерапевт, логопед-дефектолог, психолог, педагоги дополнительного образования.
Основной задачей центра является –осуществление индивидуального подхода к каждому ребенку на основе психологических параметров его личности. В начале учебного года в результате массового опроса выявляются интересы учащихся и на их основании формируется сеть кружков и секций дополнительного образования. В спортивных секциях, таких как вольная борьба, дзюдо, теннис, футбол, волейбол, баскетбол, плавание, занимается 50% учащихся. В кружках художественно-эстетической направленности: хореография, ритмика, драматический, “Умелые руки”, “Модница”, “Техник”, “Мягкая игрушка”, хоровой, пресс-центр и другие– занимается 25% ребят. Центром “Диалог” ведется диагностическая и коррекционно-развивающая работа в классах выравнивания и компенсирующего обучения, где учатся дети, требующие особого индивидуального подхода в обучении и воспитании.
Лечебная база школы-профилактория № 12 (а это ингаляторий, физкабинет, фитобар, стоматологический, массажный кабинет, фитокамера, галокамера и прочие процедурные кабинеты) работают без выходных и каникул. Летом в школе оздоровительная площадка. За летние каникулы 1998 года пролечились более 1800 учащихся из разных школ города. И желающих все больше.
Совместно с Тюменским государственным университетом (ТГУ) и ТГМА разработана и внедряется региональная программа охраны здоровья школьников в условиях Крайнего Севера.
В школе-профилактории № 12 сделали упор на гуманистическое воспитание. Сотни ребятишек приходят работать в центр “Милосердие”, расположенный в этой же школе. Там учатся и лечатся дети-инвалиды со всего города. Дети, не имеющие физических недостатков очень бережно помогают своим подопечным. Это не только очень трогательно, но и полезно. Дети учатся видеть и слышать других, исподволь совершенствуя свою душу.
Возрождая лучшие традиции отечественной педагогики здесь обратили внимание на ее опыт в религиозно-нравственном воспитании, где особая роль отводилась праздникам русской православной церкви. В школе ежегодно устраивают рождественские и пасхальные вернисажи, каждый праздник имеет свои традиции, сложившиеся в результате духовного и социально-культурного опыта всего народа. Педагоги понимают, как важно создать эмоционально-психологическую атмосферу в предпраздничные дни, дети своими руками делают всевозможные украшения, поделки, рисуют, учат стихи, песни. В день праздника устраиваются представления, ярмарка распродажа. В эти дни навстречу с детьми приходят священнослужители, эти встречи учат детей доброте, милосердию, готовности помочь, попавшему в беду, скромности, мужеству, справедливости, а отсюда и более глобальным нравственным ценностям : Жизни, Красоте, Труду, Человечности. Педагоги, медики, учащиеся школы, родители и дети-инвалиды благодарны своим спонсорам, материально поддерживающим эту гуманную акцию, –предприятиям “Уренгойгазпром”, “Ямбурггаздобыча” и Буровому Предприятию “Тюменбургаз” [33 Что ожидает новоуренгойцев … - С. 5. ].
Администрацией школы № 5 проведена большая работа по созданию экспериментальной площадки. Как и всякое коллективное дело, оно не только вдохновляло, но и тревожило, так как генеральная идея эксперимента–создание модели школы, помогающей развитию художественных и творческих способностей школьников, – предусматривала участие практически каждого члена коллектива. Поэтому достаточно быстро изучалась документация, личные дела и медицинские карты учащихся, а в связи с этим–запросы и пожелания родителей. Одновременно работал семинар-практикум по изучению опыта учебных заведений в данном направлении, а также наработки ученых. Немаловажное значение приобрела и работа по отбору диагностических методик обследования детей для первичного, основного и заключительного этапов их развития в условиях эксперимента.
Невозможно было представить масштабы заданных задач без “вливания” дополнительных материальных средств, на что Управление образования города пошло сознательно, а коллектив постарался оправдать эти надежды. Надо учесть, что хотя школу нельзя считать удаленной от центров культуры, тем не менее социальный паспорт микрорайона, прилегающих к нему кварталов малоэтажной застройки и“вагон-городка” показывает достаточно низкий уровень культурных притязаний живущих в них. Насколько же смелым и необычайно необходимым стало открытие в условиях эксперимента специализированных классов изобразительного искусства, хореографии, музыкальной культуры, искусства театра кукол и актерского мастерства, иностранных языков! Хочется сказать, что, даже изменив место жительства, дети продолжают ходить в эту школу.
Достаточно высокий образовательный в мире культуры уровень специалистов позволил строить многовариантные содержательные программы развития этих классов, вводя такие дисциплины, как история искусств, классический и народный танцы, музыкальная грамота (основы теории музыки и сольфеджио), а также использовать всевозможные формы организации занятий: индивидуальные (вокал, музыкальный инструмент), различные типы ансамблей, оркестр. Создание нового образца педагогической и учебной деятельности, позволяющих осваивать новое содержание воспитания, стало одной из задач классных руководителей: ведь только в комплексном взаимодействии возможно было предположить положительный результат эксперимента.
Учительский коллектив, конечно, понимал, что Экспертному совету Управления образования и общественной комиссии важно было представить конечные результаты работы: изменения в психологическом климате коллектива детей и взрослых, уровень влияния детей этих классов на товарищей в школе и дома, позиции в педагогическом коллективе к эксперименту, к друг другу, совершенствованию своего мастерства, а главное, развитие индивидуальных способностей личности, уровень культуры и нравственности ребенка.
Эта цель не смогла бы быть достигнута столь успешно, не проводись эта работа в условиях школьных занятий, кружковой работы, которые углубляли процессы, а также без полного понимания и поддержки родителей, что подтверждали диагностические исследования.
Таким образом, создавались условия для развития художественных способностей детей, отрабатывалась управленческая модель школы со специализированными классами.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12