Впоследствии знамя имело значение условного знака - господства и над страной, овладения крепостью или городом, т.е. было символом власти. Например, если князь водружал свое знамя над каким-либо городом, крепостью, страной, то этим самым он объявлял о своей власти над ними.
Но с XII века под «стягом» всё чаще имеется в виду именно знамя, а не воинское подразделение: «держит стяг Ярополка», «видят, что стяг не поднят вверх». Как правило, княжеское войско имело несколько военных стягов. «Собирательная» и «управленческая» функция которых дополнялась звуковыми сигналами (подобное было характерным и для византийского войска). Звуковые сигналы подавались с помощью труб и бубнов. Часто указывалось, что в воинском отряде имелось: «17 стягов и 40 труб»; 13 стягов, а труб и бубнов 60» (72 ).
Необходимо отметить тот факт, что в XVI-XVII веках в нашей стране функционировали различные типы знамен. Существовала своего рода иерархия тогдашних знамен. В первую очередь, это Большое царское знамя. Оно было очень велико, богато украшено и сопровождало царя в его походах. Имелось и Малое знамя, принадлежащее царскому полку. Существовали и знамена меньшие по рангу - полковые и сотенные. А что же изображалось на подобных знаменах? Чаще всего, к примеру, на больших и малых царских знаменах (они были, как правило, красного цвета) помещали лик Спасителя, а также изображения ангелов, звезд и крестов. Их обрамляли затейливыми орнаментами, которые сверкали золотом и серебром. На знаменах полков также помещали изображения святых. Этот тип знамен богато украшен. Сотенные же знамена были меньших размеров, чем другие, нами уже названные. На сотенных изображался крест, вместо святых. Сотенные по содержанию украшения были проще, как бы скромнее. В то время имелись и боярские прапоры. Они были небольших размеров с длинными хвостами - клинцами («хоботами») и служили личными знаками родовитых людей России того далекого времени.
После введения христианства на Руси на стягах стали изображать крест Господен. В связи с чем стяги приобретали статус святыни. К XV веку мобильность (подвижность) русских войск значительно увеличилась, а поэтому стяги (знамёна) стали меньшими в размерах. Роль и статус стягов повышался: под ними проходила церковная служба, принимали присягу, заключали договоры и т.д. С конца XIV века на русских стягах появляется лик Спасителя. В одном из древних документов по истории нашей страны - «Поведение и сказание о побоище Великого князя Дмитрия Донского» - стяг впервые называется «знаменем» (от слова «знамение», т.е. знак). А уже в начале XVII века слово «стяг» было, по сути, полностью заменено словом «знамя» (61, 66).
А какую роль играли знамена? Что на них изображалось? Как они выглядели? На эти вопросы можно получить ответы при рассмотрении конкретных знамен (стягов) тех далеких времен.
Знаменитым стягом (знаменем) далеких времен нашей страны являлся «Всемилостивейший Спас». С ним Иван Грозный ходил «воевать» Казань в 1552 году и покорил ее, присоединив к русскому государству. Это знамя было с откосом, «построено» (изготовлено) из малиновой (червчатой) камки. А посредине был «вшит образ Спаса Нерукотворного, вшитый золотом, серебром, голубыми и разноцветными шелками». Вокруг этого образа вышит библейский текст. В откосе вшиты два четырехконечных креста и пять звезд из камки желтого цвета. Камка знамени обшита бахромою из золота с малиновым шелком. Древко стяга увенчано серебряным позолоченным крестом. Размеры его были таковы: длина - 3 м, высота - 1,5 м. Для ношения стяга назначалось два-три человека. Нижний конец древка был острым, что указывает на то, что знамя могло втыкаться в землю (72, 130) (18, 415).
После взятия Казани у стяга «Всемилостивейшего Спаса» был отслужен молебен, затем Иван IV приказал воздвигнуть церковь на том месте, где стояло это знамя во время боя. Это знамя участвовало в походах русских войск в XVI-XVII веках.
Обратимся теперь к характеристике еще большего знамени XVI века - «Великого стяга» Ивана Грозного». Описание его имеется в работах, к примеру, у Б.Н. Серова (65, 26), Н.А. Соболевой (72, 130-131), Е.В. Пчелова (58, 91).
Этот стяг был изготовлен по приказу Ивана Грозного в 1560 году для русских войск, которые вели войну с Ливонией (1558-1583). Площадь его составляла 12 кв. м. Скроено это знамя было косынею (с откосом снизу вверх).
Оно было богато украшено. Композиция его была чересчур сложной. Изготовлено было из китайской тафты. На лазоревом (светло-синем) полотнище изображен в темно-голубом круге Иисус Христос (Спаситель) в славе, т.е. в короне. Он был в белой одежде и на белом коне. По окружности круга изображены золотые херувимы и серафимы. А левее круга и непосредственно под ним - сонм небесного воинства (ангелы, святые) в белых одеждах и на белых конях. Откос (сахарного) белого цвета. В нем вшит круг из белой тафты, а в круге помещено изображение архангела Михаила - на золотом крылатом коне, держащий в правой руке меч, а в левой - крест. Архангел Михаил являлся предводителем небесного воинства. Всё полотнище усыпано золотыми звездами и крестами. По краю это знамя было обшито каймой брусничного цвета. На кайме был помещен текст из Библии. Таким знаменам воздавались большие почести, они освещались самим патриархом по тому же чину, что и иконы.
