Рефераты. История государственных символов России

p align="left">В то же время надо знать, из каких частей состоит полотнище. Элементами полотнища являются:

- кайма - это полоса по краям поля полотнища, отличающаяся от него по цвету;

- фламы - диагональные полосы в углах полотнища, отличающиеся от него по цвету;

- крест - располагается, как правило, в центре флага;

- углы - пространство поля между составными креста, совпадающие с углами полотнища;

- крыж - своеобразный щиток, обычно четырехсторонней формы, помещаемый в верхней части полотнища, у древка, по цвету крыж отличается от цвета полотнища. На нем помещаются символические изображения - гербы, звезды и др.

- бахрома - плетеное украшение, которым обшиваются края полотнища.

К флагам также относятся следующие части:

- древко - это приспособление в виде шеста, к которому крепится полотнище и которое изготавливается из металла или дерева (ныне и из пластмассы);

- навершие (более раннее - острожник) является украшением древка на его верху (звезда, шар, наконечник копья и др.) и которое укрепляется на нем с помощью трубки (втулки);

- шнуры с кистями или ленты, которые прикрепляются к навершию. Ленты могут нести в себе названия организации и быть наградными (орденскими);

- подток - нижний металлический (а в настоящее время и пластмассовый) конец древка, служащий для сохранения от порчи нижней части древка и является в то же время и опорой для знамени (флага);

- скоба - это металлическое кольцо, расположенное ниже полотнища и на котором гравируют памятные надписи (в российской армии - краткую «биографию» воинской части и др.);

- предохранительный чехол, в котором помещается знамя для хранения;

- панталер - перевязь через плечо знаменосца, предназначенная для ношения знамени;

- знаменные гвозди, служащие для закрепления полотнища к древку;

- запас - часть полотнища, обернутая вокруг древка и предназначенная для крепления к последнему.

Нами было написано о типах флагов и их составных частей не случайно: в дальнейшем читатель-студент будет встречаться с только что названными и охарактеризованными материалами о флагах, что позволит ему разобраться с историей возникновения и развития флагов. Ведь государственные, а также и иные флаги имеют огромное значение в жизни общества.

Об этом справедливо и точно написал в своей книге Н.Н. Семенович: «Нам неизвестна такая страна, которая не имела бы своих флагов, только ей присущих. Государственный флаг - это лицо страны. Неуважение или оскорбление флага считается самым тяжким оскорблением всего государства, так как флаг является наиболее выразительным символом государства. Флаг, поднятый за границей, показывает экстерриториальность того, над чем он поднят; флаг как бы предупреждает о том, что все, находящееся под этим флагом - будь то человек, здание, кораболь, кусок земли, - состоит под защитой того государства, которому флаг принадлежит!» (64,3).

В каждой стране существуют свои традиции и правила, связанные с государственным флагом. И то, что принято в одной стране, может показаться необычным в другой. Но во всех случаях непременным и обязательным является одно, непременное правило - взаимное уважение. Посягательство на полотнище другого государства однозначно воспринимается во всём мире как знак неуважения и враждебности. И наоборот, уважение и достойное отношение к чужому флагу - общепринятая норма международных отношений (18, 378).

Как и во всяком символе, всё в государственном флаге имеет смысловую нагрузку. Одни из них являются главными, другие - подчиненными. Основное во флаге - это его цвет или цвета. Если цветов несколько, то важным является их расположение по отношению друг к другу, объем, который каждый цвет занимает на полотнище. Помимо цвета, на флаге могут быть нанесены различные эмблемы, дополнительно символизирующие данное государство, уточняющие его характер. Из всех элементов флага самым подвижным, изменяемым являются эмблемы, а наиболее постоянным - цвет. Изменение цвета, как правило бывает связано с коренным изменением государственного строя, хотя и не всегда (66, 21-212).

Прав был К.К. Мамаев, заметив, что «… флаг можно в какой-то мере сопоставить с политическими плакатами. Они отражают не только идеологическую стратегию, но и идеологическую тактику. Со сменой конкретных политических лозунгов и содержание знаменной символики» (Цит. / по: 18, 381).

А теперь коснемся непосредственно вопроса о флагах нашей страны с момента их возникновения и развития до наших дней.

Но вначале необходимо коснуться вопроса возникновения флагов в зарубежных странах. И сделать это надо по следующим причинам: во-первых, в зарубежных странах флаги появились гораздо раньше, чем в России, во-вторых, флаги в нашей стране появились под воздействием флагов других стран, хотя и у нас имелось многое специфическое, присущее только нашей родине. О чем будет идти речь в нашем пособии позже.

На протяжении человеческой истории существовало огромное разнообразие образцов знамен.

Флаги существуют уже более 3000 лет. Они, конечно, не были похожими на современные. Например, как считают некоторые исследователи, первые флаги были деревянными или металлическими шестами, наверху которых помещали фигуры птиц, животных или иные символы. Как пишет Шепелева (25,30): около 2000 лет назад для изготовления флагов стали использовать ткань, а 500 лет назад полотнище стало главной частью флага.

Самый старый флаг относится к 3000 году до н.э. Он найден в 1972 году в Кхабисе в Иране. Сделан он был из металла и имел размеры 9 на 9 дюймов. На нём имелись изображения орла, двух львов, богини, трех женщин и быка (75, 184). Подобие флага видно на изображении корабля времен Рамзеса III - фараона Египта, жившего с 1204 по 1173 год до н.э. Кроме этого, своеобразные полотнища выставлялись перед домами знатных египтян (43,5). В те далекие времена эти своеобразные флаги применяли и древние греки, в основном как сигнальные. (Там же).

