Рефераты. История государственных символов России

p align="left"> Вспомним, век ее каков!

Славный век Екатерины

Нам напомнит каждый шаг;

Те поля, леса, долины,

Где бежал от русских враг…

«Преображенский марш» удивительно красив, его великолепный музыкальный рисунок обеспечил ему долгую и славную жизнь вплоть до 1917 года, так как в конце этого года Преображенский полк был расформирован, но его марш обрел новую жизнь. В стране сложилась такая обстановка, когда белые армии не могли пользоваться старым гимном - «Боже, царя храни!», в связи с тем, что не все в их рядах желали возращения царя на престол. В то же время и революционные песни были для них также неприемлемы (58,115). В связи с чем «Преображенский марш» продолжал существовать в белом движении времен гражданской войны. Например, в Доброволческой армии этот марш выполнял функцию светского гимна (72,178),с ним встречали иностранные делегации, под его звуки прощались с русской землей, уезжая в другие страны эмигранты, Первой волны (58,115).

В русской эмиграционной среде «Преображенский марш» не потерял своей популярности: и ныне его исполняют при поднятии флага и боевых знамен, на церемониях памяти павших и т. д.

Надо отметить, что «Преображенский марш» в музыкальном варианте неоднократно звучал в нашей стране и в советское время в исторических фильмах и радиопередачах, посвященных исторической тематике. А в настоящее время этот марш все чаще исполняется военными оркестрами Российской армии.

После «Преображенского марша» на свет появился другой не менее важный гимн-марш «Гром победы, раздавайся!» А его история возникновения такова.

В царствование Екатерины II Россия одержала множество побед. В связи с этим возникла настоящая потребность в музыке, которая символизировала бы музыкальный «флаг». Именно в эту эпоху было создано музыкальное произведение под многозначительным названием «Гром победы, раздавайся!», которое стало, по сути, новым музыкальным символом России (61,31).

В декабре 1790 году русские воины под командованием А. В. Суворова взяли крепость Измаил, которая считалась неприступной. В честь этой победы Г. А. Потемкин (сподвижник Екатерины II), в апреле 1791 года организовал бал, где 300 певцов во время появления императрицы Екатерины II исполнили марш «Гром победы, раздавайся!» Текст этого марша был написан Гавриилом Романовичем Державиным (1743-1816). Он был представителем русского классицизма. Музыку к нему сочинил Осип Антонович Козловский (1757-1831). Он участвовал в войне против турок, был участником штурма Очакова (1788), там же своими музыкальными способностями обратил внимание князя Г. А. Потемкина, который поставил его во главе своей капеллы в Санкт- Петербурге. После смерти Потемкина (1791) Козловский был назначен заведующим Санкт-Петербургскими театральными оркестрами и занимал эту должность в течение 35 лет (38,93).

Козловский написал около 70 музыкальных произведений, в которых прославлялись победы русских воинов. Им была написана музыка к пяти трагедиям, в то же время он славился своими полонезами, из которых наибольшую популярность и славу приобрел «Гром победы, раздавайся!», фактически став на некоторое время неофициальным национальным гимном России. А по сути, этот марш-полонез был гимном русского дворянства: он открывал дворянские балы, звучал в парках дворянских усадеб. Поэтому дворянин Троекуров из повести А.С. Пушкина «Дубровский» часто насвистывал мелодию этого музыкального сочинения (58,117).В то же время его исполняли песельники на полях сражений под грохот оружейных залпов и стук барабанов, звон тарелок и колоколов. «Гром победы…» создавал приподнятое, торжественное настроение. Он пробуждал гордость за свое Отечество, воодушевляя россиян примерами побед и героизма их доблестных соотечественников (72,179).

Гимн «Гром победы…» венчал многочисленные победы русского воина и оружия. Он стал песнью в то время, когда и наша страна достигла рассвета, когда турки в результате русско- турецкой войны (1787-1791) были разгромлены и Россия торжествовала по случаю окончательного выхода к Черному морю (58,118).

Но с воцарением Павла I, который отрицательно относится к деятельности своей матери (Екатерины II) «Гром победы…»перестали исполнять (61,31). И только через 100 лет в опере «Пиковая дама» П. И. Чайковский ввел мелодию этого марша в сцену прибытия на бал Екатерины II (58,118).

Упоение величием Российской империи слышалось в каждом звуке и слове «Грома победы, раздавайся!»:

ГРОМ ПОБЕДЫ, РАЗДАВАЙСЯ!

(Первый российский неофициальный

гимн-марш. 1791 г.)

Музыка О. А. Козловского.

Слова Г. Р. Державина.

Грома победы, раздавайся!

Веселися, храбрый Росс!

Звучной славой украшайся.

Магомета ты потрес!

Воды быстрые Дуная

Уж в руках теперь у нас;

Храбрость Россов почитая,

Тавр под нами и Кавказ.

Уж не могут орды Крыма

Ныне рушить наш покой;

Гордость низится Селима,

И бледнеет он с луной.

Стон Синая раздается

Днесь в подсолнечной везде;

Зависть и вражда мятется

И терзается в себе.

Мы ликуем славы звуки,

Чтоб враги могли узреть,

Что свои готовы руки

В край вселенной мы простреть.

Зри, мудрейшая царица!

Зри, великая жена!

Что Твой взгляд, Твоя десница

Наш закон, душа одна.

Зри на блещущи соборы,

Зри на сей прекрасный строй;

Всех сердца Тобой и взоры

Оживляются одной.

