71
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Вятский государственный гуманитарный университет»
Физико-математический факультет
Кафедра дидактики физики и математики
Выпускная квалификационная работа
Методика использования визуальных моделей в обучении школьников решению математических задач
Выполнил
студент V курса физико-математического факультета
(специальность 050201.65 Математика)
Слончук Артём Геннадьевич
Научный руководитель:
канд. пед. наук, ст. преп. кафедры
дидактики физики и математики
Горев Павел Михайлович
Рецензент:
канд. пед. наук, доцент кафедры
Крутихина Марина Викторовна
Работа допущена к защите в государственной аттестационной комиссии
«___»__________2008 г. Зам. зав. Кафедрой М.В. Крутихина
«___»__________2008 г. Декан факультета Е.В. Кантор
Киров, 2008
Содержание
Введение
§ 1. Наглядность как средство развития школьников в процессе обучения математике
1.1. Понятие наглядности и ее роль в процессе обучения математике
1.2. Функции наглядности в обучении математике
1.3. Виды наглядности в обучении математике
1.4. Роль наглядности в математике
1.5. Использование наглядности в процессе обучения математике
§ 2. Методика обучения решению математических задач с использованием визуальных моделей
2.1. Методика построения визуальных моделей при обучении решению текстовых задач
2.2. Методика использования визуальных моделей при обучении решению задач на движение
2.3. Методика применения визуальных моделей при обучении решению задач с параметрами
§ 3. Описание и анализ результатов опытно-экспериментальной работы
Заключение
Библиографический список
В процессе обучения математике задачи выполняют разнообразные функции. Учебные математические задачи являются эффективным и часто незаменимым средством усвоения учащимися понятий и методов школьного курса математики, вообще математических теорий. Велика роль задач в развитии мышления и в математическом воспитании учащихся, в формировании у них умений и навыков в практических применениях математики.
Как показывает школьная практика, результаты ЕГЭ, учащиеся не достаточно хорошо решают задачи, иногда даже не берутся за их решение. Это связанно с тем, что учащиеся плохо владеют методами решения задач.
Эффективным средством обучения решению задач является метод визуализации. Он помогает найти путь решения, способствует более глубокому усвоению алгоритмов решения, осознанию всех связей присутствующих в задаче, помогает увидеть взаимосвязь понятий, что позволяет на более высоком уровне оценить их роль и значение для задачи в частности и соответствующей теории вообще.
Но, как показывает анализ учебной литературы, данная тема не достаточно глубоко освещена, что не позволяет использовать учащимся визуальные модели как средство решения задач. Кроме того, методическая литература тоже не содержит основательных сведений в этой области. Как следствие этого учителя практически не используют данные методы в процессе обучения.
Таим образом, актуальность работы обусловлена:
· необходимостью повышения уровня знаний школьников в области использования визуальных моделей для решения математических задач;
· недостаточной разработанностью методических пособий по данной теме;
· недооценкой учителями роли визуализации в процессе обучения решению математических задач.
Гипотеза исследования заключается в том, что систематическое и целенаправленное использование методов визуализации в процессе обучения школьников математике способствует осознанному умению решать математические задачи, повышает уровень эффективности обучения, способствует развитию и поддержанию интереса к математике, а так же развитию различных форм мыслительной деятельности.
Объект исследования - процесс обучения математике в средней школе.
Предмет исследования - использование методов визуализации при обучении школьников решению математических задач.
Целью работы является выявление возможностей применения визуальных моделей при решении математических задач и составление методических рекомендаций по их использованию.
Достижение цели работы реализуется через систему задач:
· изучить учебно-методическую и психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
· перечислить требования и сформулировать правила применения наглядных пособий при обучении математике;
· рассмотреть методику работы с визуальными моделями при обучении решению математических задач;
· проверить эффективность данной методики с помощью опытного преподавания.
Работа состоит из введения, трех параграфов, заключения и библиографического списка (24 источника). В первом параграфе рассмотрены основные положения использования наглядности в обучении математике. Во втором параграфе изложена методика использования визуальных моделей при решении отдельных классов задач. Третий параграф содержит описание и анализ опытного преподавания, осуществленного на базе школы № 21 г. Кирова.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10