После «Марсельезы» гимн становится торжественной песней, но уже светского содержания, в отличие от предыдущих гимнов, являвшихся по большей части религиозного содержания. Светского содержания были и гимны революционных движений рабочих, прокатившихся по Европе в XIX веке.
В XIX веке в Европе произошли буржуазные революции. Именно в это время гимны стали отличаться (конечно же и под воздействием «Марсельезы») своим патриотизмом и призывали народ к сплочению и борьбе. Поэтому в этом отношении можно назвать «Гимн гарибальдийцев» А. Оливьери в Италии, «Ракоци марш» в Венгрии, «Безансон» в Бельгии, «Гей, славяне» С. Томашика в Чехии (1834). Последний в 1848 году был утвержден славянским съездом в качестве гимна славянского возрождения, братства и единства.
Теперь коснемся вопроса о возникновении «Интернационала» - вначале не государственного, а известного международного пролетарского гимна. Он был написан французским поэтом- песенником Эженом Потье (1816- 1887) в июне 1871 года под впечатлением героической обороны Парижской Коммуны. Но вначале Потье был известен в Париже как искусный рисовальщик тканей. Дела в его мастерской шли успешно. Заказчиков было много. Собратья по ремеслу считали, что в будущем Эжен мог стать состоятельным человеком. Но Потье бросил свое ремесло, вступил в I Интернационал, участвовал в его работе и на баррикадах. За участие в работе Парижской Комунны был приговорен к смертной казни. Но он бежал за границу и только перед смертью возвратился во Францию. Умирал заброшенным и нищим.
Друзья Потье собрали деньги на издание книги «Революционные песни», куда вошел и текст его «Интернационала». Эта книга вошла в свет весной 1887 года, а в ноябре этого же года Эжен Потье скончался. В гроб с его телом был положен сборник стихов «Революционные песни», где, естественно, был текст его «Интернационала».
В июне 1888 года сборник «Революционные песни» попал в руки музыканта- любителя Пьера Дегейтера (1848- 1932), жившего на севере Франции, в городе Лилле. Он был рабочим фабрики. Дегейтер нашел в этом сборнике текст «Интернационала» Эжена Потье. Вскоре им была написана музыка к тексту «Интернационала», который был впервые исполнен на празднике Союза газетчиков 23 июня 1888 года в городе Лилле. Эта дата считается годом рождения хоровой песни- гимна «Интернационал» Потье - Дегейтера.
Нами только что были рассмотрены истории возникновения четырех песней- гимнов различных стран: Голландии - «Вильгельмус Ван Нассауве», Англии - «Боже, храни короля» и Франции - «Марсельеза» и «Интернационал». Это было сделано для того, чтобы показать, что голландский гимн был первым официальным государственным в Европе. Это важно знать читателям, да и студенты часто задают вопросы о том, в какой стране и когда появился первый официальный гимн. Мелодия же английского гимна стала музыкальной основой в составлении гимна России в начале XIX века. А два указанных французских гимна стали официальными гимнами России в первой половине XX века.
А вот когда и при каких обстоятельствах некоторые из перечисленных гимнов влияли на составление гимнов или становились гимнами России в качестве официальных, будет сказано в данном пособии позже.
А теперь коснемся вопроса о гимнах нашей страны от их возникновения до настоящего времени. Данный вопрос рассматривали Н. А. Соболева (72,173-177), В. В. Крутов (38,29), Е. В. Пчелов (58,112), В. К. Романовский (61,30).
В Древней Руси торжественные церемонии всегда проходили под церковные песнопения. А богослужебное пение на Руси пришло из Византии после крещения в 988 году. Музыкальными инструментами Древней Руси, как об этом записано в летописях, являлись «бубны, трубы, сопелки». В подтверждение этих фактов можно привести следующие данные: в Липецкой битве, произошедшей в 1216 году, у Юрия Долгорукова имелось 140 труб и бубнов. В этой же битве новгородцы выставили 60 труб, а владимиро -суздальцы - 40 труб и 40 бубнов. Нет никаких сомнений в том, что под указанные инструменты осуществлялось песнопение в те далекие времена как среди военных, так и гражданского населения. В России в ответственные минуты русской истории исполнялись православные молитвы из церковного обихода. Например, в «Повести временных лет» (XII в.) имеется прославление в честь Иисуса Христа: «… пойте Господа, благословляйте его. Возвещайте в народах славу его, во всех людях чудеса его, ибо Господь и достохвален». А в «Слове о полку Игореве» содержались строки, восславляющие молодых воинов и их князя: «Молодых теперь настало время славить нам //…Здравь будь князь и вся дружина здрава! // Слава князьям, и дружине слава! Аминь»
Вплоть до конца XVII в. в России звучала церковная музыка во время церемоний, на которых позже стал звучать государственный гимн. Какое духовное песнопение чаще всего исполнялось на государственных церемониях, сказать трудно из-за отсутствия специальных исследований. Однако известно, что в 1479 г., в год освящения Успенского собора, был создан профессиональный хор «Государевых певчих дьяков». В XV- XVII вв. хор пел православные духовные песнопения гимнического характера во время церковных праздников и событий общегосударственного значения (71,66).
Впоследствии церковное песнопение развивалось и совершенствовалось. Уже в XVI веке в нашей стране появились торжественные канты, которые являлись разновидностью гимнов. Канты писались на религиозные тексты и бытовали в кругах духовенства, в монастырях. И они совершенствовались - вскоре они стали по содержанию светскими и составлялись на патриотические и лирические темы, т. е. тематика их изменялась. При Петре I появились «виватные канты» - по сути, светские гимны, исполнявшиеся на церковный манер. «Виватные канты» исполнялись в честь побед Петра на суше и на море. Среди таких кантов были и такие, как «Виват, Россия, именем преславна» и «Радуйся, российский орле двоеглавый».