В Древнем Риме, например, к числу первых военных знаков (флагов) относится изображение орла, которого здесь называли «птицей Юпитера». Орел в этом случае ассоциировался со скоростью, силой и боевым духом (75, 184). Во время Пунических войн (III-II вв. до н.э.) в римских легионах, кроме орла, в качестве знаков использовались фигуры волка, минотавра, вепря, соболя и лошади (72, 100).

Как предполагают некоторые исследователи (60, 66) (18, 382), возможно, прообразом современного флага является посох древнего пастуха, который водил за собой стадо. В то же время посох был символом власти фараонов Древнего Египта и христианских епископов. Кроме того, изображения и эмблемы богов, помещенных на верху шеста, встречались в Древней Персии и Ассирии, Древней Греции и Риме, Северном Причерноморье…

Считается доказанным, что уже к IV в. н.э. римская конница имела вексиллум (лат. - знамя). Вексиллумы представляли собой четырехугольный кусок пурпуро - красного сукна, укрепленный на перекладине, прибитой к древку. Необходимо отметить, что вексиллумы употреблялись и раньше (они были иной формы, чем той, о которой только что было сказано): Гай Юлий Цезарь (I в. до н.э.) сообщал о «выставленном впереди (войска - Г.Б.) вексиллуме». В этом случае, как считают некоторые исследователи, вексиллум являлся штандартом полководца, который выносился перед началом боя или поднимался на мачте корабля и служил своеобразным сигналом к бою, по всей вероятности, из-за своего яркого пурпурного цвета, который считался цветом римских императоров, а позже - и цветом флагов командиров римских легионов. Первое, похожее на современное, знамя появилось около 100 г. до н.э. в Китае. Это было прикрепленное уже непосредственно к древку четырехугольное полотнище из белого шелка. Эта ткань была легкой, но прочной, ее можно было разрисовывать, к тому же шелковое полотнище трепетало и развивалось даже на легком ветерке, в этом случае изображенные на нем яркие фигуры казались совсем живыми и были заметными. Китайцы первыми стали крепить полотнище уже не к поперечной планке, а прямо к древку, как и в настоящее время (25, 29). Этот флаг должен был указывать местоположение китайского императора, а также служил символом его власти и могущества (75, 185).

Обычай выступать в поход под флагами-полотнищами, прикрепленными непосредственно к древку, быстро распространялся по всему тогдашнему миру.

Первыми этот обычай переняли арабы, а в Европе - крестоносцы (XI-XIII вв.) позаимствовав это у арабов.

В Византии в ранневизантийское время военные знамена участвовали в церемонии восшествия императора на престол. В VI в. появляются сведения о военных знаменах Византии, называемых «бандон», кстати, позже так же назывались военные соединения небольшой численности. Есть предположения, что в византийской кавалерии использовались штандарты, похожие на римские вексиллумы. Но «бандоны» продолжали существовать. Например, к VII веку относятся более подробные сведения о бандонах: они легкие, небольшие, цвет полотнища был одинаковым для знамен различных воинских частей, но они все же отличались вышитыми на полотнищах знаками. В Византии в коннице были фламмулы - флаги треугольной формы, прикрепленны к древку. Эти знамена перед боем освящались, им в бою отводилось особое место и роль. В IX-X вв. бандон утвердился как знак определенного воинского подразделения, в то время как фламмулы означали знамя вообще. Этим термином называлось и знамя военачальника: один из очевидцев (XII в.) сообщил о большом военном знамени императора под названием «Октопус», это означало, что свободный край полотнища имел 8 остроугольных «косиц» (от лат. «окто» - восемь). Кроме этого, копья воинов также имели несколько разрезов (косиц).

С конца IX - нач. Х вв. в Византии воинские знамена украшали изображениями святых. Среди них первенствовал Георгий Победоносец, с мечом, щитом и копьем, он также изображался на печатях и монетах Византии.

Византийский цветовой канон составляли пурпурный (красный), белый, желтый (золотой) и черный цвета. В византийской цветовой символике пурпур объединял вечное, небесное (синее и голубое) с земным красным. Красный цвет воспринимался как цвет пламенности, огня, «животворящего тепла». Отсюда красный - символ жизни. В то же время он - цвет крови Христовой и знак истинности его пришествия и спасения рода человеческого. Белый цвет означал светоносность, символизировал «чистоту». Темно-синий цвет византийцами воспринимался как символ неба и ассоциировался с вечной божественной истиной. Черный цвет означал завершение любого явления, цвет конца, смерти (как противоположность белому). Зеленый цвет символизировал юность, цветение. Он был цветом травы и листвы, а поэтому считался предельно материальным и близким человеку. Желтое воспринималось как «златоведение», а золото - как «световедение». Блеск золота воспринимался в качестве застывшего солнечного света. Золото означало богатство и власть. Поэтому золото очень высоко ценилось светской и духовной властью Византии. Из золота и позолоченных материалов изготавливалось огромное количество всевозможных украшений для храмов и императорского дворца, золотом расшивались Императорские и патриаршие одежды. Кроме всего этого, золото применялось и в иконописи, как бы участвуя в создании божественных образов, что было очень важным в те далекие времена.

Все названные цвета применялись в мозаиках, росписях, книжных миниатюрах и, конечно же, влияли на цвета византийских знамен в различные времена.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.