Это знамя ныне находится в Оружейной палате Московского Кремля.
Пчелов, к тому же, замечает (58, 91): «Известны знамена Ермака Тимофеевича с новыми эмблемами, которыми были лев и единорог, а малиновым, с архангелом Михаилом в центре, было знамя князя Д.М. Пожарского, возглавившего Второе народное ополчение и освобождение Москвы от польских захватчиков в 1612 году».
Вышеназванные авторы книг (Серов, Соболева, Пчелов и др.) отмечают, что в XVII веке в русских знаменах появляется новое, в первую очередь, в изображениях на них. Новшества были связаны с тем, что в это время на службе в русской армии стали появляться иноземные военные, из которых формировались, как тогда говорили, полки иноземного строя (рейтарские, драгунские полки), которыми, естественно, командовали исключительно иностранные командиры - офицеры. Конечно же, иностранные офицеры вносили в русские войска некоторые свойственные им порядки и обычаи. Кроме обучения и обмундирования своих подчиненных, иностранные офицеры решали вопросы составления (изготовления) знамен для своих воинских частей.
Новое же, привносимое иностранными командирами, заключалось в том, что они стали помещать изображения на знаменах и различных воинских значках - светские эмблемы, к которым относились: орел, грифон, змеи, львы, химеры и др. На протяжение всего XVII века этот обычай в значительной мере был распространен во всей русской армии.
Необходимо отметить, что уже в XVII веке правило помещать светские эмблемы стало распространяться не только на знамена иноземных полков, но и на русские ротные (сотенные), на знамена полков, на боярские и даже на знамена старого московского строя, т.е. стрельцов и казаков. Например, уже в конце XVII века на одном из знамени стрелецких полков было записано: «…вышит зверь грив (грифон - Г.Б.), в передней лапе палаш» (72, 135).
Так появился в русском войске западный обычай изображать светские эмблемы на знаменах и прочих военных значках. Светские эмблемы были исключительно разнообразны как по форме, так и рисункам на них, изготавливаясь, «как ротмистр укажет сам». На таких знамёнах в виде эмблем «писали» орла, грифа, змею, льва; надписи делались в основном на латинском языке.
И еще: в конце XVII века на военных знаменах помещались и территориальные эмблемы, некоторые из них впоследствии вошли в городские и иные гербы. Например, в 1686 году для одного из полков было приказано сделать знамя с друглавым орлом, а «под орлом пушка, а на пушке птица Гамаюн, против того, как печать города Смоленска». Впоследствии и пушка, и птица Гамаюн вошли в герб города Смоленска. Подобное происходило и с изображениями на прапорах. Например, по описанию в 1687 году, на прапоре Никиты Ивановича Романова, двоюродного брата царя Михаила Федоровича, был изображен золотой идущий грифон с мечом и щитом в лапах, а на щите был помещен небольшой орлик. Полотнище прапора было белым, а его кайма - червленой (красной - Г.Б.), а у откоса кайма была черной, на которой были изображены оторванные золотые и серебряные львиные головы. Впоследствии этот прапор стал основой при составлении герба дома Романовых (XIX век); на знамени астраханских стрельцов в голубом поле (полотнище) были изображены золотая корона, над нею - серебряный восточный меч с золотою рукояткой, которые все вошли в качестве эмблем в герб города Астрахани (72, 136) (17, 40).
Некоторые исследователи-флаговеды считают, что в нашей стране до середины XVII века не имелось единого государственного знамени, на котором изображался бы двуглавый орел, хотя он, как известно, в качестве государственного знака существовал с конца XV века.
Но имеются основания утверждать, что в начале XVII века использовалось знамя, олицетворяющее верховную государственную власть над присоединенными к России землями, на котором все-таки было помещено изображение двуглавого орла, на груди которого был помещен св. Георгий Победоносец на коне, поражающий копьём змия. Так, в 1614 году было пожаловано такое знамя Войску Донскому, которое защищало южные границы России от внешних врагов. Кроме того, в XVII веке имелось еще и белое знамя с золотым орлом. Оно называлось ясачным, т.к. под таким знаменем собирали с нерусских народов Поволжья и Сибири ясак (подать) (61, 136-137).
Впервые бело-сине-красный флаг на Руси появился во второй половине XVII в. при царе Алексее Михайловиче (отце Петра I). И связано это было со строительством Волжско-Каспийской флотилии, призванной защищать торговые караваны, ходившие по Волге и Каспию в Иран и Среднюю Азию.
В 1667-1668 гг. на Оке (с. Дединово Коломенского уезда около Москвы) было построено 5 морских судов: корабль «Орел», на его борту поместили 22 пушки (60, 17), яхта, две шнявы и бот. Для них нужны были морские флаги, которые в международных водах позволяли бы определить страну и «защищали» корабль как часть государственной территории.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24