Рефераты. История государственных символов России

p align="left">Командиром корабля «Орел» был назначен по одной из версий голландец Д. Бутлер, приглашенный в Россию и назначенный на эту должность самим царем Алексеем Михайловичем (1629-1676). Бутлер, когда запрашивал у правительства, какие цвета следует поднять на его судне (а равно и на судах всей флотилии), заметил: «На кораблях бывает, - которого государства корабль, того государства бывает и знамя» (71, 110). Из этого можно было заключить следующее: правительству царя Алексея Михайловича пришлось решать вопрос о государственных цветах России. После чего началась кропотливая работа в этом плане.

Имея в своем распоряжении образцы военных знамен, зная рисунок и цвета флагов соседних государств, и обладая собственным гербовым знаменем, правительство тем не менее дало заказ на исторические изыскания, была составлена справка под названием «Писание о зачинании знаков и знамен или прапоров». После чего, 9 апреля 1668 года, в Сибирский приказ была послана «память» (записка), в которой повелевалось послать из меновых товаров «310 аршин киндяков, да 150 аршин тафты червчатых (красных), белых, лазоревых (синих) к корабельному делу на знамена и на яловички (вымпелы)» (64, 10), что в переводе на метрическую систему мер составляло 220 метров белого, синего и красного материала, а по другим документам - 180 м. Нет сомнения в том, что разработчики этого флага исходили из того, что по русским обиходным понятиям красный цвет означал отвагу, героизм, огонь; синий - небо, духовность, веру; белый - мир, чистоту, правду, благородство (17, 41).

На основании всего сказанного можно с уверенностью заключить, что, во-первых, русское правительство осознало, что морской флаг должен быть таким, как и государственный («которого государства корабль, - того государства и знамя»); во-вторых, основными знаменными цветами России с 1667-1668 гг. были признаны белый, синий и красный, которые впоследствии стали цветами государственного флага вначале России, а позже - Российской Федерации.

К сожалению, сам флаг первой русской Волжско-Каспийской флотилии не сохранился, этот флаг и сам корабль «Орел» были сожжены восставшими разинцами, по которым из корабельных пушек был открыт огонь (61, 39). Существует две версии о том, как выглядел флаг «Орла» и флотилии в целом. Первая из них - это был флаг, у которого было полотнище, состоящее из равновеликих горизонтальных полос белого, синего и красных цветов, посредине - золотой двуглавый орел с Георгием Победоносцем на груди. По второй версии - это было полотнище с синим крестом по середине и в шахматном порядке поля белого и красного цвета. При любых версиях - это был первый флаг, где использовались по царскому решению белый, синий и красный цвета (Там же).

Итак, 1667-1668 гг. были не только годами рождения гербового знамени, но и первого варианта бело-сине-красного военно-морского флага, позже ставшего государственным. Днем же официального рождения бело-сине-красного флага считается 20 января 1705 года (77, 69). В этот день от имени императора Петра I был издан указ, объявленный из Приказа Воинских Морских Дел, в котором говорилось, что «На торговых всяких судах, которые ходят… ради торговых промыслов, быть знаменем по образцу, каков нарисовав, послан под сим Великого Государя указом». А далее шло описание этого флага: «Флаг Его Царского Величества Московского разделен натрое. Верхняя полоса белая, средняя синяя, нижняя красная. На синей полосе золотой с царской короной венчан двуглавый орел, имеющий в сердце красное клеймо с серебряным Св. Георгием без змия» (71, 116). Кстати, этот флаг впоследствии стали называть провиантским, торговым, купеческим, коммерческим, «обывательским», гражданским и, в конечном счёте, российским национальным (27, 6).

Петр Великий создал множество эскизов и проектов флагов и вымпелов. Он не стал менять государственные цвета, но определил точное расположение горизонтальных полос, совпадающее с древним пониманием строения мира: снизу - физический, плотский (красный); выше - небесный (синий); ещё выше - божественный (белый) (17, 41) (60, 18).