Припев: Славься сим, Екатерина!

Славься, нежная нам мать!

Почти одновременно с «Громом победы…» появился русский духовный гимн «Коль славен наш Господь в Сионе».(61,32) Иногда эту песнь считали гимном национальным, но государственным он никогда не был. К этому гимну музыку написал композитор Бортнянский Дмитрий Степанович (1751- 1825). Он заслуженно считался значительным русским композитором второй половины XVIII- начала XIX веков, большим мастером духовной музыки, которая и сегодня часто исполняется в храмах. Гимн привлекал сердца людей в первую очередь в высшей степени искренним обращением к Богу. По сути, он был настоящим духовным гимном страны (58,120). Слова гимна «Коль славен…» написал Херасков Михаил Михайлович (1733- 1807). Он работал директором Московского университета, был действительным тайным советником. Являлся одним из самых известных поэтов своего времени, за что современники его называли «русским Гомером» (61,31).

Современники так характеризовали Хераскова: «Человек острый, ученый и просвещенный». Он писал оды, лирические стихотворения, пьесы, романсы, героические и эпические поэмы, но «Коль славен наш Господь в Сионе» стал вершиной его творчества. (58,120).

Гимн Бортнянского и Хераскова построен на основе церковных и народных напевов и исполнялся в медленном темпе, тем самым оказывал огромное воздействие на слушателей, поэтому он обрел громадную популярность среди населения. Он звучал во время церковных праздников и крестных ходов, исполнялся ежевечерне в армии, при погребении генералов и офицеров, умерших во время прохождения действительной службы, при производстве юнкеров в офицеры и т. д. «Коль славен…» в дореволюционное время являлся всеобщим национальным духовным гимном России, занимая наиболее почетное место. Этому доказательство- его текст:

КОЛЬ СЛАВЕН НАШ ГОСПОДЬ В СИОНЕ

(Национальный духовный гимн России.

1790-е гг.) Музыка Д. С. Бортнянского.

Слова М.М. Хераскова.

Коль славен наш Господь в Сионе,

Не может изъяснить язык:

Велик он в небесах на троне,

В былинах на земле велик.

Везде, Господь, везде Ты славен

В нощи, во дни сияньем равен.

Тебе Твой Агнец златострунный

В себе изображает нам;

Псалтирью мы десятиструнной

Тебе приносим фимиам!

Прими от нас благодаренье

Как благовонное куренье.

Ты солнце смертных освещаешь

И любишь, Боже, нас как чад.

Ты нас трапезой насыщаешь

И зиждешь нам в Сионе град;

Ты грешных, Боже, посещаешь

И плотию Своей питаешь!

Как пишет Н. А. Соболева (72,181): «Колоколами Спасской башни Московского Кремля вызванивались: в 12 и 18 часов «Преображенский марш», а в 15 и 21 час - «Коль славен наш Господь в Сионе». Как видно из всего этого, они были «на слуху» в течение 60 лет - с 1856 по 1917 год.

После революции в октябре 1917 мелодии этих гимнов были заменены пролетарским «Интернационалом» и революционной траурной песнью «Вы жертвами пали…» (58,120).

Во время гражданской войны «Коль славен наш Господь в Сиане» исполнялся в белой армии адмирала А. В. Колчака, а в эмиграции служил знаком духовного единения русских людей за рубежом, выехавшие в первые годы после октябрьской революции в России (58,121).

Н. А. Соболева (72,181)справедливо отметила, что «… вышеназванные мелодии гимнического характера не являлись официальными или государственными гимнами, но в разные времена отчасти выполняли функции гимна. В то же время, Россия нуждалась именно в государственном гимне, в котором в высшей мере отражалась бы история страны, а также прославлялись ее прошлое и настоящее».

В связи со сказанным Соболевой и естественным положением в России - отсутствием официального, государственного гимна страны - император и его приближенные, постепенно осознавая такое положение, предпринимали все возможное для создания своего собственного гимна, российского и по текстовой и музыкальной форме. И это им удалось. Был сочинен именно такой гимн, мелодия и слова были близки как высшей элите страны, так и всем жителям страны от «ученых до невежи».

А теперь раскроем вопрос о создании государственного гимна России.

В начале XIX века Россия еще не имела своего национального гимна или мелодии, которая могла бы исполняться при проведении торжественных мероприятий. Процесс составления гимна страны начался именно в начале XIX века. И это неслучайно. Для возникновения государственного гимна в то время в стране имелись соответствующие объективные условия, а именно: во-первых, были изгнаны за пределы страны французские войска в результате войны в 1812 года, а события этой войны, «…пробудили к новой жизни русскую нацию» (Н. Г. Чернышевский), во-вторых, произошло, по сути, победоносное шествие русских войск по Европе вплоть до Парижа и взятие его, за что вся освобожденная Европа была благодарны России, в-третьих, в связи с вышесказанным в стране царил высочайший патриотический подъем настроений всего русского народа. Все сказанное только явлилось могучим толчком для развития русской культуры и повышения национального самосознания русского народа. Вся эта обстановка в стране настоятельно требовала иметь собственный российский государственный гимн. Ибо тогда «в чести» была в стране мелодия английского гимна «Боже, храни короля…» А поэтому нетрудно догадаться, что в этом отношении начался тщательный поиск своего, русского музыкального символа, который отвечал бы духу и характеру русского самобытного характера. В связи с этим в начале XIX века в стране появилось множество стихов, прославляющих Александра I и ратный подвиг русского народа.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.