Кроме виватных кантов в XVIII веке в торжественных случаях исполнялся и церковный гимн «Тебя, Бога, хвалим». Этот гимн вместе с соборными и певчими пел, преклонив колена Петр I в 1721 году по случаю Ништадтского мира со Швецией (1700-1721). Гимн «Тебя, Бога, хвалим» исполнялся во время молебнов, в дни именин членов Императорской семьи, при коронации русских царей.
В XVIII веке появились трехголосные хоровые канты. У них расширялась тематика - появляются патриотические, лирические, любовные, бытовые канты. Конечно, после того, как канты приобрели светский характер, естественно, они стали исполняться различными слоями населения, прежде всего городского.
В свое время Петр Великий внес много изменений не только в жизнь, но и в музыку. Но в начале своей государственной деятельности он был равнодушным к музыке, недооценивал ее как вид искусства. В то же время Петр I очень ценил религиозную музыку, даже сам нередко пел на клиросе. Но после того, как он побывал за границей, музыка для него стала важной в его личной и государственной жизни. В то же время, как в отрочестве, так и в период его царствования, ему приходилось слушать музыку от иностранных дипломатов, приезжавших в Москву, привозя иногда с собой даже оркестры. А позже он проявлял личную заинтересованность и инициативу в приобретении музыкальных инструментов. Например, в 1699 году Петр I купил за границей оркестр гобоистов, так понравившийся ему.
Известно, что Петр Великий много времени уделял развитию военной музыки. Благодаря ему вскоре в составе русских военных оркестров появились гобоисты, флейтисты, литавристы, трубачи - правда, в ограниченном количестве. Например, в 1700 году в армии Петра имелось всего лишь 6 иностранных трубачей. Правда, во время Полтавской битвы, состоявшейся в 1709 году, Петру удалось захватить в качестве трофеев военные оркестры с различными музыкальными инструментами, ранее принадлежавшими армии шведского короля Карла XII.
С целью развития военной музыки в 1711 году был издан указ о штатах полковых оркестров. А с 1722 года было решено: все полки русской армии должны были в обязательном порядке иметь свои оркестры. Военные марши с этого времени стали неотъемлемой частью существования русской армии. Марши воодушевляли войско, сплачивали воинов перед лицом врага, придавали бодрости солдатам. Под звуки марша они устремлялись в штыковую атаку, марши исполнялись на парадах и торжественных церемониях.
В царствование Петра I появились условия, потребности и возможности для возникновения гимна. Это было как бы ответом на развитие музыки в стране «до» и «во» время царствования Петра Великого. И результат не замедлил появиться: в первой четверти XVIII века появился «Преображенский марш» одноименного полка петровских времен. Созданные Петром I Преображенский и Семеновский полки не раз на деле доказывали свою преданность престолу и Родине. Они участвовали во многих войнах синостранными государствами.
Впоследствии эти полки стали гвардейскими. Гвардейцы же считались лучшими воинами русской армии. Сам Петр I служил в Преображенском полку и даже получил здесь звание полковника этого полка, чем очень гордился. Все последующие российские государи, в том числе и императрицы, являлись шефами Преображенского полка и его полковниками. Необходимо отметить, что со временем число гвардейских полков увеличивалось, но петровские Преображенский и Семеновский продолжали оставаться старейшими и почетными в русской армии. В связи с этим именно марш Преображенского полка обрел большую популярность и значение в русской армии (58, 113, 114). Автор и дата возникновения этого марша неизвестны. Кстати, этот гимн определенное время выполнял функции государственного. В связи с этим его исполняли в честь побед русских войск, во время коронаций русских царей (в частности, Екатерины I в 1724 году), а также на военных смотрах и парадах. Необходимо отметить немаловажный факт: в 1814 годы русские войска вошли в Париж под музыку «Преображенского марша».
Четкость и скорость темпа (120 шагов в минуту) делали его незаменимым во время военных походов и парадов. Но он выполнял и функции светского гимна на парадах, торжественных выходах царских особ, во время приема послов иностранных государств.
При Петре Великом были созданы и военные полковые оркестры. В 1722 году, например, оркестр Преображенского полка имел 40 музыкантов- флейтистов, барабанщиков и трубачей. Каждый полк русской армии обязанбыл иметь свой марш.
Каждый полк, естественно, гордился своим маршем, но только марш Преображенского полка имел особую известность и популярность. «Преображенский марш» звучал при штурме Измаила (1790), при сражении под Бородино (1812) и Лейпцигом (1813). В конце XIX века марш элитного полка Российской Империи стал главным военным маршем нашей страны (31,3).
Как было сказано выше, автор музыки «Преображенского марша» до сих пор неизвестен. А слов к этому маршу вообще не было. А потому «Преображенский марш» долгое время исполнялся только в музыкальном варианте. И только в 1805 году офицер Преображенского полка С. Н. Марин написал слова на музыку этого марша. Сам Марин был участником войн с Наполеоном. Во время Аустерлицкого сражения (1805) он был тяжело ранен, проявил мужество и героизм, за что был награжден золотой шпагой с надписью « За храбрость» (58,114).
Необходимо отметить, что слова Марина для «Преображенского марша» были столь же бодрыми и призывными, как и сама музыка:
Пойдем, братцы, за границу
Бить Отечества врагов.
Вспомним матушку- царицу,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24