Петр I более 30 раз вычерчивал трехцветный флаг во многих вариантах, но никогда не менял порядок полос. Он был таким, как в вышеприведенном примере. С полным основанием этот трехцветный флаг может быть назван флагом Петра Великого. Пребывание трехполосного военно-морского флага в международных водах, несомненно, поднимало его значение до государственного. В дальнейшем этот флаг станут называть торговым, купеческим, коммерческим, гражданским и, наконец, русским национальным и государственным.

Таким образом, в конце XVII - начале XVIII вв. государственный флаг России приобрел вид полотнища, состоявшего из трех горизонтальных полос - белой, синей и красной с изображением двуглавого орла посредине. Этот флаг сыграл огромную роль в истории нашей страны, в первую очередь в военном деле. Под бело-сине-красным флагом русские войска одержали победу над шведами под Полтавой (1709), а во время Семилетней войны (1756-1763) русские войска в 1760 году вошли в Берлин. Под этим флагом сражались войска А.В.Суворова, а также проходила Отечественная война против французских войск в 1812 году (58, 66).

Но ещё до Указа Петра I от 20 января 1705 года в России в XVII веке существовал бело-сине-красный «флаг царя Московского». А история его появления такова.

Летом 1693 года Петр I направился в Архангельск с целью посещения Соловецкого монастыря. Здесь он впервые в своей жизни увидел Морские корабли. В Архангельске Петр I пробыл шесть дней. За это время он увидел настоящее море, и множество иностранных кораблей с их морскими флагами. Всё это очаровало молодого императора. В связи с чем при деятельном участии Петра заложили в Архангельске на соломбальской верфи один корабль, а другой был заказан в Голландии.

Уезжая из Архангельска, Петр пожаловал архиепископу Афанасию свой струг «с парусом, якорем, со своею прикрасою и снастью судовую». Среди корабельных «прикрас» был «флаг царя Московского». Вот как он выглядел: «Флаг царя Московского» был сшит из специальной флажной материи - флагзуха. Полотнище его разделялось на три горизонтальные полосы: верхняя - белая, средняя - синяя и нижняя - красная. В полотнище флага был вшит увенчанный тремя короткими желтый двуглавый орел со скипетром и державой. На груди орла был помещен красный щит с изображением Святого Георгия, колящего копьем зеленого дракона. Знаменитый «флаг царя Московского» до начала ХХ века хранился в Архангельске. В 1940 году известный флаговед Н. Семенович реставрировал его. В настоящее время «флаг царя Московского» хранится в Центральном военно-морском музее, который находится ныне в Санкт-Петербурге. Ширина этого флага составляла 4, 6 м, а его длина - 4,3, т.е. 1:0,9 (27, 48-53).

18 мая 1694 года Петр I прибыл в Архангельск, а 20 мая состоялся торжественный пуск корабля, заложенного год назад (1693). А 21 июля прибыл в Архангельск и заказанный в Голландии корабль «Святое пророчество». Петр получил на нем должность шкипера, а капитаном был назначен Франц Лефорт. На корабле был поднят бело-сине-красный флаг (18, 55). Некоторые исследователи-флаговеды считают, что в 1693 году бело-сине-красный флаг официально становится государственным. Об этом сказано в материалах Особого совещания, созванного через два века после этого, в 1896 году, по императорскому повелению для выяснения вопроса о российских национальных цветах. В них, к примеру, говорилось: «Трехцветный флаг с двуглавым орлом… в том же 1693 году был назван флагом «Царя Московского». По сути, государственным флагом (61, 24). Этот флаг поднимали на тех кораблях, где находился царь Петр Великий (11, 90), а позже - где присутствовали правители России и на торжественных мероприятиях. Под «Флагом царя Московского» в 1697-1698 годы отправилось в Европу российское Великое посольство, в котором находился сам Петр I.

Цвета и эмблемы флагов государственных не являются произвольным. Они имеют определенное символическое значение. Именно цвет (цвета) полотнища являются главной его отличительной особенностью. А уже на цветовое поле флага накладываются изображения эмблем, гербов, животных, растений, предметов и иных символов, характерных для истории, общественной жизни соответствующей страны (БСЭ. Т. 27. С. 486).

Возникает закономерный вопрос: Откуда взялись эти три цвета?

Белый, синий и красный цвета появились как основа государственного флага не сразу. На стягах и знаменах русских князей и царей всегда присутствовали в том или ином сочетании, вместе или порознь белый, синий и красный цвета. Так, ещё в «Слове о полку Игореве» отмечается, что во главе дружин Игоря Святославовича были «червлен стяг, белая хоругов, червлена чолка». Как уже упоминалось, на Донском побоище у князя Дмитрия Ивановича был багряно-красный флаг. Малиновое знамя с изображением «Всемилостивого Спаса» вдохновляло русское войско на последний победоносный штурм Казани в 1552 году, которым руководил, как известно, сам Иван Грозный: малиновым было и воеводское знамя князя Дмитрия Пожарского, объединившего соотечественников против иноземных захватчиков в «смутную» эпоху (1612). Такого же цвета было знамя во время военного похода против Крымского Ханства, последнего оплота Золотой Орды, совершенного в 1687-1689 годах под руководством князя В.В. Голицына (61, 22).

Иногда указывают на то, что расцветку и рисунок бело-сине-красного цвета заимствовал у голландцев Петр I. Однако при этом забывают, что с момента появления (1581) и до 1648 года голландский флаг был жёлто(оранжево)-бело-синий. Оранжевый цвет являлся цветом дома Оранских и впоследствии был заменен на красный в 1648 году, когда Голландия была освобождена от испанского владычества. После чего он стал красно-бело-синим, являясь таким и в настоящее время.

Естественно, Петр I до некоторой степени взял за образец трехцветный, т.е. с такими же цветами как флаг Голландии. Это и немудрено. Для русского новоиспеченного императора, учившегося в Голландии морскому делу, Голландия была образцовой морской державой, флот которой бороздил моря и океаны почти всего земного шара, и не одна Россия попала под обаяние голландской символики морского флота. А поэтому трехцветные флаги на Волжско-Каспийской флотилии времен Алексея Михайловича и Петра I свидетельствовали о повороте России в сторону морских держав Европы. Но несомненно и то, что в выборе цветов русского флага значительную роль сыграла и отечественная традиция. Например, царские грамоты скреплялись печатью красного воска, красным бархатом обивались изнутри царские суда и кареты, под красным балдахином появлялись цари перед народом. К тому же общеизвестно, что у великороссов красными (т.е. красивыми) были девица, изба, угол, товар, словцо. А также красный и синий цвета были самыми распространенными в народной одежде: синие с красным кушаком кафтаны и рубахи русских крестьян и казаков, синие и красные сарафаны с белыми рубахами русских женщин, подвенечный наряд до ХХ века был красным (7, 91).

Голубой считался цветом Богоматери (считалось, что Богоматерь через икону - защитницу предохраняет Русскую землю от врагов); белые и синие цвета выбрала себе русская православная церковь; на крестные ходы русские патриархи шествовали под голубыми балдахинами. Белый цвет был символом свободы и величия, отсюда фольклорный «белый царь», т.е. независимый (Там же).

Сочетание этих трех цветов, отлично видимых даже в пасмурную погоду, напоминало о свободе и православии того государства, какому принадлежал флаг.

Петр I ввел в употребление и другие российские знамена. Так, для частных коммерческих судов был введен белый флаг с черным двуглавым орлом. В 1701 году им же был введен еще императорский штандарт. Это было квадратное золотое знамя с черным двуглавым орлом посредине. Это было знамя не империи, а лично императора. Оно поднималось там, где в тот момент находился император (25, 34).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.